28 грудня 2015, 13:06

Защита Светлодарска

Мне бы хотелось начать этот блог призывом: Спасите Светлодарск!

Что сейчас перед Новым годом и остальными праздничными днями угрожает Светлодарску?

Ведь Светлодарск – украинский город, хоть и на линии фронта.

Автоматные очереди? – Их отзвук тут слышен, но уже много недель подряд сюда не долетают снаряды.

Подступы к Светлодарску, а вместе с ним и к поселкам Мироновский и Луганское охраняются несколькими блокпостами...

Охраняются настолько тщательно, что работники Светлодарской больницы, прочие жители Светлодарска и поселков, школьные учителя, предприниматели стараются не говорить о блокпостах, не хотят быть названными.

Более того, названным в этом блоге не хочет быть и анонимный волонтер из Западной Украины, который через этот блокпост не мог провести передачу украинским военным – был вынужден давать продуктовую и иную взятку.

Итак, в этом блоге я не укажу точно ни один источник информации, ни одного свидетеля. Но все равно надеюсь, что он сможет оказать какое-то влияние на сложившуюся ситуацию.



23 декабря в 11 утра в актовом зале Светлодарской больницы собрались врачи, работники бюджетного сектора, несколько пенсионеров и малых предпринимателей из города и поселков. Я была на этом собрании. Из огромного числа вопросов мне бы хотелось сосредоточится на одном единственном.

Анонимные свидетельства говорят о том, что на украинском блокпосту, перед самым въездом в город у тех, кто едет в город или к передовой с продуктами, отнимается часть продуктов под предлогом ЯКОБЫ СУЩЕСТВУЮЩИХ РАСПОРЯЖЕНИЙ ФИСКАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ.

Волонтеры, пытающиеся помочь военным, жители Светлодарска, которые живут под боком оккупированных территорий, под угрозой обстрелов, в городе, где разбитые окна заклеиваются строительной пленкой, где не хватает магазинов, продуктов, тепла, по каким-то причинам, оказались ограниченными в своих гражданских правах.

Остается много вопросов.

Что это за блокпост? Какие у него полномочия? Речь о халатности или системных решениях? Где документы, которые бы подтверждали эти ограничения?

Куда направляются отнятые у жителей или у волонтеров продукты?

Как проводилась информационная кампания среди населения по поводу ограничений на ввоз продуктов и проводилась ли вообще...?

Мои личные изыскания привели к тому, что никаких документальных и официальных подтверждений таких ограничений не существует, Фискальная служба Украины не могла их наложить на город. Эти ограничения кажутся мне незаконными с точки зрения украинского и международного права. К счастью, любой гражданин Украины может покупать столько хлеба и кефира, сколько захочет и где захочет. Но почему-то права 40 000 жителей Светлодарска и поселков, права волонтеров, оказались ограниченными.

Разве нет более серьезных проблем: контрабанда, провокации, обстрелы?

Почему мне кажется ситуация на этом блокпосту крайне важной, и ее скорейшее разрешение необходимым?

1. Страх и подавление правового самосознания. Страх украинских военных и страх жителей прифронтовой зоны, взаимная подозрительность и глубочайшая пропасть беззащитности, бесправия. В этой войне возникают зоны, где никто не готов говорить вслух о собственных правах: настолько легко тут можно лишиться жизни.

Возникает ощущение, что права на жизнь ты лишаешься уже не из-за самих военных действий, а из-за сопутствующего хаоса и самовластия.

2. Если мы позволим где-то в нашей стране, на подконтрольных Украине территориях, создать пространства бесправия, мы проиграем эту войну уже тем, как мало мы будем отличаться от государства-агрессора. Бесправие никогда не ограничивается одним городом, оно имеет свойство распространяться дальше.

Разве после Майдана наше общество не выучило аксиому: если мы согласимся с нарушением прав ближнего, завтра и наши права будут растоптаны?

3. Мы оказались в ситуации, когда проверить, что именно происходит в наших городах крайне сложно. Информации не хватает. Свидетельства об ограничении на ввоз продуктов, об унижениях на блокпостах – далеко не одиночные, но все до одного – анонимные. Проверке эти данные не поддаются. Пугающе широкие полномочия защитников блокпостов сводят к нулю число официальных жалоб на их действия. Кто решится на конфликт с вооруженным человеком, который не скрывает пренебрежения к твоим гражданским правам и может открыть огонь без предупреждения?

Мирные жители все чаще становятся жертвами дискриминации, более того, их жизнь под постоянной угрозой.

Подобные действия не только бросают тень, но и создают угрозу для тех отважных и честных украинских военных, которые ведут себя совершенно иначе, и действительно защищают жителей прифронтовых городов.

Светлодарску, поселкам Мироновский и Луганское и другим подобным небольшим городам на линии фронта именно сейчас необходимы правовая, психологическая помощь, восстановление, поддержка.

Я обещаю, что информацию о незаконных действиях на блокпостах я распространю среди представителей всех знакомых мне весомых международных правозащитных организаций, форумов, инициатив.

Защита Светлодарска – это сегодня еще и необходимость защитить украинское общество от самого себя, от легитимации бесправия, военного своеволия, от дискриминации, которой, в конце концов, сможет подвергнуться каждый. Сначала лишь жители Светлодарска и волонтеры, потом военные, затем силу такой политики ощутит на себе все украинское общество.

П.с.: В Светлодарске со мной были правозащитники Вера Ястребова и Павел Лисянский. О проблемах с ввозом продовольствия в Светлодарск и Дзержинск Павел пишет в своем блоге в ФБ.

Постепенное восстановление Светлодарской больницы

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Как нежно киевская мэрия "крышует"

Название полемическое. Я не очень разбираюсь в украинских схемах "решения" нерешаемых вопросов и "пробивания" незаконных проектов. От меня это поле жизнедеятельности наших чиновников и их помощников долгое время было закрыто завесой тайны, доступны были лишь отдельные понятия, вроде "порешаем", "есть крыша", но какая драматургия за ними стоит – я толком не понимала...

Защита Светлодарска

Мне бы хотелось начать этот блог призывом: Спасите Светлодарск! Что сейчас перед Новым годом и остальными праздничными днями угрожает Светлодарску? Ведь Светлодарск – украинский город, хоть и на линии фронта...

Об одной (маленькой?) победе

Акции протеста не будет: врачам Светлодарска выплатили зарплату за весь текущий год Сегодня утром должна была состоятся акция протеста врачей Светлодарской больницы...

Невидимые лица

Чтобы напомнить об одном немаловажном аспекте нашего (пост) военного бытия, публикую мою статью для австрийского DerStandard Историю пишут победители, и побежденные лишены голоса...

Светлодарск – украинский город возле Дебальцево. 6 месяцев без финансирования и поддержки

Впервые я оказалась в Светлодарске в августе 2014 года. Было уже темно, мы ехали из Дебальцево, города, который находился под беспрерывными обстрелами...

На наших глазах

Об осадном положении Дебальцево Где-то совсем близко, в шести часах езды на скором поезде от Киева, происходит невыразимое. События кажутся потусторонними, на них не хватает даже эмоций...