30 березня 2022, 01:27

Украина. После войны

В каждом интервью я говорю о том, что Украина выйдет из этой войны сильнее, умнее, красивее. Во всех смыслах. Во всех сферах. Несмотря на те разрушения, которые Россия уже нам принесла, и ещё может принести (не удивлюсь, если там и голод захотят устроить, по старой советской привычке).

Любая проблема начинается с головы. Ее разрешение – оттуда же. Развязав войну (с 2014-го и по нарастающей), Россия своими же руками и своей же тупостью обнулила все существующие внутренние противоречия и штампы, и, наконец, показала всему миру, кем она есть.

Даже если оккупанты временно заходят в отдельные украинские города и проводят какие-то референдумы, все это – уже неработающая схема. И перспективы исторической у РФ в действующем формате – нет. Это не 30-40 годы XX столетия, когда не было интернета. Информация сейчас распространяется молниеносно. И мир российское нутро, черное, наконец, увидел. У Кремля не получится, например, как когда-то с Андре Жидом и Лионом Фейхтвангером, которых пригласили в СССР, обласкали, чтобы они писали хвалебные оды.

Россия, показав кем она есть, обнулила в самой Украине остатки ностальгии (у тех, у кого она была) по прошлому и иллюзии относительно "братскости" в будущем. Даже Гитлер не бомбил немецкоговорящих. А Путин показал свой "братский оскал" и русскоговорящим городам Украины.

Хотя, надо сказать, достаточно долгое время после развала СССР Украина и Россия как постсоветские государства переживали, во многом, схожие процессы. Постсоветское пространство устроено так, что практически не поддается реформам. Поэтому в России была сформирована сырьевая экономика, которая зависит от цен на энергоресурсы. Поэтому в Украине была сформирована экспортно ориентированная экономика, которая, во многом, зависела от внешнего спроса и цены на российский газ.

При этом, с точки зрения менталитета/идентичности, политической системы и движения государств, Украина и Россия – абсолютно разные. В РФ очень боялись демонстрации этой разницы, прежде всего, на уровне идентичности – потому что тогда бы пришлось ответить на вопрос и о собственной идентичности. И как только Украина начала меняться и выходить постепенно из "постсоветской трясины", в России решили разрушить Украину. Но разрушат, в итоге, окончательно не только существующие штампы, но и самих себя в перспективе. Последствия этой войны будут по принципу "кругов на воде" и в разных сферах и масштабах. Не удивлюсь, если УПЦ МП добровольно выйдет из РПЦ. А последствия будут касаться всего постсоветского пространства (Беларуси, Молдовы, Грузии особенно).

Ну а Украина поняла, что, кроме внешней поддержки, надо становиться сильной изнутри. Быть сильной – значит неуязвимой. Украина показала, что может не бояться российской армии, и побеждать.

И умной. Это российский подход – сила есть, ума не не надо. Мы себе этого не можем позволить. Поэтому ещё один вывод – это важность действующих институций. И тех, которые обеспечивают успех фронта в отражении агрессии. И тех, которые обеспечивают работу тыла – и во время войны, и после войны.

Ну и красивой. В этой войне мы показали принципиальное отличие от оккупанта. И смелостью, и единством, и чувством юмора. И мы говорим много о будущем, а не носимся с портретами мертвых, как будто это праздник некромантии.

Часто вспоминаю два эссе Умбэрто Эко – "История красоты" и "История уродства". Украина – это про красоту. Ну а кто себя показал безобразно, как убийца и мародёр – видят все и знают все.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Що може бути далі після ''ні миру, ні війни''

Власне, навіть, з публічних заяв/розмов можна виокремити дві складові: 1. Зупинка війни та інструменти, які можуть бути задіяні для цього...

Світова еклектика

Все ж, навіть публічне інформаційне поле останніх місяців дає підстави вважати, що є налаштованість у тих, хто має важелі впливу, докласти зусиль для припинення війни...

Про гарантії безпеки

Все ж, показовим є те, з якою обережністю західні лідери обговорюють можливу миротворчу місію в Україні, всіляко підкреслюючи варіант на після гарячої фази війни...

Про стратегічну не/визначеність та рух до неї

Все ж, є відчуття та певні передумови вважати, що адміністрація Дональда Трампа енергійно почне діяти у напрямку зупинки війни. Це також помітно і по рішеннях діючої адміністрації Джозефа Байдена, яка зараз задіює усі можливі ресурси, що важливо...

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...