28 січня 2022, 00:01

О российской агрессии: от А к Б и наоборот (по Энди Урхолу)

Ну ок. Попробую написать по теме риска нового вторжения как бы со стороны. С позиции не внутри ситуации, а извне. Просто, чтобы понять мотивацию и действия разных субъектов.

Многие мои знакомые, не имеющие отношения к политике, то и дело спрашивают: нападет ли опять Россия? правда ли, что "торг" идёт в треугольнике США-Россия-Китай? что будет дальше? Ну и тд. Вплоть до конспирологии разной.

С одной стороны, все понимают, что Россия – непрогнозированный субъект политики (собственно, Кремль и торгует в мире этой отработанной технологией), а значит – от неё можно ожидать чего угодно. Поэтому упредить риск новой военной атаки (через формулирования санкционных мер) – правильно.

А с другой – все понимают, что в диапазоне "блеф-реальное новое вторжение" есть целый спектр разных деструктивных вредоносных действий, которые не подпадают под санкции. Кроме того, "санкции на будущее" не решают текущих проблем с аннексией и оккупацией.

И с третьей стороны, Россия торгует несуществующей повесткой о нерасширении НАТО, понимая, что никаких утвердительных ответов ей никто не даст. Да и не рассчитывают на это в Кремле. Как уже известно, и ответ США России, и ответ НАТО содержат исключительно предложения по специфическим сферам переговоров – 1). по контролю над вооружением; 2). транспарентности военных учений; 3). возобновлению работы совета НАТО-Россия (если говорить об ответе Альянса Москве).

И вот во всей этой истории правильно идти через интересы стран. Про Китай, считаю, в данном конкретном случае речь не идёт. Ведь никто и ни на какие уступки не собирается идти в принципе. А значит – и сам переговорный процесс не о результате.

Итак, США, которые являются хедлайнером процесса выработки коллективного подхода вместе с Европой санкционной политики в отношении России на случай нового вторжения. Для нас это хорошо, потому что позволяет избежать новой угрозы в будущем и демонстрирует высокий уровень поддержки Украины со стороны США. Но интерес Америки (с точки зрения самой Америки), на мой взгляд, лежит в сфере лидерства. В этой ситуации имиджево США в любом случае выигрывают, защищая Украину, что после Афганистана имеет значение.

Россия, которая навязывает всем заведомо нереалистичную повестку. Вся эта тема с нерасширением НАТО и прочая геополитическая "лабуда" времен Холодной войны не имеет никакого отношения к текущим реалиям (реальная повестка касается тем нераспространения оружия и сокращения военных учений). Но Кремлю, наверное, важно показать, что Россия – крупный мировой лидер, раз пытается навязать США требования не то, что касающиеся Украины, но и Европы в целом. Плюс – за счёт мнимых угроз всегда можно держать в состоянии мобилизации рос граждан, и говорить: смотрите, мы же хотели говорить о "мире", а Запад такой-сякой отверг наши предложения, ну и тд.

Европа, которая, судя по заявлениям разных европейских политиков, чувствует себя как бы немного уязвлённой в переговорном процессе США-Россия. Очень красноречива позиция Германии: мол, зачем включать в санкционные меры (на случай нового вторжения России в Украину) СП-2, если он будет запущен не ранее июля. В общем, Европа, как всегда, не может определиться между экономическими проектами с Россией и темой безопасности. Но рано или поздно это все равно придётся сделать. И не из-за Украины. Или не потому, что США. А потому, что это касается интересов самой Европы. Миграционный кризис на границе с Беларусью и газовый шантаж показали уязвимость самой Европы.

Украина, которая стала поводом для переговоров в самых разных форматах. Повторюсь: для нас хорошо, что США и Европа пытаются выработать общий санкционный подход на случай новой военной атаки. Россия – непрогнозированный субъект, и никто не знает, где пределы ее "политики взломов", провозимой начиная с 2014 года. Но для нас не менее важно решать и проблемы безопасности, которые есть здесь и сейчас. Очевидно, что разных гибридных действий со стороны РФ, позволяющих избегать санкций, будет становиться больше. В этом смысле я не очень поняла, почему в Украине фраза Байдена о "малом вторжении" вызвала такое недопонимание. Это как раз прикладная часть вопроса, касающаяся разных возможных спецопераций. И наш интерес наоборот должен заключаться в том, чтобы под определение "атака" подпадали и гибридные действия (кибератаки, например). И отдельно – о гарантиях безопасности. Если Россия продвигает нереалистичную повестку о нерасширении НАТО, то Украине надо предлагать реалистичную – в том числе о различных локальных союзах (в Чёрном море, например) на фоне НАТО как средне- и долгосрочной цели.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...

Чи можна "заморозити" війну без руху до сталого миру

По суті, Олаф Щольц пропонує (маю на увазі його пропозиції, про які пише La Repubblika) варіант замороження війни. Мабуть, виходячи із того, що за умов крайніх позицій сторін можливо говорити про варіанти зменшення активності – і бажано не за рахунок країни, на яку здійснено напад, а за рахунок країни, яка цей напад здійснила...