Зоя Звиняцьківська журналіст

Школьная программа: разгрузка

27 листопада 2014, 17:31

Дорогие родители! У меня для вас есть две новости: просто хорошая и информативная. А также – отдельно- призыв к действию. А теперь по порядку.

Просто хорошая новость проста и прекрасна: в нашем третьем классе учительница разрешает детям вместо учебников носить в школу ридеры, электронные книжки, в которых эти учебники записаны. Причем – не декларирует это, а просто разрешает тем, у кого такие ридеры есть. У нас в классе таких детей оказалось четверо. А с позавчерашнего дня – уже пятеро, если считать мою дочь. Вы скажете – только пять из тридцати двух учеников? А я отвечу – ну да, целых пятнадцать процентов.

Это решение нашей чудесной учительницы восхитительно тем, что не требует ни от кого никаких усилий. Не нужно приходить к консенсусу. Добиваться единогласия. Давить большинством. Есть электронная книжка? Отлично. Нет? Без проблем, вот тебе бумажная. Ситуация максимально комфортна для всех. И изменения происходят именно в таком комфортном режиме.

Чтобы предупредить ваши вопросы, скажу сразу – да, практически все учебники, кроме самых новых, есть в интернете. Да, это просто сканы в формате PDF – их делают и выкладывают, в основном, издательства, которые эти учебники печатают. Нет, на официальном сайте Министерства образования, которое является заказчиком этих учебников, ничего подобного нет.

И это очень жаль. Потому что вот же, прямо на наших глазах, можно сказать, стихийно происходит оптимизация – причем и экономическая тоже. Ее шаги очевидны: сначала министерство должно выложить все учебники на своем сайте – или создать отдельный, под своей эгидой. Потом, спустя время, промониторить скачивания – сколько, из каких регионов, какие учебники – словом, собрать статистику. Потом, возможно, провести анкетирование среди учащихся – что нужно изменить, какой электронный формат удобнее, ну, вообще поинтересоваться у пользователей качеством предоставляемой услуги. И, наконец- тадам! – собирать заявки со школ о количестве бумажных учебников, которые нужно напечатать. Ну, вы уже поняли – тем детям, у которых есть ридеры, бумажные учебники не нужны. Вообще. Это значит, что в нашем классе напечатали 15 процентов "лишних" учебников. В одном только классе одной школы. И это я уже не говорю о дух захватывающих перспективах, когда ошибки в учебниках можно будет исправлять в электронном виде, оптимизировать программы на ходу и практически без затрат и о многом другом. До всего этого и правда далеко. Сейчас речь идет лишь об экономии бумаги и расходов на печать.

А с информативной новостью я, возможно, немного опоздала – события в этой области развиваются стремительно. Речь об объявленном 17 ноября Министерством образования движении в направлении разгрузки учебных программ младшей школы. Цитирую сайт Министерства: "У Міністерстві освіти та науки за ініціативи заступника Міністра освіти і науки Павла Полянського відбулося засідання робочої групи щодо розвантаження надмірно ускладнених навчальних програм для початкової школи. Принципово ж нові програми розроблятимуться у контексті вже нового освітнього законодавства.

За словами Павла Полянського, через надмірне ні науково, ні дидактично не виправдане навантаження у школі діти втрачають мотивацію до навчання, а вчителі – до викладання. До того ж, програми нерідко передбачають такі вимоги до дітей, які значно перевищують параметри Держстандарту початкової освіти. До цього додається велика кількість предметів, багато з яких – "одногодинні"; чи не щоуроку вчитель змушений навчати дітей новій темі. Адже головне завдання педагога у початковій школі – зацікавити і навчити школяра, а не "вичитати" запланований матеріал".

Скажу сразу – особо времени над этим всем думать нет, Министерство сразу объявило что "передбачається упродовж листопада здійснити весь комплекс робіт, пов'язаних із "розвантаженням" програм". То есть они уже почти управились.

Однако это, так сказать, срочное задание – а есть еще стратегическое. Снова цитирую сообщение Министерства: "Під час засідання робоча група обговорила на перспективу можливості інтегрувати зміст ряду предметів, щоб скоротити кількість уроків у розкладі школяра". И вот по этому поводу у меня как раз есть предложение.

Вот открываем, к примеру, математику. Что тут у нас? Так: "За 5 годин роботи на заводі виготовили 35 холодильників. У наступні 3 години виготовляли щогодини на 1 холодильник більше. Скільки холодильників було виготовлено на заводі за робочий день?" (стор. 67)

Читаешь и как-то сразу сводит зубы – сперва даже не понимаешь почему, вроде и тематика не сельская, завод вот, холодильники... Ну конечно! Это же следующий намертво зацементированный археологическй пласт, лежащий уровнем выше сельской идиллии: индустриальная романтика. ХХ век был веком индустриальным. Повсюду строились заводы, на них работали люди – а в СССР они еще и мифологизировались вместе с их холодильниками, спецовками, кувалдами, добрым взглядом, усталой поступью и всем этим набором черт идеального героя. Но ведь индустриальная эпоха давно закончилась, в том числе идеологически. Да, где-то на аутсорсе по-прежнему собирают автомобили и холодильники, но это уже не квалифицируется как рабочий подвиг. Это просто работа, причем не очень престижная. Потому что мы живем уже в постиндустриальном обществе, причем лет как минимум 30 уже. И у этого общества, как бы это попроще сказать, – другой дискурс. Короче, производство холодильников – это не интересно. Ну, то есть, их там делают, конечно, но это вполне рутинный, ничем не выдающийся, фоновый процесс и совсем не нужно так отчаянно привлекать к нему внимание всего общества.

Гораздо интереснее про потребление. Сравните, например. "При полной зарядке ноутбук может работать от батарейки 4 часа. Чтобы составить реферат о серии офортов Тараса Шевченко "Живописна Україна" (1843-44 гг), нужно полтора часа. Сколько детей успеют полностью выполнить домашнее задание до подзарядки ноутбука?" Это я придумала, просто как пример. Да, не идеальная задачка с точки зрения логики, не буду спорить, но общее направление мысли вы поняли.

А теперь вернемся к реальному учебнику. Вот это мое любимое: "У 9 подарункових наборів розклали порівну 36 шоколадок... " (стор 122) Ну, во-первых, каждый знает, что в подарочном наборе шоколадка всегда только одна, врать-то детям зачем? Во-вторых, само понятие "подарочный набор" отдает таким махровым совком,что хочется бежать от этой задачи без оглядки. То есть – коробки разных конфет к праздникам существуют во всем мире. Но только на постсоветском пространстве их называют "подарочным набором" – и только те, кто помнит, как эти самые наборы распределялись на советских предприятиях (где, очевидно, делали холодильники). А были еще просто продуктовые наборы... Изыди, сатана! Меньше всего я хотела бы, чтоб эти идиомы из прошлой жизни вдалбливали моему ребенку в голову прямо на уроке. Вы еще о моральном кодексе строителя коммунизма вспомните.

А теперь откроем учебник по поразительному предмету "Я у світі". Оглавление: "Людина починається з добра. Основні обов'язки в сім'ї. Правила культурної поведінки. Україна – незалежна держава." Отличные темы, просто отличные! Нужно ли детям все это знать, понимать? Да конечно же! Как хорошо, что это есть в программе! Стоп. А почему для этого – отдельный учебник? Еще есть такой же эфемерный предмет "Основи здоров'я". Там тоже совершенно правильные вещи сказаны. Про режим дня. Про то, почему нужно мыть руки. Про правильное питание. Любо дорого почитать, честное слово.

А теперь внимание. Смотрите, что мы имеем: много профильных предметов – математика, украинский, чтение, природоведение, что еще там? На этих предметах все правила и примеры описываются с использованием старых, неактуальных, никому не интересных и ненужных жизненных конструкций. Собрали 35 холодильников... человек ехал по лесу и увидел слона (!) – это наш один классик сто лет назад написал, тогда это, наверное, интересно было, а сейчас – какая-то диковатая ситуация, честно говоря. А это отрывок из учебника по украинскому языку. Короче, полная архаика и белиберда с точки зрения современного ребенка. Зато создали целых два отдельных, новых предмета. Написали и напечатали учебники. Платят учителям за уроки. И там, отдельно, рассказывают правильные вещи. А совместить – не пробовали? Сэкономим на бумаге, я не говорю уже о всем прочем. Каждый пример, каждый отрывок текста должен быть как раз о реальной жизни – что нужно мыть руки, что Украина – незалежна держава, про нашу страну, ее географию, площадь, соседей, про правила культурного поведения, в конце концов. Выбросьте вы наконец эти холодильники, они там, в учебниках, со времен советской школы лежат нетронутые, как раз поверх человека, который слона увидел в лесу на рубеже XIX и XX веков, когда зоопарков не было еще. Замените все эти слежавшиеся фрагменты разнообразного прошлого актуальными знаниями, гуманитарными представлениями и культурными нормами, пересказанными человеческим языком. И ликвидируйте таким образом бессмысленные, надуманные, фантастические предметы.

А теперь, собственно говоря, призыв. Поскольку у нашего "Батьківського контроля" все еще нет своего сайта, а фейсбуком пользуются далеко не все – дорогие родители и учителя, напишите ваши предложения по оптимизации учебной программы и более разумной распределении нагрузки на учащихся. Вот прямо в комментариях и напишите. И там же обсудите. Я написала свое предложение – не бесспорное и наверняка далеко не единственное. Теперь ваша очередь. Подайте разумные идеи, а мы их попытаемся собрать и представить в Министерстве. Давайте использовать интернет по назначению)

UPD. Думала, ми уже переросли это – но нет, увы, нет. Два комментария из восьми, то есть четвертая часть, посвящены тому возмутительному факту, что этот текст написан по-русски. Авторы, разумеется, делают немедленный вывод, что украинским языком я не владею. Три клика мышкой – вообще-то я автор "Украинской правды", найдите мои статьи за последние пару лет на сайте. Клянусь, что написала их сама. Но самое главное: когда мы уж начнем обсуждать суть предложения, а не то, каким языком оно написано?

powered by lun.ua
Коментарі — 44
Мэри Анн _ 28.01.2015 15:40
IP: 91.201.242.---
Дякую,що написали росїйською)
Oleg Taranenko _ 30.12.2014 03:08
IP: 95.135.59.---
В первую очередь детей нужно мотивировать быть успешными людьми.
И доказать, что достичь успеха можно лишь только преодолевая трудности на своем пути. Что нужно не только трудиться и учиться, а думать головой.
И воспитывать здоровый патриотизм. Не "вышиватный". Строить полноценное гражданское общество.
Где каждый знает свои права и не закрывает глаза на несправедливость. Где каждый может понимать происходящие вокруг процессы, а не быть зазомбированным с ящика.
Елена Розумная _ 25.12.2014 12:27
IP: 212.90.61.---
Ещё много вопросов по зарубежной литературе. Бодлер, Кафка – первое, что вспомнилось. Сомнительные личности, сомнительное творчество с сомнительной художественной и этической ценностью. Ну разве что для общего кругозора, что, дескать, и такие девиации встречаются. По жизнеописанию многих авторов (и героев их сочинений) можно составлять энциклопедию венерических болезней. Ось це мене в шкільні роки дуже обурювало!))))) Впрочем, чтобы придать нашему школьному образованию человеческое лицо, необходимо очень много переделать. И надо, чтобы этим занимались Люди, а не постсовковые роботы: "я сказал копать отсюда и до обеда!" – и копают. В общем, одна надежда – на наше поколение.
Елена Розумная _ 25.12.2014 12:23
IP: 212.90.61.---
Ещё бы курс по этике и эстетике, или что у них там на замену. Но не так, что бы о душЕ и о Боге рассказывали, о чувстве вины и о совести, это лишнее. А чтобы рассказывали и помогали детям развить их естественную способность чувствовать, сопереживать, проникаться чужими переживаниями. Этого сильно хватает с нашем обществе. Человечности. Способности наслаждаться гармонией, красотой, звуком, цветом, светом. Посмотришь на нашу архитектуру, к примеру, или кинематограф, или просто на улицы, и понимаешь, что у нашего среднестатистического субъекта серьезно занижен порог эстетического восприятия. И школа могла бы с этим помочь. Вот почему бы не показывать старшеклассникам тот же фильм Чаплина "Великий диктатор" – "You are not a cattle! You are man!". Это трогает до глубины души, и гораздо сильнее, чем рассказы о том, что "Україна – велика держава, а ми – молодці".
Елена Розумная _ 25.12.2014 12:17
IP: 212.90.61.---
А что до психологии – так это просто крайне необходимо именно в школе, именно начиная со средней школы. Хотя бы для того, чтобы привить людям понимание, что мы – разные. Сильно разные, и это нормально. На собственном опыте обнаружила, что становится сильно легче адаптироваться в этом мире, когда понимаешь, НАСКОЛЬКО люди разные, и что невозможно кого-то под себя адаптировать, изменить. Что он/она не плохой, неправильный, а просто другой, не такой как ты. Мой первый "инсайт" произошел в институте на лекция по Теории эффективной коммуникации Горшенина, а второй – на курсах по астрологии. Первый просто раскрыл глаза, второй – реально взорвал мозг до беспредельности)))) Думаю, курс эффективной коммуникации школьникам правда-правда не помешал бы. Они сильно облегчит во-первых, взросление, во-вторых, социализацию.
Елена Розумная _ 25.12.2014 12:13
IP: 212.90.61.---
Не знаю, как это может быть реализовано в системе нашего образования, но было бы неплохо в средней и старшей школе ввести курс психологии (ну хотя бы базовый) и вкупе с ним курс "молодой матери" – отдельно для девочек. Потому что наше поколение и нынешнее поколение тоже, в целом, это поколение – однодетных семей. Многие девочки растут, и у них нет никакого примера перед глазами – что делать с малышами, как за ними ухаживать, какие могут быль болезни, элементарно нет навыка справляться с простыми жизненными сложностями – когда обратиться к врачу, забить тревогу, а когда "само пройдет". Из-за непонимания всего этого процесса у многих формируется страх перед материнством, и самая важная социальная женская функция зачастую откладывает сильно "на потом" – просто из-за страха перед неизвестностью.
Елена Розумная _ 25.12.2014 11:57
IP: 212.90.61.---
Напевно, треба видалити коментар, якщо хтось може, бо дійсно не стрималась... (
Елена Розумная _ 25.12.2014 11:31
IP: 212.90.61.---
Я не обурена до глибини душі, що текст написано російською, тому з легкістю відповім російською. Між іншим "скільки мов люди знає, стільки разів вона людина" – це щось із шкільної підсвідомості. Я, певно, рази три людина. І мене це жодного разу не обурює.

Зоя, я написала вам комментарий в ФБ, не была уверена, что тема актуальна, но прочла вашу статью здесь, и поняла, что тема – в самую точку. На всякий случай продублирую ссылку и здесь, чтобы не потерялась, потому что уж очень замечательная методика (техника?) оптимизации школьного образования. Здесь видео TEDex. Фантастика просто! Прям мечта детства. Полагаю, это нужно показать кому-то в МОН, посмотреть, осознать, снова посмотреть и ещё раз осознать и внедрять-внедрять-внедрять.

Салман Хан: Изменим подход к образованию с помощью видео уроков

(Давать ссылки тут запрещено, так что поудаляйте пробелы)
youtube. com/ watch?v=eUzGACeAosM&feature=youtu.be
Елена Розумная _ 25.12.2014 11:24
IP: 212.90.61.---
Максим Пастушенко:
Незважаючи на всі позитивні речі, що авторка написала, дуже шкода, що вона закликає цих недорозвинених українців перерости нарешті самоповагу і послуговуватися вже мовою окупанта замість рідної.
Ідіот.
Вибачте, не стрималась...
Максим Пастушенко _ 29.11.2014 00:04
IP: 176.36.62.---
Незважаючи на всі позитивні речі, що авторка написала, дуже шкода, що вона закликає цих недорозвинених українців перерости нарешті самоповагу і послуговуватися вже мовою окупанта замість рідної.
Надія Білоусова _ 28.11.2014 19:08
IP: 178.137.221.---
Вчителі початкової школи не виконують накз МОН від січня 2014р. про домашні завдання. (Директори та завучі не контролюють.) Задають їх стільки, що ті діти, які добре вчаться, є заручниками перевантажених програм. Вчителі не в змозі дати все на уроці і задають додому! Вчіть батьки своїх дітей! У четвертому класі дуже мало хто з батьків може пояснити відмінки та їх закінчення, частини мови, будову слова, речення – це матеріал середньої школи. А також шлях, час, відстань – матеріал фізики середньої школи. Такого є багато. Тематичне оцінювання – чиста фікція. Критерії оцінювання завищені. ДПА у 4 кл. – для кого? В "Основних орієнтирах виховання" держава передбачає розвиток особистості – кожної дитини. То діти, які мають здібності і бажають відвідувати музичні, спортивні школи, БДТЮ не мають на це часу! Бо діти є заручниками домашніх завдаь. Якщо учень відвідує додаткову школу йому офіційним наказом требя зараховувати бали за результатами цих шкіл. З приводу програм треба говорити багато
Iryna Grygorash _ 28.11.2014 15:44
IP: 74.125.181.---
mamaj1995:
"Вообще-то" не гарно "жахатися" держаної мови, як дідько ладану. Потрібно в собі виховати елементарну повагу до народу, на землі якого ти живеш чи перебуваєш в гостях – це так прийнято у всьому цивілізованому світі, це як поважаєш батька і матір, тут нічого складного. Інколи потрібно позбавлятися комплексів, це не складно, особливо якщо ви себе, ще, відносите до освічених і цивілізованих людей. Це про "язьіки". Я так собі думаю, що електронні підручники – рідери в колі, це один із шляхів подолання корупції у МОН, адже чим менше надруковано паперових, тим менший гонорар отримує авторський колектив, який щось має відстібнути і замовнику-чиновнику-підписанту. Це одне. Інше, що за роки залежності є повнісінько напрацьованого матеріалу (і програм і підручників) по середній школі – потрібно зробити тільки правильний вибір.

Ось тут все вірно і конструктивно.)
Iryna Grygorash _ 28.11.2014 15:42
IP: 74.125.181.---
Я теж обурена, що написано російською. Вибачте.
Павло Пастушенко _ 28.11.2014 12:11
IP: 74.125.18.---
ya-ya79:
Tronin:
В принципе согласен почти по всем пунктам.
Насчет авторских прав не уверен-так как за работу автор всеравно получает зарплату, а где, как и сколько книг выпустит или выложить на сайте. Это не при чем.
Но в любом случае, я согласен с тем что носить 12 кг в школу, особенно если надо еще ехать до школы на транспорте, для ребенка это большая нагрузка. Я бы ставил парты с вмонтированным гаджетом и загруженной библиотекой книг.
І іграшки мають бути дерев'яні і прибиті до підлоги, а ручка і зошити – на ланцюжку, щоб дитина не вкрала
Павло Пастушенко _ 28.11.2014 12:08
IP: 74.125.18.---
Tronin:
По поводу электронных книжек...

Как вы думаете, почему в Европе, да и вообще в нормальных странах, дети носят школьную форму, или как минимум есть требования к дресс коду? Или почему, если родители возят ребенка в школу на авто, они обязаны высаживать ребенка за пределами школы?... А для того, чтобы все дети чувствовали себя РАВНЫМИ, независимо от доходов семьи.

Вы забываете про детскую психологию. Если у 15% есть электронные книги, то остальные 85% будут чувствовать себя обделенными.
Пропоную все дитинство переконувати дітей, що директор заводу отримує таку ж зарплату, як і прибиральник. Не дай бог вони дізнаються, що існує соціальна нерівність!

І ще, на вашу думку, у бідних дітей є гроші купувати книжки (щороку нові), але немає один раз на кілька років купити б/в електронну книгу? Абсурд!
ya-ya79 _ 28.11.2014 10:42
IP: 74.125.181.---
Tronin:
В принципе согласен почти по всем пунктам.
Насчет авторских прав не уверен-так как за работу автор всеравно получает зарплату, а где, как и сколько книг выпустит или выложить на сайте. Это не при чем.
Но в любом случае, я согласен с тем что носить 12 кг в школу, особенно если надо еще ехать до школы на транспорте, для ребенка это большая нагрузка. Я бы ставил парты с вмонтированным гаджетом и загруженной библиотекой книг.
Tronin _ 28.11.2014 09:41
IP: 46.231.224.---
По поводу электронных книжек...

Как вы думаете, почему в Европе, да и вообще в нормальных странах, дети носят школьную форму, или как минимум есть требования к дресс коду? Или почему, если родители возят ребенка в школу на авто, они обязаны высаживать ребенка за пределами школы?... А для того, чтобы все дети чувствовали себя РАВНЫМИ, независимо от доходов семьи.

Вы забываете про детскую психологию. Если у 15% есть электронные книги, то остальные 85% будут чувствовать себя обделенными.

Да, кстати, издательства не могут выкладывать "сканы", ведь у них есть оригиналы, которые легко преобразовать в любой формат. "Сканы" – это пиратство.

Как насчет авторских прав? Кто будет писать книги, если они не продаются, а скачиваются "сканы". Конечно, найдутся альтруисты переживающие за детей, но многие отличные педагоги и специалисты прсто не будут писать книги. Кушать тоже хочется.
Mykola Afanasiev _ 28.11.2014 09:09
IP: 80.64.82.---
Щось не помітно було від панянки тексту на тему отруєння дітей у школі про "лінейку" цього року якої вона так багато написала
Чому б не розповісти читачам УП – про те як дитинок кулявлоба інвестор з ТОВ КАН потруїв
mykasiev.blogspot.com/2014/09/89.html
Герда Корнет _ 28.11.2014 08:02
IP: 46.8.81.---
Olexandra Basatska:
Менша наповнюваність класів – щоб вчитель міг поспілкуватися з кожним учнем протягом уроку, просто вислухати того, в кого недостатній словниковий запас. І дозволити більше відхилень від програми, бо якщо гнати вперед кожного уроку нову тему, 70% дітей цього не витримують і просто перестають вчитися. щороку спостерігаю, як дедалі більша частина розумних дітей абсолютно нічого не вчать, не вміють в умі перемножити двоцифрові числа, не читають художньої літератури, і навіть не бачать у цьому сенсу. найстрашніше – не вміють себе заняти активним відпочинком, от сидять Вконтактє за якимись примітивними переписками. щось треба міняти в нашій освіті.
Takozh _ 28.11.2014 02:36
IP: 176.8.134.---
"Главной особенностью преподавания в вальдорфской школе является изложение учебного материала большими учебными периодами, "эпохами". "Эпоха" длится 3-4 недели. Благодаря такому распределению материала ребёнок имеет возможность полностью вжиться в него. Ему не надо тратить энергию на начало и остановку. По окончании "эпохи" дети чувствуют прилив жизненных сил благодаря чувству удовлетворения, что за этот период они чего-то достигли".

В вальдорфской системе есть много интересного. Каждому учителю и родителю не помешало бы ознакомиться.
Olexandra Basatska _ 28.11.2014 00:00
IP: 178.92.120.---
Менша наповнюваність класів – щоб вчитель міг поспілкуватися з кожним учнем протягом уроку, просто вислухати того, в кого недостатній словниковий запас. І дозволити більше відхилень від програми, бо якщо гнати вперед кожного уроку нову тему, 70% дітей цього не витримують і просто перестають вчитися. щороку спостерігаю, як дедалі більша частина розумних дітей абсолютно нічого не вчать, не вміють в умі перемножити двоцифрові числа, не читають художньої літератури, і навіть не бачать у цьому сенсу. найстрашніше – не вміють себе заняти активним відпочинком, от сидять Вконтактє за якимись примітивними переписками. щось треба міняти в нашій освіті.
-Vesna- _ 27.11.2014 22:21
IP: 93.72.133.---
Я считаю – что детей с самого начала надо обучать основам теории управления: таймменеджмент, принципы командной работы, рациональный выбор, уменение концентрироваться на цели, основы планирования, умение превращать проблему в задачу, cпособы поиска и обработки информации etc
ИМХО это и есть ОБРАЗОВАНИЕ.

Профильные предметы дают только компетенцию – что в условиях высокой скорости изменений внешнего мира обесцениваются очень быстро да и на процентов 40% не нужна в принципе в век интернета.
Анатолій Півненко _ 27.11.2014 21:58
IP: 46.201.197.---
Павло Пастушенко:
Анатолій Півненко:
Про головне.
Головне не в тому, що у XXI ст. задачi пропонують розв'язувати про продуктивнiсть працi на заводi iндустрiальноi епохи. Головне в iншому – вчитель мае отримувати зарплатню в 5-8 разiв бiльшу, анiж нинi отримуе
Не можна не погодитися. Але батьки повинні мати змогу звільняти вчителя чи директора
Щодо прав батькiв звiльняти вчителя чи директора.
Спочатку суспiльство мае запровадити спiльну участь (спiвробiтництво) батькiв та школи. Сьогоднi ж вiдповiдальнiсть за соцiалiзацiю молодого поколiння покладаеться виключно на школу. Щоб залучати до цього батькiiiв треба вже в старших класах ЗОШ викладати "Основи дошкiльного виховання" та ще дещо. Адже старшокласники швидко стають батьками не розумiючи, що започаткування i народження дитини Homo sapiens в наш час вiдбувается не за 9 мiсяцiв, а 20 рокiв. В чому полягае особливiсть становлення дитини в першi роки ii життя? Чи всi знають?
shasta _ 27.11.2014 21:46
IP: 46.119.99.---
mamaj1995:
shasta:
Воно ще молоде, і багато чого не зна. А не зна, бо мало читає, а раз мало читає, то має звужений кругозір як у, вибачайте на слові, "мадярського коня"... Ось і таке буває у віртуалі...
дякую за цікаву фразу))
загалом, молоде і життя не зна – це і про багатьох рехворматорів)) от як РПР з Ганею Гопко))
shasta _ 27.11.2014 21:44
IP: 46.119.99.---
Наталі Грег:
во-во, про релігію. не світське це діло – а особиста справа. а в рамках курсу історії цілком можна розповісти про всі основні релігійні течії – безпристрасно і по суті))

Ще трошки своїх думок:
дівчаток і хлопчиків слід навчати окремо – бо у них різні графіки фізіологічного, психологічного і інтелектуального росту + суттєві відміни у психології.
систему оцінок – повернути до 5 бальної, просто і ясно.
іноземну мову слід вивчати лише після того, як досить освоєна рідна, – і не надто на цьому акцентуватися, бо ми повинні вирощувати кадр для своєї країни, а не на експорт. Та й справжнє вивчення мови можливе в середовищі живого мовлення + конкретна потреба в цьому. Підкреслю: я не проти вивчення іноземних мов, я – за, але без фанатизму.
і баланс технічних і гуманітарних дисциплін, бо потрібні базові знання й того і іншого для розуміння себе, життя серед людей і законів всесвіту взагалі, що як працює))
Aтака Путіна1245 Корупція1366 Уряд реформ410 Україна та Європа1103 Зеленський41
АВТОРИЗАЦІЯ І ВХІД ДЛЯ АВТОРІВ


УвійтиСкасувати
Якщо ви новий читач, будь ласка, зареєструйтесь
Забули пароль?
Ви можете увійти під своїм акаунтом у соціальних мережах:
Facebook   Twitter