The Guardian: Несчастья Юлии Тимошенко становятся катастрофой для имиджа Украины
Януковичу, возможно, придется смотреть финал в одиночестве Януковичу, возможно, придется смотреть финал в одиночестве
Фото: Пресс-служба Президента
Сегодня, 15:53 1
Европейские лидеры угрожают бойкотировать Чемпионат Европы по футболу-2012 из-за жестокого обращения с осужденным лидером украинской оппозиции, – пишет Люк Хардинг в британской газете The Guardian.
Для Виктора Януковича это должно было стать моментом триумфа. 1 июля украинский президент принимает финал футбольного чемпионата Евро-2012 на прошедшем впечатляющую модернизацию киевском стадионе Олимпийский. Для важных персон на нем была сконструирована специальная президентская ложа, 54 места в которой были заранее зарезервированы для почетных гостей и глав государств из Европы. Для чемпионата уже подготовлено великолепное футбольное поле, на котором не хватает только ворот.
Однако Януковичу, возможно, придется смотреть финал в одиночестве: на прошлой неделе лидеры Евросоюза, пример которым подала канцлер Германии Ангела Меркель, пригрозили бойкотировать назначенное на следующий месяц мероприятие в знак протеста против преследования осужденного лидера украинской оппозиции Юлии Тимошенко, которую избили в тюрьме и которая объявила голодовку.
Не все в Киеве убеждены в том, что европейские лидеры откажутся от визита. "Я не волнуюсь. Не думаю, что будет бойкот, – заявил киевлянин Константин, продающий в своем ларьке футболки Польша-Украина Евро-2012 за 100 украинских гривен, а также синие шарфы киевского футбольного клуба Динамо. – С бизнесом все в порядке. Уже появились первые болельщики".
На стадионе группа туристов рассматривала новую кровлю из мембранного тентового покрытия. Спортивная арена, вмещающая 70 050 зрителей, была перестроена согласно требованиям УЕФА. Украине это обошлось в 580 миллионов долларов. Помимо VIP-ложи, комплекс был оснащен новыми раздевалками, лифтами, способными работать даже при отключении электричества, и сиденьями, раскрашенными в патриотической украинской цветовой гамме – так что получился большой сине-желтый овал.
В музее стадиона можно видеть два Кубка обладателей кубков УЕФА, завоеванные киевским Динамо в1975 и 1986 годах, а также фотографии футбольных героев страны: угрюмого легендарного тренера Валерия Лобановского, тренера национальной сборной Олега Блохина и бывшего игрока Челси Андрея Шевченко. Одна из стен оклеена черно-белыми снимками команд советских времен. У входа в комплекс продолжались работы – бульдозеры сносили остатки торгового центра.
Для президента Януковича Евро-2012 был уникальной возможностью представить Украину миру как современную, мирную, плюралистическую, стремящуюся в Евросоюз страну с богатой историей и культурой. Вместо этого его правительство сейчас столкнулось с катастрофической для имиджа Украины ситуацией.
Британское правительство пока не решило, пошлет ли оно своих министров смотреть три матча групповой стадии, в которых участвует Англия. Все три эти матча должны пройти в Украине. Даже самые упорные оптимисты признают, что сборная Англии под руководством Роя Ходжсона вряд ли будет играть в финале, который пройдет на киевском стадионе, построенном в a 1923 году и названном в честь Льва Троцкого (позднее он был переименован в Красный стадион, а затем назван в честь Никиты Хрущева).
Критики Януковича утверждают, что Запад с запозданием начал осознавать, какие мерзости творятся в Украине с 2010 года. В свое время, именно попытки Януковича смошенничать на украинских президентских выборах 2004 года вызвали Оранжевую революцию. В итоге на выборах победил прозападный кандидат Виктор Ющенко. Тимошенко – его союзница по революции – стала премьер-министром, однако они не смогли сработаться, и в конце 2005 года Ющенко отправил в отставку Тимошенко вместе со всем ее кабинетом и заключил соглашение с Януковичем.
Через два года Тимошенко вернулась на пост премьер-министра, однако Оранжевая революция все равно в итоге завершилась крахом и взаимными обвинениями, а два ее основных протагониста – зациклившийся на истории Ющенко и склонная с популизму Тимошенко – истощили силы во взаимной борьбе.
Иностранные наблюдатели считают, что Янукович честно победил на выборах 2010 года благодаря разочарованию избирателей. Однако в дальнейшем, утверждают критики, он начал осуществлять форсированную программу по сворачиванию демократии с централизацией власти, ниспровержением конституции и избирательным судебным преследованием политических противников. Некогда сильные украинские СМИ стали менее свободными. Государственное телевидение теперь использует те же деревянные советские формулы, что и в путинской России, и показывает Януковича с торжественным видом сидящего напротив его премьер-министра.
По мнению европейских дипломатов проблемы Украины во многих отношениях несколько отличаются от проблем других постсоветских государств. Однако Брюссель приводит в негодование переходящее всякие пределы личное преследование Януковичем Тимошенко, которую осудили на семь лет лишения свободы за злоупотребление властью. Эксперты считают ее дело политически мотивированным и нацеленным на то, чтобы вывести ее из игры в преддверие думских выборов (так в тексте, – прим. перев.) этой осени и президентских выборов 2015 года.
Томаш Валашек, директор по внешней политике Центра европейских реформ, заметил журналистам киевской газеты День: "Когда видишь, что пять бывших министров предыдущего правительства находятся в тюрьме, а между тем вовсе не преследуются люди, которые почти наверняка являются не менее коррумпированными либо близки к нынешней власти, то, извините, это не правосудие, это – месть. В этом главная проблема ЕС".
Киев утверждает, что он ведет "многовекторную" внешнюю политику. На деле он просто играет на противоречиях между Москвой и Брюсселем. Кремль хочет, чтобы Украина вступила в таможенный союз – Янукович пока сопротивляется. Однако фиаско с "Евро-2012" и связанные с ним ослабление и изоляция могут заставить его предпочесть восток западу.
Алексей Харан, один из ведущих украинских политологов, полагает, что, по-видимому, кто-то сумел убедить Януковича в том, что отправить Тимошенко в тюрьму это хорошая идея: "С психологической точки зрения у Януковича было стремление к мести. Кроме того, он боялся Тимошенко и хотел показать, кто хозяин в стране".
"Кто-то очень хорошо сыграл на его чувствах", – считает политолог. Кто бы это мог быть? "Российские спецслужбы или близкие к Януковичу российские лоббисты", – отвечает он.
"У Януковича нет опыта в области международных отношений. Он не понимает, как работает Евросоюз", – говорит Харан.
Возможно, украинского президента все еще можно убедить освободить Тимошенко и отпустить ее в Германию на лечение, утверждает он, но добавляет при этом: "С рациональной точки зрения ему нужно восстановить отношения с ЕС. Но сейчас ему трудно отступить".
Также уже слишком поздно переносить матчи с Украины в Германию (такое причудливое предложение выдвинули некоторые немецкие политики). Купол торгового центра на киевском Майдане незалежности – площади, на которой разворачивалась украинская палаточная революция 2004 года, – уже превращен в огромный футбольный мяч. Невдалеке на апатичном Крещатике – главной улице украинской столицы – электронные часы отсчитывают оставшиеся до начала 36 дней.
Украинское правительство медленно реагирует на кризис, который усугубился на этой неделе, когда в прессе появились фотографии Тимошенко, покрытой синяками. В среду ее дочь Евгения заявила, что тюремные охранники били бывшего премьер-министра по рукам и по животу. Украинская прокуратура уверяет, что Тимошенко сама нанесла себе травмы. Президент Янукович пока молчит.
Ранее на этой неделе официальный представитель украинского министерства иностранных дел Олег Волошин обвинил Германию в том, что она пользуется "методами времен холодной войны". "Наша позиция очень проста. Евро-2012 – это футбол, а не политика. Невозможно решать политические вопросы, бойкотируя спортивные мероприятия", – подчеркнул он.
Выступая в четверг, Владимир Путин, возвращающийся на следующей неделе на президентский пост, выразился аналогичным образом. "Ни в коем случае нельзя смешивать политику, бизнес и другие вопросы подобного рода со спортом", – цитирует его слова информационное агентство ИТАР-ТАСС.
Однако в конечном итоге речь сейчас идет не о футболе, а о геополитическом будущем Украины. Хотят ли ее нынешние правители принять европейские ценности? Или же Янукович, аппаратчик старой школы, скроенный по грубому советскому образцу, намерен создать собственную уменьшенную версию путинизма? Второй вариант, возможно, будет труднее, чем может показаться, так как Украина сейчас переживает масштабный экономический кризис – причем у нее нет гигантских российских резервов нефти и газа, и она сильно зависит от иностранных кредитов.
Это также вопрос идентичности. Входят ли украинцы в число центральноевропейских народов – таких как поляки, – или они теснее связаны с русскими? По мнению Харана, дела в Украине все равно идут довольно неплохо, особенно по сравнению с ее мрачными восточными соседями. Украинцам есть, чем гордиться, полагает он: "По сравнению с другими постсоветскими государствами мы – демократическая страна. У нас нет межэтнических конфликтов. И мы колыбель христианства в этой части мира".
Оригинал публикации: Yulia Tymoshenko's plight becomes PR disaster for Ukraine
Перевод:ИноСми
European leaders threaten to boycott Euro 2012 football tournament over treatment of Ukraine's jailed opposition leader
Luke Harding in Kiev
The Guardian, Thursday 3 May 2012
For Viktor Yanukovych it was supposed to be a moment of triumph. On 1 July Ukraine's president hosts the final of the Euro 2012 football championship in Kiev's impressively refurbished Olympic stadium. A special presidential "lodge" has been constructed for VIPs, with 54 seats reserved for European dignitaries and heads of state. The pitch is already perfect. All it lacks are the goalposts.
But Yanukovych is likely to watch the final sitting on his own: over the past week EU leaders – led by the German chancellor, Angela Merkel – have threatened to boycott next month's event in protest at the persecution of the jailed opposition leader Yulia Tymoshenko, who was beaten in prison and is now on hunger strike.
Not everyone in Kiev is convinced the EU leaders will stay away. "I'm not bothered. I don't think there will be a boycott," said one resident, Konstantin. His football stall was busy selling Euro 2012 Poland-Ukraine T-shirts for 100 Ukrainian Hyrvnia (£8), as well as blue FC Kiev Dynamo scarves. "Business is OK. We've had a few fans already," he said.
At the stadium a group of tourists were peering at the new membrane-covered roof. The 70,050-seater sporting arena was rebuilt to Uefa specifications at a cost of $580m. As well as the VIP lodge, the complex has been fitted with new changing rooms, lifts that work even if the power fails, and seats painted in patriotic Ukrainian colours, a glorious oval of yellow and blue.
In the stadium's museum are the two Uefa Cup Winners cups won by Dynamo Kiev, in 1975 and 1986. There are also photos of the country's footballing heroes: the grumpy legendary manager Valeriy Lobanovskyi; national coach Oleh Blokhin; and former Chelsea player Andriy Shevchenko. One wall is plastered with black and white mugshots of Soviet-era teams. Next to the entrance, work was today still going on: bulldozers demolishing the remnants of a shopping centre.
For President Yanukovych, Euro 2012 was a unique opportunity to sell Ukraine to the world: as a modern, peaceful, pluralistic, EU-aspiring nation, with a rich history and culture. Instead, his government is now staring at a PR disaster.
The British government has yet to decide whether to send its ministers to watch England's three group stage matches, all of which take place in Ukraine. Even the most diehard optimist accepts there is little prospect of Roy Hodgson's England team reaching the Kiev final, to be played in a stadium built in 1923 and named after Leon Trotsky. (It was later re-named Red stadium, then named after Nikita Khrushchev.)
Yanukoyvch's critics say the west has belatedly woken up to the ugly things happening in Ukraine since 2010. It was Yanukovych whose attempts to cheat during the country's 2004 presidential election sparked the Orange Revolution. The eventual winner of the election was the pro-western Viktor Yushchenko. Tymoshenko was his Orange ally and became prime minister, but the two found it impossible to work together, and in late 2005 Yushchenko sacked Tymoshenko and her entire cabinet, and made a deal with Yanukovych.
She came back as prime minister two years later, but the Orange Revolution was to end in failure and recrimination, with its two main protagonists – the history-fixated Yushchenko and the populist Tymoshenko – locked in a debilitating struggle.
International observers agree that Yanukovych won the 2010 poll fairly, amid voter disillusionment. But since then, his critics say, he has embarked on a surprisingly rapid programme of de-democratisation: centralising power, subverting the constitution, and selectively prosecuting his political enemies. Ukraine's once vigorous media has become less free. State TV now uses the same wooden Soviet formula as Putin's Russia: with Yanukovych shown seated solemnly across a desk from his prime minister.
EU diplomats say that in many respects Ukraine's problems are little different from those of other post-Soviet states. But what incenses Brussels is Yanukovych's extraordinary personal attack on Tymoshenko, who was jailed for seven years for abuse of office. Observers say the court case against her was a politically motivated – its aim to remove her from the game ahead of Duma elections this autumn, and the next 2015 presidential poll.
Tomas Valasek, the director of foreign policy at the Centre for European Reform puts it like this: "When one sees that five former ministers of the previous government are in jail, but people who are certainly equally corrupt or who are closer to the current government are not being persecuted, I'm sorry, that's not justice, that's vengeance. That's the EU's main problem," he told Kiev's Day newspaper.
Kiev has pursued what it calls a "multi-vector" foreign policy: in effect, playing Moscow and Brussels off against each other. The Kremlin wants Ukraine to join a customs union; Yanukovych has so far resisted. But the Euro 2012 fiasco leaves him isolated and weak, forced to look eastwards rather than westwards.
Olexiy Haran, one of Ukraine's top political scientists, says that someone appears to have persuaded Yanukovych that putting Tymoshenko in jail was a good idea: "From a psychological point of view he has a desire for revenge. Yanukovych also fears Tymoshenko. And he wants to show he is master in the country."
"Someone has played his feelings very well," he said. Who might that be? He answered: "Russia's security services. Or Russian lobbyists close to Yanukovych."
Haran went on: "Yanukovych is inexperienced in international relations. He doesn't understand how the EU works."
Ukraine's president might still be persuaded to release Tymoshenko and allow her to travel to Germany for medical treatment, he said. But he added: "From a rational point of view he needs to restore relations with the EU. But it is difficult now for him to back down."
It's also too late to move Ukraine's matches to Germany, a scenario some German politicians have fancifully suggested. A dome in Kiev's Maidan Nezalezhnosti – the scene of Ukraine's 2004 tent revolution – has already been transformed into a large football; just down the road along Khreshatik, the capital's languid main avenue, a digital clock counts down the 36 days to kick off.
Ukraine's government has responded slowly to the crisis, which worsened this week after photos emerged of Tymoshenko covered in bruises. On Wednesday her daughter Eugenia said prison guards had punched her in the arms and stomach. Ukrainian prosecutors claim she injured herself. President Yanukovych has so far said nothing.
Speaking earlier this week Oleg Voloshin, the foreign ministry spokesman, accused the Germans of adopting "cold war tactics". "Our position is very simple. Euro 2012 is about football not politics. It's impossible to solve any political issues through boycotting sporting events," he said.
Speaking on Thursday, Vladimir Putin – who returns as president next week – echoed this sentiment. "I think that under no circumstances should one mix politics, business and other issues with sports," Putin said, according to Itar-Tass news agency.
Ultimately, though, the row isn't about football but Ukraine's geopolitical destiny. Do its current rulers want to adopt European values? Or is the aim of Yanukovych, an old-school apparatchik hewn from tough Soviet clay, to create his own mini-version of Putinism? The second option is more tricky than it might seem, given that Ukraine is currently in the grip of a major economic crisis, lacks Russia's abundant oil and gas reserves, and is painfully dependent on foreign loans.
It is also a question about identity. Are Ukrainians central Europeans, like the Poles, or more closely aligned with Russians? According to Haran, Ukraine was still doing pretty well, especially if you compared it with its dismal eastern neighbours. There was a lot to be proud of, he said. "We are a democratic country compared to other post-Soviet states. We have no inter-ethnic conflicts. And we're the birthplace of Christianity in this part of the world."
© 2012 Guardian News and Media Limited or its affiliated companies. All rights reserved.