Июльские тезисы. Повестка дня для новой Рады
Предлагаю поразмышлять о том, что должно измениться в стране после выборов.
На мой взгляд, главная, стратегическая цель этих выборов – вернуть Раде статус парламента, независимой ветви власти в Украине.
Сегодня Рада полностью подконтрольна. Не ветвь, так, сучок на стволе единоличной президентской власти.
Такой дисбаланс опасен для страны и ее граждан. Особенно когда и судебная ветвь, и весь силовой блок, и исполнительная вертикаль с Кабмином во главе тоже подконтрольны лишь президенту.
В чем должны состоять законодательные инициативы новой Рады? Если кратко, то после их внедрения власть в Украине должна стать:
1) понятной гражданам и бизнесу, прогнозируемой в действиях и решениях;
2) прозрачной и открытой для миллионов людей;
3) действующей в интересах общества;
4) дешевой в содержании, необременительной для налогоплательщиков.
Как этого добиться?
Первое. Осуществить децентрализацию власти: передать полномочия и ресурсы в регионы, усилить местное самоуправление. Чтобы местная власть (а не чиновник в Киеве) решала, какую школу, больницу или дорогу ремонтировать. Законом определить процент от каждого из собираемых налогов, который напрямую пойдет в местный бюджет, без ручного управления из Киева.
Второе. Провести масштабную демонополизацию, создать условия для реальной экономической, а значит и политической конкуренции. Либерализовать экономическое законодательство: кто выиграет, а кто проиграет рыночную борьбу – должен определять потребитель, а не чиновник.
Третье. Остановить разгул судов и силовиков, подконтрольных президенту. Ввести их деятельность в жесткие рамки закона, внедрить механизмы влияния Рады на кадровые назначения в судах и силовых структурах.
Четвертое. Восстановить контроль Рады за формированием бюджета и расходованием народных средств. Ручное бесконтрольное распределение бюджета, закрытые тендеры с одним поставщиком приводят к миллиардным потерям.
Пятое. Законом запретить порочную практику издания исполнительными органами подзаконных актов, искажающих суть принимаемых законов. Десятки тысяч таких актов (постановлений, распоряжений, приказов, требований, разъяснений) – почва для коррупции, давления на бизнес и граждан. Рада должна принимать законы прямого действия. Кабмин и другие исполнительные органы могут издавать подзаконный акт лишь в случае, когда это прямо предписано законом.
Шестое. Уменьшить государственное регулирование экономики. Ликвидировать функции государства, которые кормят чиновника. Сделать прозрачной структуру собственности в стране: поэтапно, начиная с банков, СМИ, предприятий-монополистов. Внедрить такие налоги и процедуры их администрирования, чтобы бизнесу стало выгоднее платить не взятку, а налог.
Седьмое. Вовлечь активных граждан в управление государством. Мало конституционной нормы о народе как источнике власти. Такая норма позволяет власти общаться с народом дискретно, раз в пять лет, лишь перед выборами. Нужны механизмы контроля и влияния на власть. Решения всех органов власти и местного самоуправления должны стать открытыми и доступными для граждан. Принять, наконец, закон об отзыве народного депутата, если тот не работает в Раде, не голосует лично либо мигрирует между фракциями. И безусловно, закон об импичменте президента, если тот попирает законы, нарушает права человека, действует вразрез с национальными интересами Украины.
При нынешнем президенте новая Рада вряд ли сможет решить все эти вопросы. Но она может и должна задать устойчивый тренд в указанном направлении. Это будет отвечать ожиданиям и европейским устремлениям миллионов наших граждан. В этом национальный интерес Украины.
журнал FORBЕS, июль 2012 г.
Читайте більше на www.grytsenko.com.ua
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.