Інтерв'ю тижневику ''2000''
Тижневик "2000" опублікував моє інтерв'ю.
Після виборів і тримісячної відсутності на екранах це була перша можливість дати розгорнутий коментар у друкованих ЗМІ щодо подій у країні.
Лідію Денисенко цікавило геть усе: кадрова політика опозиції, розклади у фракції, причини конфліктів з Яценюком і Турчиновим, пільги депутатів, оборонна політика, участь у виборах мера Києва, відносини з Китаєм, злочини "донецьких" у 1990-х, ідеологічні розбіжності в опозиції, об'єднання в одну партію...
Що з того вийшло, Вам вирішувати. Буду вдячний за Ваші думки з цих питань.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Гриценко: "Правда чаще за меньшинством – большинство ошибается"
"Если и дальше так пойдет, то бренд "Батькивщины" будет бездарно утерян, а на следующих выборах она вообще может пролететь, как пролетела "Наша Украина".
Эту фразу произнес не кто иной, как экс-министр обороны Анатолий ГРИЦЕНКО, лидер партии "Гражданская позиция", народный депутат Украины из фракции Объединенной оппозиции "Батькивщина".
Еще и двух месяцев не прошло, как собралась новая Рада и появились фракции, но такое ощущение, что у своих Гриценко уже в опале.
В принципе попасть в немилость к тандему "Александр Турчинов & Арсений Яценюк", можно сказать, было предопределено.
То Анатолий Степанович выступит против назначения Арсения Петровича главой фракции (из-за Табаловых, которые отказались входить во фракцию "Батькивщина"), то заявит, что голосование, инициированное Александром Валентиновичем "в поддержку Юли", – лишь имитация борьбы, то в Фейсбуке заклеймит позором оппозицию за голоса в поддержку закона о выборах – в пику тем же Турчинову с Яценюком.
В общем, на него ополчились. Я только не думала, что это произойдет так стремительно.
Комитеты уже не "жирные"
- Читаю вашу страничку в Фейсбуке: "Процесс назначения председателей комитетов Верховной Рады от оппозиции происходил непублично. Не воспринимаю "подковерность"... Вообще-то странно. Руководство "Батькивщины" божилось, что это у власти все "тайно и кулуарно", а у них – наоборот – "честно и открыто". И кто ж был инициатором "подковерности"? И каким образом происходило распределение должностей?
- На самом деле то было не распределение должностей – по сути закладывались принципы кадровой политики оппозиции. Кстати, параллельно с властью – в тот же день президент назначал свой Кабмин. Как оказалось, стандарты оппозиции мало отличались от практики власти, и это печально. Послушание, личная преданность вождям...
- Хороший аргумент.
- Если глава фракции Арсений Яценюк публично заявляет, что "в основе нашей кадровой политики будут профессионализм, менеджерские качества, достойный медийный профиль", то есть чтобы председатель профильного комитета ВР в прямом эфире аргументами и альтернативными предложениями мог "порвати, як мавпа газету" профильного министра, – то его же собственные действия по подбору кадров мне объяснить сложно.
- Вы ж сказали – по принципу "личной преданности".
- Это неправильно, когда внутри команды нет открытости, когда вожди как огня боятся конкурентности. Яценюк и Турчинов приняли кадровые решения и навязали их фракции – без обсуждения. На заседании фракции я сказал, что при таких подходах оппозиция от власти ничем не отличается. А так быть не должно.
- Когда с Соболевым, заместителем Яценюка, разговаривала, он мне такие ужасы рассказывал! Мол, оппозиция каждую кандидатуру по комитетам с властью обязана "утрясать". Это правда?
- Я не был участником переговоров, но по отголоскам знаю, что оппозиция нашла "компромиссы" с властью по комитетам, которые явно не для оппозиции, и это вызвало вопросы у многих во фракции. Оппозиция должна была получить так называемые контрольные комитеты – бюджетный, регламентный... Не удалось. При этом как-то удивительно легко удалось заполучить другие комитеты, традиционно принадлежащие власти, – по вопросам топливно-энергетического комплекса, а еще экологии и природных ресурсов. Нелогично и странно, согласитесь.
- А разве оппозиции не нужен важнейший комитет по ТЭК?
- Знаю, что в одной лишь фракции ПР было более полусотни желающих его возглавить. А тут вдруг – такой "подарок" представителю оппозиции?! Мотивы додумайте сами, здесь все ясно. Тема неискренних, закулисных игрищ мне неприятна. Больше не хочу комментировать.
- "Назначили слабых" – тоже ваши слова. Объясните: зачем если уж назначать, то слабых? Неужто среди лично преданных никого посильнее не нашлось?
- Есть ли во фракции люди профессионально сильнее, со стратегическим видением, способные сработать эффективнее, чем те, кого назначили? Есть. Почему их не назначили? Так решили два вождя, а далее – "одобрямс" большинства фракции. Надеюсь, Яценюк с Турчиновым таки осознают, что так действовать нельзя.
- А если не осознают?
- Тогда "Батькивщину" ждет участь бывшей фракции НУНС.
- Вот говорят, что самые "жирные" комитеты получили люди Яценюка. Это правда?
- Я вас разочарую: нет никаких "жирных" комитетов. Как нет и полноценного парламента. За последние три года Раду превратили в послушную машину для голосования. И если кто-то думает, что глава комитета сидит на огромных ресурсах, приворовывая себе миллионы-миллиарды, то сильно ошибается. К тому же против оппозиции власть действует на уничтожение – в первую очередь против "Батькивщины", в меньшей степени – "Свободы" и "УДАРа".
Когда вы говорите, что "жирные комитеты" получили "люди Яценюка", то это скорее эдакий внутренний табель о рангах фракции. И сигнал для депутатов: не результаты работы, не мозги или твердость позиции, а прежде всего близость к "телу" приносит "висты", в том числе карьерные.
- Мне, например, странно, что вы не в комитете по вопросам национальной безопасности и обороны, потому что еще никому не удавалось поговорить на военную тематику с Литвином в его новом амплуа, ведь отныне он глава оборонного комитета. Причем уверял, что попал туда "по воле Божьей, а не по своей".
- Назначение Литвина – тот же пример, только уже в лагере власти, когда чей-то личный интерес преобладает над интересами общего дела. Думаю, Литвин пошел туда прикрывать спокойную работу двух братьев-генералов.
Кто-то был в запое
- Вы человек военный. И хоть ваш нынешний комитет – по вопросам борьбы с оргпреступностью и коррупцией – к теме НАТО отношения не имеет...
- Вопрос уже не актуальный.
- Погодите, я ж не спрашиваю "вступать, не вступать"!...
- Объясняю, почему не актуальный. В 2010 году президент Янукович законом закрепил внеблоковый статус Украины. Потому никаких разговоров о сближении с альянсом нет и при Януковиче не предвидится.
Людям важно понимать принципиальные, ценностные отличия двух военно-политических союзов: с одной стороны – НАТО, с другой – "Ташкентского договора". В "Ташкентский договор" за уши тянут, но никто вступать не хочет. Более того, за время существования из "Ташкентского договора" вышли три государства – Грузия, Азербайджан и Узбекистан, страна, давшая название этому союзу, поскольку в ее столице договор подписывался. А на вступление в НАТО стоит очередь...
Если бы Украина вдруг завтра захотела вступить в "Ташкентский договор", то послезавтра ее бы приняли, причем без никаких предварительных условий. Но если Украина заявит, что хочет в НАТО, – ей придется сдать кучу экзаменов, большинство из которых не лежат в военной плоскости. Они касаются всего того, что уже набило оскомину: справедливый суд, честные выборы, конкурентное предпринимательство, прозрачные бюджетные ресурсы, отсутствие коррупции, тем более в таких наглых формах, как при нынешней власти. То есть НАТО (как и Евросоюз) потребует от Украины сдать экзамены на зрелость. Не для них – для нас с вами, ведь речь идет о ценностях, которые определяют условия жизни каждого гражданина Украины. В этом смысле НАТО и "Ташкентский договор" – разные планеты.
- Ладно, люди разберутся. Но я вообще-то хотела спросить о сокращении армии. Об этом говорят все – начальник Генштаба, министр обороны, президент. Надо или не надо сокращать? Если Украина никуда не входит, оставаясь вне блоков и союзов, то, может, армию надо увеличивать? До какой степени?
- Заявления о скором сокращении армии вдвое, об увольнении 10 тысяч офицеров, равно как и о переходе армии на контракт в течение года, абсолютно безответственные, пустопорожние и не подкреплены никакими расчетами...
- Так все-таки: сокращать или увеличивать надо?
- Страна, объявившая себя внеблоковой, должна рассчитывать исключительно на собственные силы. Значит, нужно не сокращать, а укреплять армию, увеличивать резервный компонент, в разы увеличивать военный бюджет, поставлять в войска новую технику, резко увеличивать темп боевой подготовки. Ничего этого нет, только бла-бла-бла...
Говорить предметно о сокращении или увеличении армии мы с вами сможем тогда, когда Янукович внесет в Раду законопроект о численности Вооруженных Сил. Такого проекта нет. Скажу больше: впервые за 21 год независимости в стране сложилась уникальная, по безответственности власти, ситуация.
За три года правления Януковича сменились три министра обороны и два начальника Генштаба, но не появилось ни единого документа за подписью Януковича или Азарова, который бы определил стратегию (на 5-10-15 лет) или хотя бы тактику развития армии даже на один год. Не сподобились, одни разговоры. В таких условиях развитием армии командует...министр финансов: сколько даст денег, под такую сумму военные стратеги и "обоснуют" численность армии, состав вооружений, все что угодно. Беда!
- Нашла одну нерадостную информацию: Китай якобы сворачивает с нами военное сотрудничество. Ничего на сей счет не знаете?
- На самом деле Китай заинтересован в сотрудничестве с Украиной, в том числе и в военной сфере. Причем, что должно быть приятно власти, Китай не выдвигает требований, касающихся демократии, честных выборов или освобождения политзаключенных. Но в отношениях с Китаем проблемы создает Украина.
- Например, какие?
- Например? Приезжает в Украину начальник Генерального штаба Национально-освободительной армии Китая. Вообще-то к этой стране надо бы относиться с уважением: ядерное государство, постоянный член СовБеза ООН, свыше полутора миллиардов население, огромная экономика, мощная армия. Но не тут-то было: на ужин с высоким гостем украинский начальник Генштаба не является.
- Что-то личное?
- Да, личное – он в запое, решил развлечься от скуки. Еще пример? В Украину приезжает министр обороны Китая, а украинский глава оборонного ведомства опаздывает на встречу, он, видимо, очень занят... Подобная безответственность, в больших и малых дозах, подрывает авторитет не генерала или министра – это удар по имиджу всей нашей страны. Убежден, за подобное любого чиновника, в погонах или без, – независимо от политического окраса и личной преданности нужно увольнять немедленно!
150 бабушек и за деньги
- "Не представляю, как могут ужиться под крышей ОО "Батькивщина" сразу восемь партий, причем некоторые с полярными идеологиями... Например, у "Народной самообороны" – в принципе левая, а у "Народного руха" – правая", – говорила собеседнику, пытаясь вернуть его к парламентским темам.
От "оборонных", так показалось, он расстроился.
Анатолий Степанович ничего предосудительного в объединении восьмерых партий в одно "ОО" не увидал. И объяснял – почему, долго и скрупулезно.
- Возьмите любую страну, – говорил он, – хоть Германию, Литву, хоть Голландию или Израиль, где, кстати, только что завершились выборы: коалиции формируются везде, крайне редкий случай – когда одна партия получает большинство. Такова природа демократий, доминирование одной партии – скорее признак ограниченности демократии. Поэтому коалицию формируют из тех партий, которые прошли в парламент, и выбор вариантов невелик. Ясное дело, у партий есть отличия в идеологии, потому они фиксируют в общих программных (коалиционных) документах лишь то, что смогут реализовывать вместе.
У нас – то же самое. Три оппозиционные фракции вместе выступают лишь по общим для всех позициям, не акцентируя идеологические различия в других вопросах.
То же внутри ОО "Батькивщина": была разработана общая для восьми партий программа, я тоже к ней приложил руку. Если бы имели большинство – программу выполняли бы. Но на выборах получили меньшинство. Тем не менее фракция уже зарегистрировала около 100 законопроектов. Лично я внес восемь, прекрасно понимая, что при этой власти шансов на принятие большинства из них, к сожалению, нет никаких. Но альтернатива решениям власти существует, она оппозицией заявлена и зарегистрирована официально. Люди должны об этом знать.
- Один из руководителей вашей фракции прямо сказал, что идеальный вариант – чтоб все, кто сейчас туда входит со своими партбилетами, в итоге стали бы членами партии "Батькивщина". Вы готовы?
- Сейчас – нет. Никто не готов, по разным причинам. Прежде чем ставить вопрос об одной партии, нужно создать атмосферу взаимного доверия и поддержки, доказать не призывами, а делами, что вместе работать комфортнее и эффективнее. Далеко мы продвинулись по этому пути? Нет. А после выборов, наоборот, скорее пошли центробежные движения...
"Гражданская позиция", когда полгода назад входила в состав предвыборного объединения "Батькивщина", зафиксировала шесть принципов, под которыми поставили подписи Яценюк, Турчинов и Гриценко. Но сейчас видим: подписи партнеров стоят, но поезд идет не туда. Яценюк с Турчиновым решают вдвоем, ни с кем особо не советуясь.
Не только мнение или предложения Гриценко, но и Тарасюка, Катеринчука, Соболева, Гримчака и других точно так же не востребованы либо не принимаются во внимание. По ключевым вопросам и мнение Юлии Тимошенко игнорируется либо вообще замалчивается, прячется.
По этому поводу я имел долгий разговор с Яценюком. Сказал ему: Арсений Петрович, как специалист в системах управления я понимаю, по-разному может строиться система принятия решения и при этом быть вполне эффективной. Ты – глава фракции, можешь советоваться, а можешь решать все сам. Хочешь быть авторитарным руководителем – нет вопросов, будь. Но при одном условии – если ты предложишь команде стратегию победы и обеспечишь ее достижение. Если так – тогда, пожалуйста, назначай сам кого хочешь и куда хочешь.
Но поскольку стратегии победы не предложено, а одно за другим идут лишь поражения, потому и возникают вопросы. И на них нужно давать честные ответы.
Можно и дальше говорить, что закон о выборах – победа оппозиции, а на самом деле это было поражение. Можно тешить себя успехом "Батькивщины" на парламентских выборах, но если честно, то какой успех? Начали кампанию с рейтингом 25% и закончили с той же цифрой...
Но самое главное, – сказал я Яценюку, – мы как команда под твоим руководством теряем доверие людей! Потому что бездействуем, имитируем, пропустили, не реализовали ряд сильных решений, которые я предлагал, другие предлагали, в конце концов Юлия Тимошенко на них настаивала – все мимо!
А если бы действовали, не цеплялись за мандаты и скорый дележ должностей и кабинетов, шли впереди людей – они бы нам верили! И тогда не было бы проплаченных митингов. И не стояли бы 150 бабушек, за деньги, с плакатами в защиту Тимошенко. И это при том, что только в ее партии числятся 600 тысяч человек и десятки тысяч депутатов!
- Вас еще не обвинили, что льете воду на чужую мельницу такими своими речами?
- Обвинения – ерунда, переживем. Дело – главное, а вот оно стоит...
Читати далі...
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.