Краеведение. Еврейские местечка Садгора и Вижница – украинский Казимеж
Параллельная история Украины
Еврейское местечко Казимеж, являющееся сейчас частью большого города Кракова, известно всему миру благодаря фильму "Список Шиндлера". Сейчас его территория охраняется государством, поток туристов, посещающих "Трасу забытков жидовских" растет с каждым годом, принося Кракову реальные доходы. Кроме денежной составляющей, восстановленный Казимеж – это акт памяти, дань польского народа евреям, погибшим в гетто во время Второй Мировой войны. В Европе есть два бывших еврейских штеттла, ставшие музеями под открытым небом, кроме Казимежа это еще пражский Йозефов – целый квартал богатых еврейских домов – память о былом благополучии чешкских ашкенази. Мне ближе по духу Казимеж, мне кажется, там сохранилась атмосфера настоящего еврейского городка, где когда-то разворачивалась параллельная история Польши.
В Украине есть места, где когда-то жила параллельная история Украины – история евреев Подолья, Буковины, Галичины, Волыни и Поднепровья, на 90% уничтоженных гитлеровским режимом и теми, кто ему помогал. Да, да, история украинского народа – это не только Киевская Русь, гайдамаки и Колиивщина. Это и великие цадики, бродившие из штеттла в штеттл вместе с учениками, и хасидские майсы, и, конечно, же синагоги и жилища евреев, навсегда покинувших Украину. То, что не доделали фашисты и полицаи, закончила советская власть. В большинстве местечек Западной и Центральной Украины "еврейский вопрос" решен навсегда. То есть, там больше нет евреев. Однако там остались памятники архитектуры, причем некоторые из них находятся в катастрофическом состоянии, а другие используются местной властью, так сказать, по хозяйству.
Вместе с тем, используя хотя бы то, что осталось, Украина может создать свой Казимеж, даже несколько Казимежей, или "Казимеж" размером в пол-Украины. Установить стенды, рассказывающие о том, какими были еврейские штеттлы до войны, создать карты туристических маршрутов по интересным местам, связанных с еврейской культурой. Не только для того, чтобы зарабатывать деньги, но чтобы те, кто сейчас живет в этих местах, понимали, на каком глубоком, древнем, мудром фундаменте стоят их жилища. Это не только дань памяти евреям, но и возможность сохранить атмосферу штеттлов, которая страдает от варварской безвкусной застройки последних лет. Еврейские могилы, дом и синагоги – это не ценности только евреев, это ценности Украины. я считаю, что относится к ним с пренебрежением – преступно для страны. На самом деле, суммы, которые стоит вложить в косметические ремонты и создание туристических маршрутов просто смешны по сравнению с теми, которые тратятся на восстановление Батурина и памятники жертва Голодомора. То, что я увидел в Садгоре и Вижнице меня поразило до глубины души. Теперь я собираюсь поехать в остальные места, о которых читаю в биографии Рабби Нахмана Брацлавера (я купил ее на хасидской тусовке в Умани за $10). Я действительно считаю, что по хасидским текстам можно восстановить целый пласт правдивой истории Украины.
Сегодня – небольшой рассказ о современной ситуации в Садгоре и Вижнице, а потом я надеюсь попасть в Медведевку, Брацлав, Шполу, Златополье, Сквиру и другие места, давшие миру хасидизм – красивейшее направление в иудаизме. До сих пор в Нью-йорке выпускают кошерное молоко "Сквэр", и это тоже история Украины.
Итак. Садгора – район Черновцов, который раньше был отдельным городком. Его центральная улица Перемоги сохранила облик довоенной Садгоры.
Вот она – еврейская застройка
Большинство этих домиков построены в середине и конце 19-го века. Обратите внимание на окна и водосточные трубы. До войны население Садгора на 80-85% состояло из евреев.
Садгору сделал своим домом основатель династии ружинских и садгорских хасидом цадик Исроэль Фридман, более известный как Ружинский Рэбе. Он в местечке Погребище Винницкой области, примерно в 60 км от Бердичева. В шестнадцать лет Исроэль стал "Ребе из Погребища". Несмотря на свою молодость, Ребе Исроэль очень быстро приобрел популярность среди хасидов ближайших местечек, и к его "двору" приезжало все больше и больше людей попросить совета или благословения. "Двор" в Погребище вскоре стал слишком тесен для такого числа посетителей, и молодой Ребе перенес свою резиденцию в расположенный неподалеку город Ружин (ныне пос. Ружин Житомирской области, примерно в 40 км от Бердичева).
Уже через несколько лет о Ружинском "дворе" ходили легенды. Говорили, что по своей роскоши резиденция Ребе Исроэля вполне может сравниться с дворцами русского царя. Впоследствии Исроэль Фридман перенес свою резиденцию в Садгору, которая тогда была территорией Австрии. Там в 1845 году его ученики и построили огромную синагогу (нас снимке вверху) в мавританском стиле, где он проповедовал. Есть записи о десятках тысяч хасидов, которые приезжали слушать его проповеди и оставляли богатейшие пожертвования. Ребе Фридман умер в 1850 году, после общину возлавляли его потомки. В войну дворец и дом Фридманов был разграблен, а после прихода советской власти там были мастерские. Сейчас оба здания полностью заброшены. Ружинские и садгорские хасиды сейчас живут в основном в США.
Так выглядит дворец Фридманов сейчас
Так выглядел в 1916 году
Так выглядела синагога Ружинских цадиков в 1916 году.
Конечно, восстановление имущества ружинских хасидов может стать делом самих ружинских хасидов, однако без воли местных властей в этом деле не обойтись.
Кто хочет узнать о Садгоре больше, посмотрите здесь
Чтобы попасть в Садгору, нужно приехать в Черновцы и от Соборной площади сесть на маршрутку номер 13, которая привезет вас прямо в местечко, ехать примерно 25 минут. На такси это будет стоить по местным расценкам около 25 гривен.
ПРОДОЛЖЕНИЕ О ВИЖНИЦЕ СЛЕДУЕТ
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.