На чужих колесах. Как не оставить Украину без своего автопрома?
Мировой финансовый кризис заставляет государства по-новому взглянуть на свои стратегии экономического развития. Внешний спрос и финансовые рынки, которые по сути были основой "рейгановского" типа экономики, уже перестают быть генераторами стабильного промышленного роста. Поэтому мировые экономики вынуждены постепенно переориентироваться с рынка деривативов, фьючерсов и опционов, а полноценные внутренние рынки производства индустриальных товаров и услуг с высокой прибавочной стоимостью.
Экспортно-сырьевая модель экономики, которая сложилась в Украине в течение последних 20 лет, уже не задает динамику промышленного роста. Ставка на такие отрасли, как металлургия и химпром была оправдана в начале и середине 90-х, когда за счет наращивания экспорта сырья и промышленных полуфабрикатов решались вопросы экстенсивного наполнения государственного бюджета и выплат громоздких социальных обязательств, оставшихся после распада Союза. Однако после того, как в результате экономического обвала 2008 года и последующей мировой рецессии цены на сырье и продукцию первичной переработки упали до минимума, стало очевидно, что такая экономическая стратегия не только блокировала формирование внутреннего украинского рынка, но и приводила к возникновению структурных и бюджетных дислабансов всей экономической системы. И если ценовая ситуация на внешних рынках в ближайшее время кардинальным образом не изменится, – а для этого нет значимых предпосылок, – то Украина столкнется с проблемой выбора стабильного источника экономического роста. Поэтому сейчас принципиально важно пересмотреть и переформулировать стратегию экономического развития. В новой стратегии необходимо оперереться на три якоря: диверсификация экспорта, технологический импорт и внутренний рынок.
Реанимация внутреннего рынка возможна только в том случае, если Украине удастся максимально задействовать имеющиеся в ее распоряжении промышленные резервы, переориентировав экономику на внутреннее производство и спрос. А для этого потребуется сменить экономические ориентиры с импорта потребительских товаров на импорт современных технологий и инновационных товаров. Поэтому перед нами стоит задача – провести технологический аудит, модернизировать имеющиеся и построить новые производственные площадки, создать благоприятные инвестиционные условия для развития среднего бизнеса, сформировать класс средних промышленников, реанимировать внутренний рынок и ввернуть потребительскую лояльность к украинскому производителю.
Дефицит внутренних технологических площадок сейчас заставляет украинский бизнес встраиваться в общеевропейские индустриальные цепочки. Крупным международным корпорациям, стремящимся восстановить докризисный уровень продаж, экономически выгодно размещать свои производства на потенциально больших рыночных пространствах или, как на примере Украины, создавать и развивать новые рынки. Мы, в свою очередь, получаем дополнительные инвестиционные ресурсы, рабочие места, налоговые поступления в местные и национальный бюджеты, а конечный украинский продукт становится привлекательным для местного потребителя.
Какими ресурсами и технологическими площадками обладает Украина? Сегодня локомотивами экономического роста могут быть авиастроение, турбиностроение, сельское хозяйство, автопроизводство. Наиболее привлекательным для быстрого становления является автопром, чему способствует несколько факторов. Во-первых, это та отрасль, которая способна создавать до 10 рабочих мест в смежных отраслях. Во-вторых, по расчетам экспертов, один доллар, затраченный в автомобилестроении, увеличивает ВВП страны на три доллара. В-третьих, привлечение современных технологий автоматически запускает процесс инновационной модернизации в смежных отраслях, что делает экономику более привлекательной для масштабного частного инвестирования.
Судя по структуре продаж автотранспортных средств в 2011 году, импорт иномарок сдавливал внутреннее производство. Так, в сегменте легковых автомобилей доля импорта с начала текущего года составила 70%, а грузового транспорта – 86%. И только на рынке автобусов украинские автопроизводители имеют долю 67%. Другими словами, в Украине уже есть позитивный опыт развития автопроизводства, однако отсутствуют технологические и инвестиционные условия для "качественного" рывка.
Возрождение украинского автомобилестроения связано с внедрением современных технологий и предложением на рынок доступных и привлекательных для потребителей моделей. Тем более что сейчас складывается благоприятная ситуация на рынке, связанная с ростом продаж в среднеценовом сегменте, снижением банковских кредитных ставок и посткризисным упрощением процедуры выдачи кредитов.
Кроме того, опыт постоянного государственной поддержки "АвтоЗАЗа" показывает, что если покупателю не будет предложена привлекательная, конкурентоспособная, в том числе и в ценовом плане, модель, то при всех финансовых, таможенных и административных затратах экономического и потребительского эффекта не будет. Поэтому задача состоит не только в том, чтобы наладить современное производство, но и проводить разумную маркетинговую политику, сделать ставку на те модели, которые наиболее востребованы на рынке.
Учитывая антикризный опыт Западной Европы и России, можно предложить несколько партнерских программ. В частности, стимулирование покупки новых авто на условиях утилизации старых по системе trade-in, выплата премиальных бонусов со стороны государства при покупке новых авто украинского производства, введение системы налоговых льгот для производителя, лизинговых программ под государственные гарантии.
В развитии отечественного автопрома должны быть заинтересованы все стороны: производитель, потребитель, государство, трехстороннее партнерство которых основано на взаимном экономическом интересе. Производитель заинтересован в получении прибыли, государство в наполнении бюджета и сборе налогов, потребитель в доступности и конкурентоспособности украинского автомобиля.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.