28 вересня 2021, 00:20

Выборы в Германии: какой будет политика после эпохи Меркель

Все, кто наблюдал за федеральными выборами в Германии, согласятся, что их контекст выходит за пределы исключительно внутригерманского.

Не менее, а может и более важная составляющая – касающаяся сохранения лидерства Германии в ЕС, а также того, какой должна быть политика после завершения эпохи Ангелы Меркель. Именно на этом я и хочу сакцентировать внимание.

Великобритания после брэкзита – уже не часть ЕС. А Франция, действующий лидер которой Эммануэль Макрон наверняка будет пытаться занять роль Меркель, в следующем году погружается в предвыборную кампанию.

В некоторых мировых СМИ уже называют фамилию премьер-министра Италии Марио Драги в качестве возможного нового лидера, которому удалось завоевать авторитет в традиционно расколотом итальянском политическом истеблишменте.

Но, во-первых, потенциал лидера определяется в том числе степенью влияния страны, и здесь инерция многолетнего лидерства Германии во главе с Меркель, уверена, ещё долго будет продолжаться.

А, во-вторых, дело не только и не столько в поиске личности, способной демонстрировать лидерские качества в масштабе Евросоюза, но и в самой провидимой политике. Несмотря на умение Меркель сглаживать конфликты и такое качество, как компромиссность, за годы ее канцлерства Европа столкнулась с новыми вызовами, требующими пересмотра политики по ряду направлений.

На эту тему недавно было интересное исследование, которое провёл Европейский совет по международным отношениям среди 12 стран-членов ЕС.

Так вот в этом исследовании есть вывод о том, что "ЕС нуждается в новом германском видении" и выходе политики за рамки "Меркелизма". В том смысле, что "Ангеле Меркель удавалось удерживать статус-кво на континенте, однако вызовы, которые сегодня есть перед Европой, требуют более решительной политики".

Кстати, в этом же исследовании есть вопрос по поводу лидерства Макрона, и только 14 % респондентов в ЕС видят Макрона гипотетическим лидером Европы, по сравнению с 41 % за Да и неизвестно, победит ли он на следующих выборах.

Поэтому если подытожить ожидания внутри ЕС относительно политики, которую будет проводить новый канцлер Германии, то они такие.

1. Запрос на более целостную позицию в вопросе коллективных интересов и действий (часть стран считали, что Меркель делала перекос в сторону бизнес-интересов Германии, а не европейской солидарности).

2. Запрос на более чёткую позицию по России и Китаю (в отношении РФ все ещё чувствуется "остполитик", актуальная для предыдущих десятилетий; в отношении Китая – вопрос баланса между США и Китаем).

3. Запрос на усиление обороноспособности (на этих выборах, кстати, если говорить о внутригерманском контексте, чуть ли не впервые дискутировалась позиция партий относительно роли спецслужб/безопасности в целом; видимо, на фоне кибератак накануне выборов).

4. Запрос на гарантии, касающиеся СП-2 (в ЕС не верят в то, что этот газопровод удастся остановить; но ожидания того, что новый канцлер должен обеспечить соблюдение обязательств, данных Меркель, включая сохранения транзита через Украину – есть).

5. Запрос на ответ на евроскептические течения внутри ЕС (в июле 16 европейских ультраправых и консервативных партий, часть из которых входят в коалиционные правительства, заявили об объединении усилий в борьбе против политического вектора ЕС и увеличения власти европейских органов; среди подписантов совместной декларации – партия премьер-министра Венгрии Виктора Орбана "Фидес", польская правящая партия "Право и справедливость" Ярослава Качиньского, французское "Национальное собрание" Марин Ле Пен, австрийская партия "Свобода" Герберта Кикля, испанская партия Vox Сантьяго Абаскаля, итальянские партии "Лига и Братья" Маттео Сальвини и "Братья итальянцы" Джорджии Мелони, финская партия "Истинные финны" Юсси Халла-ахо).

Как будет – посмотрим. Ну а пишу я об этом для того, чтобы в Украине был понятен общеевропейский контекст происходящего. Потому что успех внешней политики зависит как от умения формулировать наши интересы, так и от уместности во временим тех или иных инициатив.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Про стратегічну не/визначеність та рух до неї

Все ж, є відчуття та певні передумови вважати, що адміністрація Дональда Трампа енергійно почне діяти у напрямку зупинки війни. Це також помітно і по рішеннях діючої адміністрації Джозефа Байдена, яка зараз задіює усі можливі ресурси, що важливо...

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...