Читати тільки жінкам. Безпрецедентне інтерв'ю Патріарха глянцевому жіночому журналу
Святіший Патріарх Київський та всієї України-Руси Філарет відважився на безпрецедентний крок – інтерв'ю глянцевому "Женскому журналу", яке вийшло в цьому виданні в місяць Великодніх свят.
Майстер слова, здатний глибоко за змістом, але просто за формою доносити до вірних слово Боже та думку Церкви щодо злободенних питань сучасності, Владика й цього разу дав красномовні й акцентовані відповіді.
Про добро і зло, любов і ненависть, і про місце жінки в нашому чоловічому світі. Повну версію раджу прочитати в самому журналі.
Ко многим из нас с опытом приходят мысли о том, что пора пересмотреть жизненные ценности, разделить их на реальные и мнимые. Хочется избавиться от каких-то прошлых грехов. Владыка, как стать белой и пушистой, научите.
Иисус указал путь: люби Бога всем своим существом, а ближнего – как самого себя. И другое: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Скажите, живет современный социум этими заповедями? Нет. Он живет по правилам эгоизма. Корни всех проблем – в отсутствии любви, в семье прежде всего. Нет любви в семье – нет ее и в обществе. А сущность любви заключается в том, чтобы служить другому, не себе.
Мы почти все работаем. И многим свойственны такие нужные для достижения успеха качества, как карьеризм, амбиции, гордость.
Карьеризм есть грех.
А как же стать управляющим компанией, банком, предприятием и даже государством? Надо же показать себя, свои деловые, организаторские способности.
Человек должен стремиться не к тому, чтобы господствовать, а к тому, чтобы как можно лучше служить. Это большая разница! С божественной точки зрения, должности нужно занимать, чтобы приносить пользу другим. Господь сказал: кто хочет быть большим, то есть меньшими владеть, тот должен быть слугой, делать все для людей, чтобы им было лучше. А кто хочет быть первым, должен быть рабом – не просто служить, а служить беззаветно. У нас этого принципа не придерживаются – отсюда все наши беды. Все будет: успехи, деньги – только надо измениться внутренне. Тогда способный человек будет видным, честным, и с ним людям будет хорошо – в первую очередь он будет заботиться не о себе. Жизнь сама будет поднимать умных, способных и талантливых. Все будет замечено. А то неучи сегодня садятся не в свое кресло и так управляют, что всем становится горько и страшно.
Скажите, Ваше Святейшество, где проходит грань между сребролюбием и необходимым для жизни достатком?
Апостол говорит женщине, что она должна украшать себя не внешне, а изнутри.
Неужели от моего внешнего вида зависит величие моей души?
Да, внешность влияет на внутренний мир – тогда, когда женщина заботится не о душе. И самое интересное, что от этого страдают мужчины, потому что они ошибаются, прельщаясь показной красотой. Впрочем, женщины тоже часто ловятся на внешние атрибуты мужчин. Счастливая жизнь зависит не от количества денег и бриллиантов, а от гармонии. Господь не запрещает людям носить украшения – он и мир создал невероятно красивым, – поэтому стремление к внешней красоте не запрещено Богом, но нельзя забывать о внутренней. Богатство, накопление само по себе есть не зло, а добро. Ведь это творения Господа, все, что у нас есть, - его. Украшения, одежда, жилье – требование души человека, которая носит тело и хочет, чтобы и оно, и все вокруг было прекрасным. Но с учетом красоты души. Когда душа совершенная, любящая, добрая, справедливая, а тело красивое – это гармония. У нас она разве часто встречается? Для чего использует человек роскошь, богатство? А что если вы себя внешне украсили, а внутри вам плохо, грустно, одиноко, неспокойно? Музыка, живопись, иконы, пейзажи – эта красота толкает к развитию внутренний дух, а совершенный дух создает красоту. Если мы будем пользоваться богатством для гармоничной жизни – хорошо, а кичиться им перед кем-то – грех. Например, нельзя говорить, что ты красивее других: гордыня – самый тяжкий из грехов.
А чем отличается гордость от гордыни? Гордость же – нормальное явление, например, можно гордиться чьими-то успехами или своими?
Никакой разницы. Гордость была причиной появления в мире зла. Она возникла на небесах, когда человека как высшего творения Божьего еще не было на Земле. Что интересно – даже святые люди могут испытывать это чувство, но Господь посылает возгордившимся испытание грехом. Мы любим скромных людей, а гордых – нет. К тому же вы неправильно выражаетесь: нужно говорить не "я горжусь успехами кого-то", а "я радуюсь чьим-то успехам".
Женщина, как нам кажется, по церковным законам, несколько вторична по отношению к мужчине: мы не можем быть священниками, должны занимать определенное место в храме, сталкиваемся с дискриминацией при церковном разводе. Я не то чтобы за демократию и равноправие, но хочется более лояльного, свободного и современного отношения к нам.
Вот мир изменился, и вы, женщины, попали в бедственное положение. Не удивляйтесь, задумайтесь! Женщина сегодня – рабыня, потому что должна работать и зарабатывать как можно больше денег, да и детей еще надо на себе тянуть. А предназначение женщины – воспитание своей семьи. Этот труд намного ценнее и важнее, чем то, что женщина разрывается между карьерой и детьми. Когда последний раз у вас было время и возможность остановиться, подумать о душе? Вы же постоянно жалуетесь, что ничего не успеваете! Не задумывались ли вы, почему люди рождаются пропорционально – сколько мужчин, столько приблизительно и женщин? Это божественный промысел: размножение человечества – цель и назначение женщины. Господь создал жену для продления человеческого рода, и, с одной стороны, ее предназначение – создать в семье очаг любви духовной, а другой – рожать детей. Это божественные законы, такие же естественные, как и законы природы. И когда они нарушаются, человечество идет неправильным путем развития.
Мы работаем, потому что хотим быть свободными в финансовом отношении, чтобы одеваться и есть, чтобы реализовать свои интересы – у нас много причин...
Работать, по божественному установлению, должен муж. Если бы все жили по законам Божьим, страдали бы значительно меньше. В современных условиях мы вынуждены не жить, а приспосабливаться к условиям жизни – часто греховным.
Церковь не приветствует совместную жизнь до венчания – гражданский брак считается грехом. Но согласитесь, есть пары, которые заключили брак на небесах, а живут как кошка с собакой. А есть такие, которые не венчались, но любят друг друга всю жизнь, живут душа в душу. Может, все-таки прежде чем встать перед алтарем, стоит понять, связывать ли себя узами брака с этим человеком? Ведь столько трагедий случается, столько сегодня разводов...
Для чего люди вступают в брак? Чтобы любить друг друга. Брак был установлен еще в раю, и сказал Бог тогда: "Нехорошо быть человеку одному, каждому нужен помощник". Плохо почему? Духовная жизнь человека, который создан по образу и подобию Божьему, заключается в любви. Адам был один, и Господь создал жену ему – для духовного развития, для сущности жизни, то есть любви. Там, где существует любовь, есть блаженство и счастье. Божественное установление состоит в том, что мужчина и женщина должны составлять единое целое: одну плоть и одну душу. Причина разводов кроется в том, что браки заключаются не по любви. Это была страсть, а потом она прошла. Каждый вступающий в брак должен подготовиться к нему. Это означает, что надо быть красивым и благородным в душе. Часто в браке муж и жена требуют любви к себе, но не хотят ее отдавать. А настоящая любовь – это излияние чувств. Там, где стараются помогать друг другу, семья сохраняется. Муж делает для жены то, что ей приятно, что вызовет ответное чувство радости. И она также будет думать о нем и делать то, что может обрадовать его – это укрепит брак. А что такое измена? Грех. Если кто-то изменяет, ему уже нет доверия, без которого нет и целостной семьи.
Бывает, что за отсутствие платка на голове или за то, что ты в брюках, завсегдатаи храмов – бабули – так тебя отбреют, что забудешь о духовности – становится обидно, я же шла к Богу, неужели мои брюки умаляют зов души, потребность войти в храм и помолиться?
Это не имеет значения. Вы можете прийти в храм с покрытой головой и ненавистью в душе, а можете, наоборот, с открытой головой и открытым сердцем. Богу будет приятно открытое сердце, а не платок.
Вера избавляет от самого главного страха – страха смерти. Наше интервью выходит в преддверии Пасхи, Воскресения Христового. Расскажите, как можно научиться верить в бессмертие?
Вечная жизнь – это дар Божий. Сына Божий пришел в этот мир и уничтожил смерть в себе самом как в человеке и во всех людях. Воскресение Иисуса Христа – победа над смертью в человеческой природе – дает нам надежду на всеобщее воскресение. Христос воскрес, а после Него воскреснут все люди – и праведники, и грешники. Поэтому мы и говорим, что смерть нам не страшна. Потому что мы даже тело снова примем, и оно будет совершенно после всеобщего воскресения мертвых. Не имеет значения, сколько времени до этого момента пройдет в вечности – время ничего не значит, но воскреснут все, и мы эту веру должны в себе носить. Если бы грешник осознал, что его ожидает в вечности, он был бы рад превратиться в небытие.
Ужас – ад?
Да. Потому что есть вечное страдание и вечное блаженство. Но мы имеем надежду на вечное блаженство, и оно придет, если мы будем с Христом. Христос сказал апостолу Фоме: "Ты поверил в Мое воскресение, потому что видел и осязал. Блаженны те, кто не видели, но веруют". Поэтому всякий человек, который верит в воскресение Иисуса Христа, верит в свое собственное воскресение и надеется на блаженную жизнь. Кстати, она зависит не от наших добрых дел, а от милости Божьей – если бы только от людских поступков, мы все оказались бы в аду, потому что нет безгрешного человека. Мы верим в свою будущую жизнь, надеясь на милость Божью, которая настолько велика, что человек даже не может представить степень этой безмерной любви. И страдать будут только те, кто сознательно отказался от Бога. Когда мы приветствуем друг друга "Христос Воскрес!" и отвечаем "Воистину Воскрес!" – это звучит голос веры: я подтверждаю, что Христос действительно воскрес. Поэтому Пасха -самый большой христианский праздник.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.