Не все пропало
"Ни одни реформы ничего не стоят, если в стране отсутствуют независимые и непредвзятые средства массовой информации... Мы предлагаем обязательные обязательное составления договоров между собственниками СМИ и журналистскими коллективами относительно редакционной политики... Информационный прорыв предусматривает развитие и защиту информационного пространства". Следует ли вам напоминать откуда эти строки? Это программа блока БЮТ "Украинский прорыв: к справедливой и конкурентоспособной стране", которую два года назад презентовала Юлия Тимошенко.
Август 2007 давно забыт, именно поэтому видеоролик "Пропало все!", запечатлевший нервный срыв премьера перед телекамерой, приводит к ужесточению цензуры на телеканалах и к увольнению журналистов. Стоит ли уделять время обсуждению склонности правительства к построению закрытого общества и монополизации права на информацию, тем более, что привычка к сокрытию информации проявлялась у него давно? Достаточно вспомнить как в феврале Кабинет министров скрыл информацию о динамике ВВП, разрешив Госкомстату ее публикацию раз в квартал и то с задержкой на 90 дней.
Очевидно же, что власти ни в коей мере и ни при каких обстоятельствах не должны в ручном режиме вмешиваться в дела прессы и ТВ? Иначе как мы будем гарантированы, что общество узнает о своих "героях", об их нечистоплотных делах? Однако есть более важный вопрос: только ли премьерский гнев готов обрушиваться на журналистов? И почему почти за двадцать лет независимости государственные чиновники так и не научились взвешенно воспринимать критику в свой адрес?
Вот новый пример. "Я хочу, чтобы каждое должностное лицо, которое будет работать в Киевсовете и аппарате Киевской городской государственной администрации, не менее одного раза в месяц публично отчитывалось непосредственно перед теми людьми, чьи интересы затрагивает их деятельность, о проделанной работе и планах на следующий месяц. Чиновник, не способный эффективно и прозрачно работать на своём участке, будет увольняться незамедлительно, заменяться деловыми и порядочным человеком".
Наполненные пафосом слова – это первый пункт предвыборной программы-2006 Леонида Черновецкого, с которой до сих пор можно ознакомиться на сайте Христианско-либеральной партии Украины. А стоит ли напоминать, что мэр Киева Леонид Черновецкий впервые за последние полгода удосужился выступить с отчетом в Киевсовете только 28 мая?
В предвыборной программе Леонида Черновицкого было 13 пунктов – на один больше чем у БЮТ, но вряд ли хоть один из тезисов этих программ можно считать выполненным. Если бы были выполнены, то мы бы не видели сегодня митинги возле Верховной Рады с требованием отставки столичного мэра.
Нужно напомнить, что 13 по 22 мая этого года центр социальных исследований "София" опубликовал результаты опроса, согласно которому 83% украинцев недовольны работой Кабмина, а столичному мэру Леониду Черновецкому не доверяло уже 86,4% горожан.
В чем же причина того, что столь одиозные политики продолжает оставаться при власти? Боюсь, что мы с Вами. Наша пассивность и нетребовательность привела к тому, что мы начали относиться к нанятым нами чиновникам как к шутам или шутке, одним словом недоразумению, забывая, что от этого недоразумения зависит наша с вами жизнь в этом городе и стране.
Если чиновники не могу работать – мы должны их учить; если они этого не хотят – мы должны добиваться их отставки. Средства массовой информации – это общественный институт, который предъявляет обществу правду о действиях политиков и чиновников. Так на каком основании нас пытаются лишить доступа к этой правде?
Говорят, мы идем к европейским нормам. Замечательно! Есть одно известное профессиональным юристам и многим журналистам судебное решение, вынесенное почти полтора десятка лет назад Европейским судом по правам человека по делу "Лингенс против Австрии". Напомню, Украина признает решения этого суда, она ратифицировала соответствующий договор. В том решении есть замечательные слова, которые я советую вспоминать каждому чиновнику или политику в тот момент, когда у них возникает соблазн ущемить свободу слова: "...свобода слова охватывает не только "информацию" или "идеи", которые встречаются благоприятно или рассматриваются как безобидные либо нейтральные, но также и такие, которые оскорбляют, шокируют или внушают беспокойство. Таковы требования плюрализма, толерантности и либерализма, без которых нет "демократического общества""