Школьная программа: разгрузка
Дорогие родители! У меня для вас есть две новости: просто хорошая и информативная. А также – отдельно- призыв к действию. А теперь по порядку.
Просто хорошая новость проста и прекрасна: в нашем третьем классе учительница разрешает детям вместо учебников носить в школу ридеры, электронные книжки, в которых эти учебники записаны. Причем – не декларирует это, а просто разрешает тем, у кого такие ридеры есть. У нас в классе таких детей оказалось четверо. А с позавчерашнего дня – уже пятеро, если считать мою дочь. Вы скажете – только пять из тридцати двух учеников? А я отвечу – ну да, целых пятнадцать процентов.
Это решение нашей чудесной учительницы восхитительно тем, что не требует ни от кого никаких усилий. Не нужно приходить к консенсусу. Добиваться единогласия. Давить большинством. Есть электронная книжка? Отлично. Нет? Без проблем, вот тебе бумажная. Ситуация максимально комфортна для всех. И изменения происходят именно в таком комфортном режиме.
Чтобы предупредить ваши вопросы, скажу сразу – да, практически все учебники, кроме самых новых, есть в интернете. Да, это просто сканы в формате PDF – их делают и выкладывают, в основном, издательства, которые эти учебники печатают. Нет, на официальном сайте Министерства образования, которое является заказчиком этих учебников, ничего подобного нет.
И это очень жаль. Потому что вот же, прямо на наших глазах, можно сказать, стихийно происходит оптимизация – причем и экономическая тоже. Ее шаги очевидны: сначала министерство должно выложить все учебники на своем сайте – или создать отдельный, под своей эгидой. Потом, спустя время, промониторить скачивания – сколько, из каких регионов, какие учебники – словом, собрать статистику. Потом, возможно, провести анкетирование среди учащихся – что нужно изменить, какой электронный формат удобнее, ну, вообще поинтересоваться у пользователей качеством предоставляемой услуги. И, наконец- тадам! – собирать заявки со школ о количестве бумажных учебников, которые нужно напечатать. Ну, вы уже поняли – тем детям, у которых есть ридеры, бумажные учебники не нужны. Вообще. Это значит, что в нашем классе напечатали 15 процентов "лишних" учебников. В одном только классе одной школы. И это я уже не говорю о дух захватывающих перспективах, когда ошибки в учебниках можно будет исправлять в электронном виде, оптимизировать программы на ходу и практически без затрат и о многом другом. До всего этого и правда далеко. Сейчас речь идет лишь об экономии бумаги и расходов на печать.
А с информативной новостью я, возможно, немного опоздала – события в этой области развиваются стремительно. Речь об объявленном 17 ноября Министерством образования движении в направлении разгрузки учебных программ младшей школы. Цитирую сайт Министерства: "У Міністерстві освіти та науки за ініціативи заступника Міністра освіти і науки Павла Полянського відбулося засідання робочої групи щодо розвантаження надмірно ускладнених навчальних програм для початкової школи. Принципово ж нові програми розроблятимуться у контексті вже нового освітнього законодавства.
За словами Павла Полянського, через надмірне ні науково, ні дидактично не виправдане навантаження у школі діти втрачають мотивацію до навчання, а вчителі – до викладання. До того ж, програми нерідко передбачають такі вимоги до дітей, які значно перевищують параметри Держстандарту початкової освіти. До цього додається велика кількість предметів, багато з яких – "одногодинні"; чи не щоуроку вчитель змушений навчати дітей новій темі. Адже головне завдання педагога у початковій школі – зацікавити і навчити школяра, а не "вичитати" запланований матеріал".
Скажу сразу – особо времени над этим всем думать нет, Министерство сразу объявило что "передбачається упродовж листопада здійснити весь комплекс робіт, пов'язаних із "розвантаженням" програм". То есть они уже почти управились.
Однако это, так сказать, срочное задание – а есть еще стратегическое. Снова цитирую сообщение Министерства: "Під час засідання робоча група обговорила на перспективу можливості інтегрувати зміст ряду предметів, щоб скоротити кількість уроків у розкладі школяра". И вот по этому поводу у меня как раз есть предложение.
Вот открываем, к примеру, математику. Что тут у нас? Так: "За 5 годин роботи на заводі виготовили 35 холодильників. У наступні 3 години виготовляли щогодини на 1 холодильник більше. Скільки холодильників було виготовлено на заводі за робочий день?" (стор. 67)
Читаешь и как-то сразу сводит зубы – сперва даже не понимаешь почему, вроде и тематика не сельская, завод вот, холодильники... Ну конечно! Это же следующий намертво зацементированный археологическй пласт, лежащий уровнем выше сельской идиллии: индустриальная романтика. ХХ век был веком индустриальным. Повсюду строились заводы, на них работали люди – а в СССР они еще и мифологизировались вместе с их холодильниками, спецовками, кувалдами, добрым взглядом, усталой поступью и всем этим набором черт идеального героя. Но ведь индустриальная эпоха давно закончилась, в том числе идеологически. Да, где-то на аутсорсе по-прежнему собирают автомобили и холодильники, но это уже не квалифицируется как рабочий подвиг. Это просто работа, причем не очень престижная. Потому что мы живем уже в постиндустриальном обществе, причем лет как минимум 30 уже. И у этого общества, как бы это попроще сказать, – другой дискурс. Короче, производство холодильников – это не интересно. Ну, то есть, их там делают, конечно, но это вполне рутинный, ничем не выдающийся, фоновый процесс и совсем не нужно так отчаянно привлекать к нему внимание всего общества.
Гораздо интереснее про потребление. Сравните, например. "При полной зарядке ноутбук может работать от батарейки 4 часа. Чтобы составить реферат о серии офортов Тараса Шевченко "Живописна Україна" (1843-44 гг), нужно полтора часа. Сколько детей успеют полностью выполнить домашнее задание до подзарядки ноутбука?" Это я придумала, просто как пример. Да, не идеальная задачка с точки зрения логики, не буду спорить, но общее направление мысли вы поняли.
А теперь вернемся к реальному учебнику. Вот это мое любимое: "У 9 подарункових наборів розклали порівну 36 шоколадок... " (стор 122) Ну, во-первых, каждый знает, что в подарочном наборе шоколадка всегда только одна, врать-то детям зачем? Во-вторых, само понятие "подарочный набор" отдает таким махровым совком,что хочется бежать от этой задачи без оглядки. То есть – коробки разных конфет к праздникам существуют во всем мире. Но только на постсоветском пространстве их называют "подарочным набором" – и только те, кто помнит, как эти самые наборы распределялись на советских предприятиях (где, очевидно, делали холодильники). А были еще просто продуктовые наборы... Изыди, сатана! Меньше всего я хотела бы, чтоб эти идиомы из прошлой жизни вдалбливали моему ребенку в голову прямо на уроке. Вы еще о моральном кодексе строителя коммунизма вспомните.
А теперь откроем учебник по поразительному предмету "Я у світі". Оглавление: "Людина починається з добра. Основні обов'язки в сім'ї. Правила культурної поведінки. Україна – незалежна держава." Отличные темы, просто отличные! Нужно ли детям все это знать, понимать? Да конечно же! Как хорошо, что это есть в программе! Стоп. А почему для этого – отдельный учебник? Еще есть такой же эфемерный предмет "Основи здоров'я". Там тоже совершенно правильные вещи сказаны. Про режим дня. Про то, почему нужно мыть руки. Про правильное питание. Любо дорого почитать, честное слово.
А теперь внимание. Смотрите, что мы имеем: много профильных предметов – математика, украинский, чтение, природоведение, что еще там? На этих предметах все правила и примеры описываются с использованием старых, неактуальных, никому не интересных и ненужных жизненных конструкций. Собрали 35 холодильников... человек ехал по лесу и увидел слона (!) – это наш один классик сто лет назад написал, тогда это, наверное, интересно было, а сейчас – какая-то диковатая ситуация, честно говоря. А это отрывок из учебника по украинскому языку. Короче, полная архаика и белиберда с точки зрения современного ребенка. Зато создали целых два отдельных, новых предмета. Написали и напечатали учебники. Платят учителям за уроки. И там, отдельно, рассказывают правильные вещи. А совместить – не пробовали? Сэкономим на бумаге, я не говорю уже о всем прочем. Каждый пример, каждый отрывок текста должен быть как раз о реальной жизни – что нужно мыть руки, что Украина – незалежна держава, про нашу страну, ее географию, площадь, соседей, про правила культурного поведения, в конце концов. Выбросьте вы наконец эти холодильники, они там, в учебниках, со времен советской школы лежат нетронутые, как раз поверх человека, который слона увидел в лесу на рубеже XIX и XX веков, когда зоопарков не было еще. Замените все эти слежавшиеся фрагменты разнообразного прошлого актуальными знаниями, гуманитарными представлениями и культурными нормами, пересказанными человеческим языком. И ликвидируйте таким образом бессмысленные, надуманные, фантастические предметы.
А теперь, собственно говоря, призыв. Поскольку у нашего "Батьківського контроля" все еще нет своего сайта, а фейсбуком пользуются далеко не все – дорогие родители и учителя, напишите ваши предложения по оптимизации учебной программы и более разумной распределении нагрузки на учащихся. Вот прямо в комментариях и напишите. И там же обсудите. Я написала свое предложение – не бесспорное и наверняка далеко не единственное. Теперь ваша очередь. Подайте разумные идеи, а мы их попытаемся собрать и представить в Министерстве. Давайте использовать интернет по назначению)
UPD. Думала, ми уже переросли это – но нет, увы, нет. Два комментария из восьми, то есть четвертая часть, посвящены тому возмутительному факту, что этот текст написан по-русски. Авторы, разумеется, делают немедленный вывод, что украинским языком я не владею. Три клика мышкой – вообще-то я автор "Украинской правды", найдите мои статьи за последние пару лет на сайте. Клянусь, что написала их сама. Но самое главное: когда мы уж начнем обсуждать суть предложения, а не то, каким языком оно написано?