28 вересня 2021, 00:20

Выборы в Германии: какой будет политика после эпохи Меркель

Все, кто наблюдал за федеральными выборами в Германии, согласятся, что их контекст выходит за пределы исключительно внутригерманского.

Не менее, а может и более важная составляющая – касающаяся сохранения лидерства Германии в ЕС, а также того, какой должна быть политика после завершения эпохи Ангелы Меркель. Именно на этом я и хочу сакцентировать внимание.

Великобритания после брэкзита – уже не часть ЕС. А Франция, действующий лидер которой Эммануэль Макрон наверняка будет пытаться занять роль Меркель, в следующем году погружается в предвыборную кампанию.

В некоторых мировых СМИ уже называют фамилию премьер-министра Италии Марио Драги в качестве возможного нового лидера, которому удалось завоевать авторитет в традиционно расколотом итальянском политическом истеблишменте.

Но, во-первых, потенциал лидера определяется в том числе степенью влияния страны, и здесь инерция многолетнего лидерства Германии во главе с Меркель, уверена, ещё долго будет продолжаться.

А, во-вторых, дело не только и не столько в поиске личности, способной демонстрировать лидерские качества в масштабе Евросоюза, но и в самой провидимой политике. Несмотря на умение Меркель сглаживать конфликты и такое качество, как компромиссность, за годы ее канцлерства Европа столкнулась с новыми вызовами, требующими пересмотра политики по ряду направлений.

На эту тему недавно было интересное исследование, которое провёл Европейский совет по международным отношениям среди 12 стран-членов ЕС.

Так вот в этом исследовании есть вывод о том, что "ЕС нуждается в новом германском видении" и выходе политики за рамки "Меркелизма". В том смысле, что "Ангеле Меркель удавалось удерживать статус-кво на континенте, однако вызовы, которые сегодня есть перед Европой, требуют более решительной политики".

Кстати, в этом же исследовании есть вопрос по поводу лидерства Макрона, и только 14 % респондентов в ЕС видят Макрона гипотетическим лидером Европы, по сравнению с 41 % за Да и неизвестно, победит ли он на следующих выборах.

Поэтому если подытожить ожидания внутри ЕС относительно политики, которую будет проводить новый канцлер Германии, то они такие.

1. Запрос на более целостную позицию в вопросе коллективных интересов и действий (часть стран считали, что Меркель делала перекос в сторону бизнес-интересов Германии, а не европейской солидарности).

2. Запрос на более чёткую позицию по России и Китаю (в отношении РФ все ещё чувствуется "остполитик", актуальная для предыдущих десятилетий; в отношении Китая – вопрос баланса между США и Китаем).

3. Запрос на усиление обороноспособности (на этих выборах, кстати, если говорить о внутригерманском контексте, чуть ли не впервые дискутировалась позиция партий относительно роли спецслужб/безопасности в целом; видимо, на фоне кибератак накануне выборов).

4. Запрос на гарантии, касающиеся СП-2 (в ЕС не верят в то, что этот газопровод удастся остановить; но ожидания того, что новый канцлер должен обеспечить соблюдение обязательств, данных Меркель, включая сохранения транзита через Украину – есть).

5. Запрос на ответ на евроскептические течения внутри ЕС (в июле 16 европейских ультраправых и консервативных партий, часть из которых входят в коалиционные правительства, заявили об объединении усилий в борьбе против политического вектора ЕС и увеличения власти европейских органов; среди подписантов совместной декларации – партия премьер-министра Венгрии Виктора Орбана "Фидес", польская правящая партия "Право и справедливость" Ярослава Качиньского, французское "Национальное собрание" Марин Ле Пен, австрийская партия "Свобода" Герберта Кикля, испанская партия Vox Сантьяго Абаскаля, итальянские партии "Лига и Братья" Маттео Сальвини и "Братья итальянцы" Джорджии Мелони, финская партия "Истинные финны" Юсси Халла-ахо).

Как будет – посмотрим. Ну а пишу я об этом для того, чтобы в Украине был понятен общеевропейский контекст происходящего. Потому что успех внешней политики зависит как от умения формулировать наши интересы, так и от уместности во временим тех или иных инициатив.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Росія сприймає і переговори як СВО

Ісаак Ньютон якось сказав: "Досвід – це не те, що відбувається з вами; це те, що ви робите з тим, що відбувається з вами". Здавалося б, кожен новий захід на переговорне коло наочно демонструє/виявляє, що працює, а що ні; як і те, хто як використовує переговори та час...

"Тягомотина"

Парадокс. Усі у світі розуміють абсолютну безпричинність війни РФ проти України (у сенсі відсутності будь-яких реальних причин – немає ні етнічного, ні релігійного факторів, які часто означають непримиренність), а вихід з війни, як і раніше, наштовхується на ультиматуми Росії і "тягомотину", як сказав днями один із небагаточисленних союзників РФ...

Щодо виходу із війни і розуміння миру

Здавалося б, усі розуміють, що єдино можливий варіант зупинки російсько-української війни (коли є полярні позиції сторін і глобальний контекст/вимір війни) – це перемирʼя...

План "Бармаглот"

Невідомо, чи є в реалі ніби-то американський план із 28 пунктів, сформований у консультаціях із РФ, про який останніми днями так активно пишуть ЗМІ...

Про глобальний вимір руху до миру

У буремні часи живемо, поза сумнівом. Коли війни та конфлікти оголили різного типу вразливості – виклики одночасно є і на рівні держав, і на рівні альянсів, і на рівні систем загалом...

Ялта-2

Уже зараз, на стадії обговорення гарантій безпеки для України, можна констатувати нові реалії. Якщо усі ці понад 30 років з моменту розвалу Радянського Союзу, фактично до повномасштабного вторгнення РФ в Україну у 2022 році, саме Росія сприймалась Заходом як гарант від хаосу на пострадянському просторі, то зараз усе навпаки...