28 лютого 2017, 17:08

В Национальной Опере очередной скандал или МЫ НЕ РАБЫ, РАБЫ НЕМЫ

Причиной его стал конфликт между администрацией Национальной Оперы Украины и артистами, членами профсоюза "Вільна Опера", касательно "особенностей" применения Закона Украины "Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо запровадження контрактної форми роботи у сфері культури та конкурсної процедури призначення керівників державних та комунальних закладів культури" N955-VIII.

Я не оцениваю качество закона, для этого есть юристы и знатоки Конституции и Трудового Кодекса Украины. Очевидно, что качество большинства законов, выходящих из стен нашего Парламента, к сожалению, порождают больше споров и неразберихи, чем реальных реформ. Но, хочу обратить внимание на этот конкретный случай, в очередной раз высвечивающий беспредел, царящий в Национальной Опере Украины, а также высвечивающий печальные тенденции в государственном секторе культуры и стране в общем.

Так что же вызвало новый скандал в первом музыкальном театре страны? Причиной скандала стало то, что руководство театра в лице генерального директора Петра Чуприны и главного режиссёра Анатолия Соловьяненко оперативно отреагировало на принятие нового закона и решило окончательно закрепостить весь творческий состав театра. Вопрос со своими должностями они решили довольно просто: всё художественное руководство получило в конце 2016 года новые 5-летние контракты. О проведении каких-либо конкурсов речи не шло. Ну а бессменный генеральный директор Чуприна на этом посту с 1999 года, гипотетически его очередной 5-летний контракт истечёт в 2018 году, но, учитывая то, что в течение всего периода своего "царствования" он благополучно миновал конкурсы при заключении с ним контрактов, его очередное назначение более, чем вероятно.

А вот рядовых артистов руководство театра решило окончательно закрепить в качестве рабов. Руководство театра заставляет артистов подписать такой контракт, по которому их можно уволить за любой косой взгляд в сторону руководства. Судьбу артистов теперь решает маленькая кучка воров, бездарей и приспособленцев.

Абсолютная незащищённость перед лицом даже не государства, а 5 человек, стоящих во главе театра, и возмутила артистов.

Но, как мне кажется, этот разгорающийся скандал высветил 2 главные проблемы:

1. Плевать в Украине хотели на профсоюзы и их права. У нас профсоюзы по советской кальке не воспринимают, как добровольное цеховое объединение работников для защиты своих прав и соблюдения баланса в правовых и трудовых отношениях между работниками и работодателями. У нас профсоюзы – это там, где гипотетически можно оформить льготную путёвку в санаторий барачного типа. У нас руководство любого предприятия даже представить не может, что с профсоюзом нужно вести диалог, а работники не верят в то, что профсоюз создан для того, чтобы представлять и защищать их права. Поэтому, первым делом под увольнение в Национальной Опере попали лидеры профсоюза, которые посмели заявить о своих правах!

Мы декларируем своё стремление в Европу и приверженность европейским ценностям. Такие конъюнктурщики, как Чуприна и Соловьяненко, первые дерут глотку за то, что они уже двумя ногами в Европе, а увольнение людей представляют, как чистку "авгиевых конюшен", не больше, не меньше. А теперь попробуйте представить себе такое отношение к профсоюзу в любой стране Евросоюза! Его лидеров даже не пускают в здание театра для того, чтобы они могли забрать как личные вещи, так и документы профсоюза!

2. Как работодатель, я "за" введение контрактной системы. Но реализация самых благих намерений, если таковы и были, при принятии Закона N955-VIII становится невозможным из-за системной проблемы: Контрактная система эффективна в условиях цивилизованного мира. Баланс сил обеспечивают судебная система и профсоюзы. Но главное то, что в Европе и США, на которые ориентировались авторы вышеупомянутого Закона, контракт в первую очередь заключают с руководством. Руководство театром должно соответствовать уровню театра, его целям и стремлениям. И именно руководство театра несёт ответственность за эффективность театра (в том числе и экономическую), уровень театра и его имидж. Соответственно, директор театра в таких условиях не может себе позволить конфликт с коллективом, махинации с контрактами, увольнение работников исключительно по своей прихоти, назначение творческого руководства сомнительных талантов и квалификации потому, что это непосредственно скажется на тех показателях, за которые директор отвечает.

Но за все эти годы Министерство Культуры Украины так и не смогло внятно сформировать культурную политику и стратегию государства. Ведь лозунги и декларации – это не стратегия, а популизм. Тем более, никто так и не требует от Национальной Оперы, как и от любого другого заведения культуры, каких-либо внятных результатов. Министерство культуры, по всей видимости и к громадному стыду, просто не представляет, какими эти результаты должны быть. Вот именно такое положение дел и развязывает руки таким "уважаемым" руководителям, как Чуприна и Соловьяненко. Они не государственную политику в сфере культуры реализуют, а свои личные мелкие интересы и амбиции. При полном попустительстве всех министров культуры.

Проще говоря, контрактная система в сфере культуры в государстве, в котором нет реальной культурной политики, это тоже самое, что антикоррупционные органы в государстве, в котором коррупция является основой государственной политики, - симуляция реформ и почва для новой коррупции и злоупотреблений.

И по итогу, через 3 года после Революции Достоинства, в первом музыкальном театре страны, который должен представлять лицо страны в том числе и на международном уровне, людей, посмевших отстаивать своё человеческое и профессиональное достоинство, просто вышвыривают на улицу.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

НА МАНЕЖЕ ВСЁ ТЕ ЖЕ. КОМАНДНАЯ ИГРА "ОЧИЩЕННЫХ" СУДЕЙ ГОЛОСЕЕВСКОГО СУДА ВАЛИГУРЫ И МАЗУРА

Этот пост не о балете, не о театре и не об искусстве. Скорее всего, этот пост – о цирке, в который превратилась наша правоохранительная и судебная системы...

В Национальной Опере очередной скандал или МЫ НЕ РАБЫ, РАБЫ НЕМЫ

Причиной его стал конфликт между администрацией Национальной Оперы Украины и артистами, членами профсоюза "Вільна Опера", касательно "особенностей" применения Закона Украины "Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо запровадження контрактної форми роботи у сфері культури та конкурсної процедури призначення керівників державних та комунальних закладів культури" N955-VIII...

ИГРА В ИМИТАЦИЮ ЗА 3 МЛРД ГРИВЕН

Наше Министерство культуры продолжает генерировать не смыслы и стратегии, а скандальные новости и одиозные законопроекты. А главное, – МинКульт занимается всем, кроме культуры...

Мы переплюнули "папередников" в цинизме!

"Рождественский бюджет-2016" принят. Одной из одиозных статей затрат оказалось выделение 25 000 000 гривен на проведение всеукраинского фестиваля патриотической песни с громким названием "Будь вiльним"! Судя по комментариям председателя фракции "Самопомiч" Олега Березюка и депутата от БПП Мустафы Найема, этот проект их возмутил и рассмешил одновременно...

Министерство Совка

Вторая годовщина начала Революции Достоинства. Общество возмущено отсутствием реальных реформ или их повсеместной профанацией. Все процессы политизированы до крайности...

Боец Невидимого Фронта нардеп Кривенко. Или чем заняться депутату, раз заняться больше нечем?

В день, когда весь мир обсуждал обнародование результатов расследования обстоятельств крушения Боинга МН-17, сайт Korrespondent.net, позиционирующий себя, как один из главных новостных ресурсов Украины, в качестве "горящей" новости выделяет "сенсацию": очередную "обличительную" статью о Денисе Матвиенко...