Василь Горбаль Член Наглядової ради Нацбанку України, народний депутат України IV,V та VI скликань.

На чужих колесах. Как не оставить Украину без своего автопрома?

23 серпня 2011, 10:08

Мировой финансовый кризис заставляет государства по-новому взглянуть на свои стратегии экономического развития. Внешний спрос и финансовые рынки, которые по сути были основой "рейгановского" типа экономики, уже перестают быть генераторами стабильного промышленного роста. Поэтому мировые экономики вынуждены постепенно переориентироваться с рынка деривативов, фьючерсов и опционов, а полноценные внутренние рынки производства индустриальных товаров и услуг с высокой прибавочной стоимостью.

Экспортно-сырьевая модель экономики, которая сложилась в Украине в течение последних 20 лет, уже не задает динамику промышленного роста. Ставка на такие отрасли, как металлургия и химпром была оправдана в начале и середине 90-х, когда за счет наращивания экспорта сырья и промышленных полуфабрикатов решались вопросы экстенсивного наполнения государственного бюджета и выплат громоздких социальных обязательств, оставшихся после распада Союза. Однако после того, как в результате экономического обвала 2008 года и последующей мировой рецессии цены на сырье и продукцию первичной переработки упали до минимума, стало очевидно, что такая экономическая стратегия не только блокировала формирование внутреннего украинского рынка, но и приводила к возникновению структурных и бюджетных дислабансов всей экономической системы. И если ценовая ситуация на внешних рынках в ближайшее время кардинальным образом не изменится, – а для этого нет значимых предпосылок, – то Украина столкнется с проблемой выбора стабильного источника экономического роста. Поэтому сейчас принципиально важно пересмотреть и переформулировать стратегию экономического развития. В новой стратегии необходимо оперереться на три якоря: диверсификация экспорта, технологический импорт и внутренний рынок.

Реанимация внутреннего рынка возможна только в том случае, если Украине удастся максимально задействовать имеющиеся в ее распоряжении промышленные резервы, переориентировав экономику на внутреннее производство и спрос. А для этого потребуется сменить экономические ориентиры с импорта потребительских товаров на импорт современных технологий и инновационных товаров. Поэтому перед нами стоит задача – провести технологический аудит, модернизировать имеющиеся и построить новые производственные площадки, создать благоприятные инвестиционные условия для развития среднего бизнеса, сформировать класс средних промышленников, реанимировать внутренний рынок и ввернуть потребительскую лояльность к украинскому производителю.

Дефицит внутренних технологических площадок сейчас заставляет украинский бизнес встраиваться в общеевропейские индустриальные цепочки. Крупным международным корпорациям, стремящимся восстановить докризисный уровень продаж, экономически выгодно размещать свои производства на потенциально больших рыночных пространствах или, как на примере Украины, создавать и развивать новые рынки. Мы, в свою очередь, получаем дополнительные инвестиционные ресурсы, рабочие места, налоговые поступления в местные и национальный бюджеты, а конечный украинский продукт становится привлекательным для местного потребителя.

Какими ресурсами и технологическими площадками обладает Украина? Сегодня локомотивами экономического роста могут быть авиастроение, турбиностроение, сельское хозяйство, автопроизводство. Наиболее привлекательным для быстрого становления является автопром, чему способствует несколько факторов. Во-первых, это та отрасль, которая способна создавать до 10 рабочих мест в смежных отраслях. Во-вторых, по расчетам экспертов, один доллар, затраченный в автомобилестроении, увеличивает ВВП страны на три доллара. В-третьих, привлечение современных технологий автоматически запускает процесс инновационной модернизации в смежных отраслях, что делает экономику более привлекательной для масштабного частного инвестирования.

Судя по структуре продаж автотранспортных средств в 2011 году, импорт иномарок сдавливал внутреннее производство. Так, в сегменте легковых автомобилей доля импорта с начала текущего года составила 70%, а грузового транспорта – 86%. И только на рынке автобусов украинские автопроизводители имеют долю 67%. Другими словами, в Украине уже есть позитивный опыт развития автопроизводства, однако отсутствуют технологические и инвестиционные условия для "качественного" рывка.

Возрождение украинского автомобилестроения связано с внедрением современных технологий и предложением на рынок доступных и привлекательных для потребителей моделей. Тем более что сейчас складывается благоприятная ситуация на рынке, связанная с ростом продаж в среднеценовом сегменте, снижением банковских кредитных ставок и посткризисным упрощением процедуры выдачи кредитов.

Кроме того, опыт постоянного государственной поддержки "АвтоЗАЗа" показывает, что если покупателю не будет предложена привлекательная, конкурентоспособная, в том числе и в ценовом плане, модель, то при всех финансовых, таможенных и административных затратах экономического и потребительского эффекта не будет. Поэтому задача состоит не только в том, чтобы наладить современное производство, но и проводить разумную маркетинговую политику, сделать ставку на те модели, которые наиболее востребованы на рынке.

Учитывая антикризный опыт Западной Европы и России, можно предложить несколько партнерских программ. В частности, стимулирование покупки новых авто на условиях утилизации старых по системе trade-in, выплата премиальных бонусов со стороны государства при покупке новых авто украинского производства, введение системы налоговых льгот для производителя, лизинговых программ под государственные гарантии.

В развитии отечественного автопрома должны быть заинтересованы все стороны: производитель, потребитель, государство, трехстороннее партнерство которых основано на взаимном экономическом интересе. Производитель заинтересован в получении прибыли, государство в наполнении бюджета и сборе налогов, потребитель в доступности и конкурентоспособности украинского автомобиля.

Коментарі — 72
ОПГ _ 17.09.2011 21:01
IP: 95.133.134.---
Мені здається пане Василю, усім можна їздити і на возі, для здоров'я краще. А от їсти людина, хоче щодня! Тому краще розвивати свій агропромисловий комплекс. Адже на зерно, є попит і в Росії і в Африці...а от менеджери у нас нікудишні. Надіюсь у цьому питанні Ви зі мною погоджуєтесь.
SurferUa _ 10.09.2011 11:54
IP: 176.36.125.---
Как это региональское чмо достало! Ну, пролоббировали свои интересы, молчите в тряпочку. Нет, им надо и рыбку съесть и понятно на что сесть.
citizenx _ 26.08.2011 11:34
IP: 193.254.217.---
А нічого, що український автопром уже близько 15 років отримує шалені преференції і дотепер залишається низькоякісним, дорогим і небезпечним куском заліза? Як показала практика, митні бар'єри ні до чого іншого окрім перетікання грошей з кишені рядових українців в кишені Васадзе не дають.
Michael Mayevsky _ 24.08.2011 01:23
IP: 91.201.244.---
Автор этого опуса без украинского автопрома будет ходить пешком?
SurferUa _ 23.08.2011 20:05
IP: 77.87.34.---
Горбаль, ты не автопром, ты позорище, и будет лучше, если тебя задавят.
bmi _ 23.08.2011 13:22
IP: 178.219.95.---
SH_Holms:
bmi:

А вам не видається, шо достатньо і звичайних вил, при їх певній кількості?
..."какой дурак голыми пятками на шашку прыгает," – говорит Чапаев, вытирая шашку от крови...
________________________
Нє, то ви, такі, кровожадний...
Більшість сьогоднішніх "хазяєв жізні" ше пам"ятають часи " з тяжьолим дєцтвом в падвалє, дірівянимі ігрушкамі ", та под. З одного боку, вроді й мусили би захищати "нажите" до безкров"я, з іншого – розуміють, шо в "звичайному" житті – не пропадуть. Тож, хоч в трідцатьчітвьоркє зручніше, вила можуть стати осном засобом...
SH_Holms _ 23.08.2011 12:52
IP: 195.211.241.---
bmi:

А вам не видається, шо достатньо і звичайних вил, при їх певній кількості?
..."какой дурак голыми пятками на шашку прыгает," – говорит Чапаев, вытирая шашку от крови...
SH_Holms _ 23.08.2011 12:48
IP: 195.211.241.---
bmi:

MykolaZiLvova:
Поверніть проект ЛуАЗ 1301! А то на москальській "Ниві" доводиться їздити...
...а может лучше проект Т-34 вернуть?...)
____________________
А вам не видається, шо достатньо і звичайних вил, при їх певній кількості?
...на Т-34 как-то комфортней...))
bmi _ 23.08.2011 12:43
IP: 178.219.95.---
SH_Holms:
MykolaZiLvova:
Поверніть проект ЛуАЗ 1301! А то на москальській "Ниві" доводиться їздити...
...а может лучше проект Т-34 вернуть?...)
____________________
А вам не видається, шо достатньо і звичайних вил, при їх певній кількості?
bmi _ 23.08.2011 12:42
IP: 178.219.95.---
MykolaZiLvova:
Поверніть проект ЛуАЗ 1301! А то на москальській "Ниві" доводиться їздити...
Наївний ви чоловік...Взагалі, а до кого ви звертаєтесь?
SH_Holms _ 23.08.2011 12:41
IP: 195.211.241.---
MykolaZiLvova:
Поверніть проект ЛуАЗ 1301! А то на москальській "Ниві" доводиться їздити...
...а может лучше проект Т-34 вернуть?...)
bmi _ 23.08.2011 12:40
IP: 178.219.95.---
Бууу-га-га:
Особливо улибнула теза про "возрождєніє украінского автомобілєсторєнія"! Скажи но Вася, коли в Україні було автомобілєстроєніє, яке ти зараз возрождать зібрався? Українське легкове автомобілєстроєніє (а саме його долею судячи з тексту, ти переймаєшся) асоціюється лише з зазівськими "мильницями", чи "горбатими", ну ще може із луцькими брезентовими "волинянками". Якщо наш васадзепром, для якого впродовж 15 років створювалися тепличні умови, переплачувати за імпортні автомобілі, щоб васадзи і святаші і далі могли отримувати прибутки, торгуючи лайном? А самі горбалі з депутатськими значками, які встановлюють заборонні мита "для бидла", і далі завозитимуть для себе, своїх дітей та коханок тачки об'ємом 3-5 літрів за пільговими, безмитними схемами.
Це очевидно! І це ПеРдон, (вірніше його шохи, на його вимогу) наклацали для підготовки громадськості,напередодні підняття пацанами, ввізного мита на популярні авто...Сміх скрізь...
MykolaZiLvova _ 23.08.2011 12:40
IP: 194.44.33.---
Поверніть проект ЛуАЗ 1301! А то на москальській "Ниві" доводиться їздити...
SH_Holms _ 23.08.2011 12:37
IP: 195.211.241.---
Apos Net:

Из за этих горе-бизнесменов у нас расцветает коррупция.
Их методы конкуренции это контрабанда и подкуп чиновников
...тут все немножко не так... в Украину возможно и пришел бы инвестор, но никто не будет платить откатов за свой приход...пример – после прихода к власти чивокуня, он наехал на Лакшми Миттала, руководящего Криворожсталью... видать денег нужно было срубить с непонятного индуса... но Саркози поставил чивокуня на место, после чего тот не стал делать вид, что не может дозвониться генеральному прокурору, а с блатной простотой сказал, что, мол, до следующего суда дело это даже не дойдет... вот так и живем...
bmi _ 23.08.2011 12:30
IP: 178.219.95.---
Apos Net:
SH_Holms:
Apos Net:
Эти спекулянты и есть наша власть -депутаты и другие чиновники.
...ст. 154 УК отменена...))) сейчас эти все называются бизнесмены...)))
-----
Из за этих горе-бизнесменов у нас расцветает коррупция.
Их методы конкуренции это контрабанда и подкуп чиновников
____________________
виходить – всьо дєло в бізьнєсмєнах і в тому, шо їх – як гною?А чи не є законсервованим ваш моск вже років тридцять п"ять?
Бууу-га-га _ 23.08.2011 12:30
IP: 194.50.169.---
Особливо улибнула теза про "возрождєніє украінского автомобілєсторєнія"! Скажи но Вася, коли в Україні було автомобілєстроєніє, яке ти зараз возрождать зібрався? Українське легкове автомобілєстроєніє (а саме його долею судячи з тексту, ти переймаєшся) асоціюється лише з зазівськими "мильницями", чи "горбатими", ну ще може із луцькими брезентовими "волинянками". Якщо наш васадзепром, для якого впродовж 15 років створювалися тепличні умови, не спромігся на виробництво чогось якіснішого і сучаснішого, аніж "Таврія" і "Славута", то нафіга нам такий гавнопром потрібен? За логікою горбалів, "бидло" має їздити на "сраносах" і "славутах", або переплачувати за імпортні автомобілі, щоб васадзи і святаші і далі могли отримувати прибутки, торгуючи лайном? А самі горбалі з депутатськими значками, які встановлюють заборонні мита "для бидла", і далі завозитимуть для себе, своїх дітей та коханок тачки об'ємом 3-5 літрів за пільговими, безмитними схемами.
Перлина72 _ 23.08.2011 12:27
IP: 195.5.12.---
Lanos модель 1997 року Forza китаєць (зі збіркою на коліні) якість без коментарів
Shevchenko Konstantin _ 23.08.2011 12:25
IP: 194.246.116.---
От тупий Горбаль! Робіть краще, продавайте дешевше, й буде вам щастя!
Apos Net _ 23.08.2011 12:18
IP: 188.115.180.---
SH_Holms:
Apos Net:
Эти спекулянты и есть наша власть -депутаты и другие чиновники.
...ст. 154 УК отменена...))) сейчас эти все называются бизнесмены...)))
-------
Из за этих горе-бизнесменов у нас расцветает коррупция.
Их методы конкуренции это контрабанда и подкуп чиновников
ilovelviv _ 23.08.2011 12:05
IP: 178.95.181.---
Олег Черненко:
Продукция АвтоЗАЗа – таврии, дэу-анусы – это откровенное говно, для лиц с отклонениями в психике – водители меня поймут...))) Эта "защита" "производителей" – не более чем примитивная схема зарабатывания разными "васадзе" на украинском населении – НИКАКИЕ "рабочие места" не могут быть оправданием этому примитивизму и убожеству.
+100
SH_Holms _ 23.08.2011 12:02
IP: 195.211.241.---
Apos Net:

Эти спекулянты и есть наша власть -депутаты и другие чиновники.
...ст. 154 УК отменена...))) сейчас эти все называются бизнесмены...)))
Apos Net _ 23.08.2011 11:53
IP: 188.115.180.---
Джи:
Главная проблема в том что наши спекулянты не заинтересованы в этом.Им не нужны низкие цены на товары и не нужно качество отечественного производства.Зачем им конкуренты?

Эти спекулянты и есть наша власть -депутаты и другие чиновники.
Nanik _ 23.08.2011 11:52
IP: 95.133.189.---
А сам на чем колесишь Василь?
Truthlover _ 23.08.2011 11:51
IP: 195.214.199.---
А у Васи все еще деньжата есть на борзописцев. Никто, надеюсь, не думает, что Васыль это сам написал. Разгадайте загадку. Жило было три друга бизнесмена...Бакай, Диденко, Горбаль. Первые два ворюги, а бывший менеджмент Укргазбанка уже под следствием.
Джи _ 23.08.2011 11:44
IP: 109.86.172.---
Уверен, основная проблема в нашем автопроме – неумение менеджеров наладить современное конкурентноспособное производство и нежелание приглашать для этого иностранных специалистов. Вместо этого они требуют высоких импортных пошлин, т.е. заставляют нас всех доплачивать за их неумение работать.

Я считаю, что такой автопром нам вообще не нужен. Или пусть они научатся производить что-то, не уступающее (или хотя бы не сильно уступающее) импорту, или пусть продадут заводы западным (или японским, или корейским, да хоть китайским) автопроизводителям. И тогда мы наконец получим полноценный отечественный автопром. А то, что это будут иностранные бренды и хозяева их – не наши граждане, меня волнует меньше всего.
Україна та Європа932 Уряд реформ316 Aтака Путіна1114 Корупція1116 Свобода слова545
АВТОРИЗАЦІЯ І ВХІД ДЛЯ АВТОРІВ


УвійтиСкасувати
Якщо ви новий читач, будь ласка, зареєструйтесь
Забули пароль?
Ви можете увійти під своїм акаунтом у соціальних мережах:
Facebook   Twitter   Вконтакте