10 квітня 2013, 11:33

Освобождение Луценко: что это было? И что будет?

Освобождение Юрия Луценко из неволи стало удивительной новостью для всей Украины и не только. Ну, разве что не для Януковича, Лутковской и чиновников из Комиссии по помилованию. А вот почему это случилось – четкого ответа по сей день нет. Наиболее наивные верят в чувство христианского всепрощения, которое теплится в душе Президента, другие твердят о стремлении власти выторговать у Европы столь необходимое соглашение об ассоциации Украины с ЕС, третьи... Автор терпеливо выслушал всех и сделал собственные выводы.

Первое, что удивило: как Янукович мог решиться помиловать осужденного без его личного прошения? А Луценко, заметим, за решеткой проявил себя много лучше, чем в кресле министра. И как сказал, что виновным себя не считает и о помиловании не попросит – так и сделал. Ах да, на защиту политического невольника со всей принципиальностью выступила омбудсмен Лутковская: ну, типа "человек страдает физически, ему бы подлечиться в домашних условиях, то да се..." Для госпожи обмудсмена спешим напомнить: на тюремных "больничках" томятся тысячи осужденных в куда более тяжелом состоянии, нежели Луценко: СПИД, туберкулез и прочие тяжкие недуги в последней стадии, не оставляющие шансов на выздоровление, почему-то не стали основанием для ходатайств омбудсмена и для помилования. Почему бы госпоже Лутковской не вставить в свое персональное обращение к Президенту по поводу Луценко пару фамилий этих доходяг – просто для приличия?

Помимо этого, не взирая на радость за Юрия Луценко, переполняющую душу автора, вкралось нехорошее подозрение, что господин Президент в данном конкретном случае превысил свои полномочия. Ибо изучение текста Указа Президента "Про положение про порядок осуществления помилования" от 16 сентября 2010 года навело на мысль, что в данном случае процедура была нарушена.

В соответствие с п.3 Указа право ходатайствовать перед Президентом о помиловании имеет лишь осужденный. А коль так – помилование Луценко не легитимно и его в любой момент могут снова загнать на нары: достаточно какому-то ревнителю законности опротестовать решение Президента. Мы поинтересовались мнением людей мудрых и всезнающих. Их позиции диаметрально разделились.

Так, глава Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров, чью кандидатуру дважды выдвигали на пост омбудсмена, считает, что процедура помилования – это образно говоря "внутриведомственный документ", когда Президент устанавливает правила, по которым должны действовать его подчиненные. Но право миловать делегировано Президенту Конституцией, а Основной Закон – это Закон прямого действия, стоящий выше любого Указа или Положения. Поэтому в данном случае Президент вправе действовать по принципу: что хочу – то и ворочу. Он может, вообще говоря, миловать и без чьего-либо ходатайства.

С Захаровым категорически не согласен его именитый коллега – лидер "Донецкого мемориала" Александр Букалов. Случай с Луценко он классифицирует как "избирательную справедливость". Букалов считает, что п.3 Положения не дает права ходатайствовать о помиловании кому-либо за исключением самого осужденного. Причем, по словам Букалова, требование признать ходатаем свою вину не является обязательным. Но обратиться к Президенту лично – этого не избежать, если уж следовать букве закона.

Адвокат Валентина Теличенко, представляющая интересы Луценко в ЕСПЧ, считает, что Президент обязан придерживаться положений Указа о помиловании. И если бы текст Указа категорически запрещал кому-то за исключением осужденного ходатайствовать о помиловании, то Януковичу следовало сначала отменить Указ и установить новые правила, после чего реагировать на обращение омбудсмена. Но Теличенко считает, что в п.3 действующего Положения круг лиц, которые имеют право обращаться за помилованием очерчен не четко – в предыдущей версии Указа это было сделано более детально. А коль не запрещено, значит разрешено. Она не видит признаков превышения власти в действиях Президента.

Как видим, три именитых толкователя законов трактуют действия Януковича по-разному, и "профессиональные дилетанты"-журналисты не в праве вмешиваться в дискуссию.

Но остается открытым еще один вопрос относительно чудесного освобождения Луценко. Поражает оперативность власти в реагировании на письмо омбудсмена. В данном случае чиновничество совершило подвиг оперативности во имя скорейшего освобождения заключенного. В соответствие с "Порядком осуществления помилования", просьба о помиловании направляется администрации учреждения по исполнению наказания. В течение 15 дней тюремное руководство обязано переправить обращение в Администрацию Президента, а именно – в Управление по помилованию при Президенте. При этом к просьбе о помиловании следует приложить пухлый пакет документов: копия приговора, постановления и решения судов, подробную характеристику из мест лишения свободы... Не даром "Порядок" отводит на это полмесяца.

Далее – по процедуре. Управление вправе запросить у органов власти дополнительные документы по персоне. Рассмотрением обращений в Управлении занимается одноименная Комиссия. И заседает она, как вы догадываетесь, не каждый день. После ознакомления с материалами члены Комиссии голосуют и предоставляют Президенту свои предложения по результатам голосования. Когда Президент ознакомится с предложениями Комиссии и сколько времени займет подготовка Указа о помиловании – "Положение" или иной документ не оговаривает.

Случай с Луценко – беспрецедентный. Вопреки практике, когда прошение подает сам осужденный, и оно через администрацию учреждения по исполнению наказания движется дальше по инстанциям, о снисхождении просил не осужденный, а омбудсмен. Лутковская направила свое обращение напрямую в АП. Но без упомянутого пакета документов Комиссия по помилованию не могла рассмотреть ее обращение. Значит, следовало обратиться с запросом в колонию, где находится Луценко, дождаться подготовки всех характеристик, копий приговора и постановлений суда, фельдъегерская служба все это должна доставить на улицу Банковую в Киев... Даже если предположить, что день доставки всех документов совпал с днем очередного заседания комиссии (проведения внеочередных заседаний Положение не предусматривает), все равно, в несколько дней не уложиться. Значит – Луценко освобождали авральным порядком.

К тому же не ясно, почему Лутковская "попросила за Луценко" именно сейчас, а не раньше? Ведь Положение про помилование допускает сокращение отбывания наказания и до истечения половины срока – в случаях, "требующих особо гуманного отношения" – в истории с Луценко это, очевидно, могло быть состояние здоровья осужденного, которое ухудшилось у него не вчера.

Что послужило причиной? Возможно, то, что через несколько дней Высший специализированный суд планировал огласить решение по кассационной жалобе Луценко – уже 10 апреля? А после этого, как известно, мог быть запущен механизм рассмотрения обращения адвокатов Луценко в Европейский суд по правам человека? То, что ЕСПЧ принял бы решение в пользу Луценко – это и к бабке не ходи. Ну а Украине после этого деваться было бы некуда – освобождать – и точка! Но одно дело, если Янукович помилует Луценко до приговора по кассации, другое – если после.

Правда, тут есть одно "но". Даже с учетом принятия ЕСПЧ жалобы адвокатов Луценко в первоочередном порядке, решение можно было получить минимум года через полтора – аккурат к истечению срока наказания, назначенного украинским судом. То есть, кроме морального удовлетворения Луценко в любом случае ничего бы не получил.

К тому же властям ничто не мешает сфальсифицировать еще пару-тройку уголовных дел, "арестовать подследственного" и начать по ним производство, как это было сделано в отношении Юлии Тимошенко. Тогда – прощай ЕСПЧ! Более того, даже в рамках нынешнего дела, по которому Луценко осужден, Высший специализированный суд мог принять соломоново решение: "обнаружить грубые процессуальные нарушения" и направить дело на новое расследование. Луценко при этом также автоматически терял шанс обратиться в ЕСПЧ. Ничего этого власть не сделала.

И еще одно возможное объяснение стремительному вызволению Луценко. Властью двигал страх, что Европейский суд прикажет перевести Луценко по правилу 39 Регламента Европейского суда в цивильную больницу. Существовала ли такая переписка с судом, знала ли об этом улица Банковая – можно только гадать. Но то, что сегодня Луценко ложится на вторую операцию косвенно подтверждает: перевод в гражданскую больницу был вполне прогнозируемым результатом переписки с ЕСПЧ вскоре после оглашения решения по кассации.

Допустить, что на Комиссию по помилованию при Президенте подействовали некие материальные аргументы (что по утверждению знатоков отнюдь не новость) в случае с Луценко нельзя – ведь тут замешана большая политика. Значит, остаются две версии: Европа-таки додавила упорного Януковича, либо последнее: во власти – полные профаны, которые не могут ничего просчитать и красиво исполнить. Ибо помилование Луценко в том виде, в каком оно было реализовано, представляет Януковича и его команду в глупейшем, самом беспомощном виде.

Глубоко законспирированные источники автора в эшелонах украинской и европейской власти утверждают, что Януковича попросту "додавили". Казалось бы: чего бояться Президенту, выдержавшему многомесячный прессинг Европы и Америки по вопросу Юли и Юры? Янукович и так практически невыездной: ручкаться с ним европейские лидеры не желают, саммиты игнорируют, его вертолетная площадка на склонах Днепра с сигарным залом простаивает без дела. Но это он переживет. Хуже другое: дела в украинском царстве – швах: денег нет, даже реформа госслужбы откладывается, уже решили экономить на нищем образовании, без международных кредитов гривну не удержать, ахметовский металл не продается... А ведь соглашение об ассоциации Украины с ЕС предоставляет не только льготные условия для предоставления Шенгена украинским заробитчанам и прочим, но и значительные преференции украинским экспортерам. Да и в финансовой сфере беда: гривну никак нельзя отпускать (а надо). Дефицит торгового баланса зашкаливает. Отсрочить катастрофу до выборов можно лишь с помощью международных кредитов. На этом фоне запад мог очень даже продуктивно поторговаться: вы – свободу Юре и Юле, мы вам – соглашение об ассоциации и денег.

Вопрос становится ребром: отпустить этих политузников или плюнуть на западные блага? Луценко на свободе – полбеды для власти. К тому же, со здоровьем у Юрия Витальевича, похоже, и впрямь нелады. И, судя по острожным высказываниям Луценко, он не горит желанием возглавить революционное движение против нынешней власти. Под освобождение Тимошенко тоже можно разработать схему: например, изобличив реальных заказчиков убийства Щербаня и сняв обвинения с Тимошенко, а также похерив дело по ЕЭСУ. Впрочем, для этого требуется время, которое можно использовать для получения внешнеполитических и финансовых дивидендов за освобожденного Луценко.

Но Юлия Владимировна на свободе – это для Януковича гарантия проигранных президентских выборов. Что делать: смириться с проигрышем уже сейчас и в оставшееся время максимально подеребанить страну? Или плюнуть на главное требование Запада, на его помощь, на окончательный завал в экономике и на недовольство электората, сделав ставку на беспредел в избирательной гонке? В обоих случаях у партии власти очень мало шансов на выигрыш.

Но кто же в таких делах довольствуется синицей в руках, когда остается хоть и эфемерный шанс поймать журавля?...

И тем не менее, у Тимошенко есть шансы выйти на свободу в обозримом будущем. В значительной мере они определяются экономической ситуацией в стране и запасом прочности системы. Какова она на самом деле, вряд ли знают даже на Банковой и Грушевского. По разным оценкам, сегодня объемы теневой экономики Украины достигают 50-70%. Что делать Януковичу и его команде? Ну, хоть монетку бросай...

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

У пошуках Гігавата й кількох літер

Третя військова зима. Третій рік енергосистема під масованими обстрілами. Всі енергооб'єкти давно пристріляні, їх відновлення – марна справа, бо знову прилетить...

Чи врятує Україну рів із крокодилами?

Нардеп Максим Ткаченко заявив, що близько 150 тисяч українців повернулися на окуповані території. Щоправда, пізніше вибачився, заявивши, що це лише припущення, бо підрахувати кількість тих, що виїхали, неможливо...

Снова – на шашлыки?

россия пугала-пугала ядерным ударом и наконец ударила ракетой, способной нести ядерные боеголовки. Американцы об этом знали наверняка, потому и закрыли посольство в Киеве...

План победы в одном предложении

Содержание Плана победы Зеленского можно уместить в одну фразу: дайте оружия, денег и защитите. Победный фарс заштатного актеришки на трибуне Верховной Раде провалился...

Вугледар: це і є ваш план перемоги?

Боєць ЗСУ, колишній нардеп й громадський активіст Ігор Луценко описує в ФБ відхід наших бійців з Вугледару: "72-га виходила тяжко, криваво...

Жажду крови

Я очень хочу знать имена причастных к этой войне и видеть судебные приговоры. Все начальники разведки с 2007 года должны попасть под суд. Почему с 2007-го? Да потому что 10...