В Национальной Опере очередной скандал или МЫ НЕ РАБЫ, РАБЫ НЕМЫ
Причиной его стал конфликт между администрацией Национальной Оперы Украины и артистами, членами профсоюза "Вільна Опера", касательно "особенностей" применения Закона Украины "Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо запровадження контрактної форми роботи у сфері культури та конкурсної процедури призначення керівників державних та комунальних закладів культури" N955-VIII.
Я не оцениваю качество закона, для этого есть юристы и знатоки Конституции и Трудового Кодекса Украины. Очевидно, что качество большинства законов, выходящих из стен нашего Парламента, к сожалению, порождают больше споров и неразберихи, чем реальных реформ. Но, хочу обратить внимание на этот конкретный случай, в очередной раз высвечивающий беспредел, царящий в Национальной Опере Украины, а также высвечивающий печальные тенденции в государственном секторе культуры и стране в общем.
Так что же вызвало новый скандал в первом музыкальном театре страны? Причиной скандала стало то, что руководство театра в лице генерального директора Петра Чуприны и главного режиссёра Анатолия Соловьяненко оперативно отреагировало на принятие нового закона и решило окончательно закрепостить весь творческий состав театра. Вопрос со своими должностями они решили довольно просто: всё художественное руководство получило в конце 2016 года новые 5-летние контракты. О проведении каких-либо конкурсов речи не шло. Ну а бессменный генеральный директор Чуприна на этом посту с 1999 года, гипотетически его очередной 5-летний контракт истечёт в 2018 году, но, учитывая то, что в течение всего периода своего "царствования" он благополучно миновал конкурсы при заключении с ним контрактов, его очередное назначение более, чем вероятно.
А вот рядовых артистов руководство театра решило окончательно закрепить в качестве рабов. Руководство театра заставляет артистов подписать такой контракт, по которому их можно уволить за любой косой взгляд в сторону руководства. Судьбу артистов теперь решает маленькая кучка воров, бездарей и приспособленцев.
Абсолютная незащищённость перед лицом даже не государства, а 5 человек, стоящих во главе театра, и возмутила артистов.
Но, как мне кажется, этот разгорающийся скандал высветил 2 главные проблемы:
1. Плевать в Украине хотели на профсоюзы и их права. У нас профсоюзы по советской кальке не воспринимают, как добровольное цеховое объединение работников для защиты своих прав и соблюдения баланса в правовых и трудовых отношениях между работниками и работодателями. У нас профсоюзы – это там, где гипотетически можно оформить льготную путёвку в санаторий барачного типа. У нас руководство любого предприятия даже представить не может, что с профсоюзом нужно вести диалог, а работники не верят в то, что профсоюз создан для того, чтобы представлять и защищать их права. Поэтому, первым делом под увольнение в Национальной Опере попали лидеры профсоюза, которые посмели заявить о своих правах!
Мы декларируем своё стремление в Европу и приверженность европейским ценностям. Такие конъюнктурщики, как Чуприна и Соловьяненко, первые дерут глотку за то, что они уже двумя ногами в Европе, а увольнение людей представляют, как чистку "авгиевых конюшен", не больше, не меньше. А теперь попробуйте представить себе такое отношение к профсоюзу в любой стране Евросоюза! Его лидеров даже не пускают в здание театра для того, чтобы они могли забрать как личные вещи, так и документы профсоюза!
2. Как работодатель, я "за" введение контрактной системы. Но реализация самых благих намерений, если таковы и были, при принятии Закона N955-VIII становится невозможным из-за системной проблемы: Контрактная система эффективна в условиях цивилизованного мира. Баланс сил обеспечивают судебная система и профсоюзы. Но главное то, что в Европе и США, на которые ориентировались авторы вышеупомянутого Закона, контракт в первую очередь заключают с руководством. Руководство театром должно соответствовать уровню театра, его целям и стремлениям. И именно руководство театра несёт ответственность за эффективность театра (в том числе и экономическую), уровень театра и его имидж. Соответственно, директор театра в таких условиях не может себе позволить конфликт с коллективом, махинации с контрактами, увольнение работников исключительно по своей прихоти, назначение творческого руководства сомнительных талантов и квалификации потому, что это непосредственно скажется на тех показателях, за которые директор отвечает.
Но за все эти годы Министерство Культуры Украины так и не смогло внятно сформировать культурную политику и стратегию государства. Ведь лозунги и декларации – это не стратегия, а популизм. Тем более, никто так и не требует от Национальной Оперы, как и от любого другого заведения культуры, каких-либо внятных результатов. Министерство культуры, по всей видимости и к громадному стыду, просто не представляет, какими эти результаты должны быть. Вот именно такое положение дел и развязывает руки таким "уважаемым" руководителям, как Чуприна и Соловьяненко. Они не государственную политику в сфере культуры реализуют, а свои личные мелкие интересы и амбиции. При полном попустительстве всех министров культуры.
Проще говоря, контрактная система в сфере культуры в государстве, в котором нет реальной культурной политики, это тоже самое, что антикоррупционные органы в государстве, в котором коррупция является основой государственной политики, - симуляция реформ и почва для новой коррупции и злоупотреблений.
И по итогу, через 3 года после Революции Достоинства, в первом музыкальном театре страны, который должен представлять лицо страны в том числе и на международном уровне, людей, посмевших отстаивать своё человеческое и профессиональное достоинство, просто вышвыривают на улицу.