6 вересня 2010, 17:28

Емоції вщухли. Час для спокійного аналізу. Післямова до візиту в Україну російського політика Гундяєва

На порталі Релігійно-інформаційної служби України з'явився розлогий аналіз візиту Патріарха Кирила до України.

Ось частина цього аналізу (мовою оригіналу). Повністю матеріал можна прочитати тут.

1. О нежелании автокефалии Церкви в Украине.

Традиционным уже стал тезис о том, что в Украине не желает автокефалии или вовсе никто, или, по крайней мере, абсолютное большинство народа. Более того, все осуждают и саму автокефалию, и даже разговоры о ней. Вот, например, богословы Одесской епархии провозглашают, что "каноническая автокефалия УПЦ МП – это измена Православию", и звучит призыв: "Мы призываем православных бойкотировать таких попов (которые могут обсуждать вопрос автокефалии -РИСУ), не приглашать, не окормляться, не поддаваться на их "дискуссионные" провокации. Единство Русской Православной Церкви на всей ее канонической территории – аксиома, а не предмет для дискуссий". Епархиальный архиерей митр. Агафангел (Савин), который традиционно заявляет, что "единство УПЦ с Матерью – РПЦ является непреложной истиной, не терпящей никаких изменений"... И судя по щедрым эпитетам в адрес верующих одесской епархии со стороны священноначалия РПЦ, авторы вышеперечисленных фраз и входят в число лучших людей РПЦ. (Янукович дав Агатангелу орден).



А вот другой лучший гражданин РПЦ, господин Фролов, давно призывает "поставить все точки над "i" – никакого раскола Православия на Украине не существует. Подавляющее большинство православных Южной Руси находятся в канонической Церкви Московского Патриархата и выступают категорически против автокефалии и смены юрисдикции"]. Менее категорично, но в подтверждение мысли о всеобщем осуждении автокефалии УПЦ и стремлении к укреплению административного единства с Москвой высказывался и митрополит (тогда архиепископ) Волокаамский Иларион (Алфеев): "Абсолютное большинство украинского народа против "пресловутой автокефалии""[]. Сложно понять, откуда черпает данные владыка Иларион... К тому же, интересно было бы узнать, желал ли в XV веке автокефалии народ Московский? Народ тогда вообще никто не спрашивал, и таковое желание "хранителя веры" в истории не зафиксировано. Преподобный Максим Грек, прямо и резко высказывающийся против автокефалии Московской Церкви от Константинопольской, и осуждённый в 1525 г., в том числе за отказ признать эту автокефалию, ответил бы отрицательно. Однако, мнение святого не помешало тогда церкви Московской (а наипаче московским правителям) разорвать нешвенный хитон церковный, расчленить вековую духовную основу бытия и построить Церковь без Церкви, говоря словами митр. Агафангела, и 140 лет пребывать в неканоническом статусе.

Впрочем, святейший Патриарх призывает в данном вопросе "отринуть примитивный взгляд на церковную историю" и подчёркивает, что "взгляд должен быть широким. И, что самое главное, взгляд должен быть правильным на историю".

Посему оставим историю и обратимся к народу украинскому, к тому, что он думает по вопросу автокефалии. Наверняка эти данные будут полезны владыке Илариону.

В декабре 2006 г. организация "Українське демократичне коло" и служба "Юкрейніан соціолоджі сервіс" провели всеукраинский опрос[6] относительно церковных предпочтений народа Украины. Результаты показали, что 33,3% опрошенных считают возможным сосуществование в Украине нескольких православных церквей различных юрисдикций, 30,7% опрошенных (41% от определившихся) считают, что православная Церковь в Украине должна быть единой национальной православной церковь, подчинённой собственному, Киевскому, патриархату, и всего лишь 11,4% считают, что православная церковь в Украине должна быть составной частью Московского Патриархата, 25% затруднились ответить.

В июле 2008 г. Киевский Международный Институт Социологии провёл всеукраинский опрос общественного мнения по вопросу о единой поместной церкви в Украине. Отвечая на вопрос: "Как вы относитесь к созданию в Украине Единой Поместной Украинской Православной Церкви" 41% опрошенных (82% от определившихся) сказали, что относятся к этому положительно или скорее положительно, 9% – отрицательно или скорее отрицательно, 35% ответили, что не знают что это такое, и 16% затруднились ответить. Иными словами, создание в Украине Единой Поместной Украинской Православной Церкви поддерживает 82% тех, кто знает, что это такое и определился со своим мнением.

В рамках этого же опроса был задан вопрос: "Какая православная церковь скорее всего имеет право считаться исторической правопреемницей Православной церкви, основанной в Киевской Руси 1020 лет назад". Выяснилось, что 32,6% опрошенных (52% от определившихся) считают, что таковой является УПЦ КП, 15,6% – УПЦ (МП), 1,9% – УАПЦ, и 10,1% – Русская Православная Церковь, 2,3% назвали свой вариант и 37,5% затруднились ответить.

В январе 2009 г. институт "Українське демократичне коло" провел похожий всеукраинский опрос общественного мнения, задав вопрос: "В последнее время в обществе достаточно часто поднимается вопрос создания в Украине единой поместной православной Церкви. Как Вы считаете, православная церковь в Украине должна быть...". В ответ на это 39% опрошенных (62% определившихся) отметили, что в Украине должна существовать единая поместная православная церковь, подчиненная Киевскому патриархату, 24% придерживаются мнения, что УПЦ должна быть составляющей Русской православной церкви, связанной с Московским патриархатом, а 35% затруднялись с формулированием своего отношения к этому вопросу.

Абсолютное большинство украинского народа против "пресловутой автокефалии"? Так где же это большинство?...

2. "УПЦ КП и УАПЦ – жалкие кучки маргиналов"

"Две раскольнические группировки – т.н. "Киевский патриархат" и "УАПЦ" – являются маргинальными, малочисленными, никого не представляющими. Они существуют только за счет поддержки государства и нацистских политических сил, а также Ватикана и США". Эта концепция, произнесённая некогда господином Фроловым и озвучиваемая в различных изводах, стала уже обязательной и неизменной ни при каких обстоятельствах.

По данным Всеукраинского опроса (апрель 2006 г.) 39,8% от определившихся с юрисдикционной принадлежностью заявили о своей принадлежности к УПЦ КП, 2,8 – к УАПЦ и 29,4% – к УПЦ (МП).

Всеукраинский опрос в декабре 2006 г.: 30,1% опрошенных заявили о принадлежности к УПЦ КП, 1,5% – к УАПЦ и 20,4% – к УПЦ (МП).

Ещё больший контраст выявил опрос 2008 года среди жителей столицы Украины. Среди определившихся с конфессиональной и юрисдикционной принадлежностью. 18% опрошенных киевлян заявили о своей принадлежности к УПЦ КП, 1,5% – к УАПЦ и 7,3% – к УПЦ (МП).

Неадекватность восприятия действительности лучшими гражданами города подтверждается и ещё одним фактом, а именно – совершенно фантастическими ожиданиями. Накануне приезда Патриарха Кирилла в Украину, в местных СМИ Одессы быстро разошлась информация о том, что на освящение Патриархом третьего по величине собора в РПЦ, (по словам митр. Агафангела), Одесская епархия ожидает свыше 200 тыс. приезжих паломников со всего мира. Было приготовлено около 5 тыс. специальных приглашений для входа в сам собор. Однако в действительности в день великого патриаршего освящения храма, по данным "Интерфакса-Украина", внутри собора и около него в общей сложности оказалось около 4 тыс. верующих и примерно столько же милиционеров.

А вот в Днепропетровске ожидался приезд минимум 50-70 тыс. паломников, а "скорее всего около 500 тыс". В действительности верующих на патриарших богослужениях оказалось около 10 тыс.

Но вернёмся к сравнению верующих УПЦ и УПЦ КП. Ещё больший контраст возникает, когда сравниваешь количество верующих, присутствовавших на торжествах, посвящённых крещению Руси, с участием Патриарха Кирилла, и представителей тех самых "малочисленных маргиналов". Как сообщает агентство "Украинские новости" в Киеве около 1 тысячи верующих приняли участие в торжественном патриаршем молебне по случаю памяти св. князя Владимира, возглавляемом Патриархом Кириллом. В то же время, днём позже в аналогичных торжествах, но проводимых УПЦ КП, приняли участие около 15 тыс. верующих. И это несмотря на асимметрию в отношении властей к этим двум юрисдикциям. Если верующим московского патриархата со стороны властей оказывалось содействие (например, предоставление бесплатных автобусов), то верующие УПЦ КП, напротив, испытывали препятствия, паломников из областей попросту задерживали посты ГАИ. В частности, такие проблемы испытали верующие УПЦ КП из Волынской, Тернопольской, Ровненской, Черновицкой, Днепропетровской и Одесской и Сумской областей.

3. "Весь народ Украины ждал и горячо приветствовал своего Патриарха"

Чтобы понять, как горячо люди приветствовали Патриарха, можно снова обратиться к примеру Одесской епархии. В ходе социологического опроса [21], проведённого среди одесситов накануне приезда Патриарха Кирилла в Одессу, 51,2% респондентов ответили, что ничего не знают об этом визите, 63,7% не собираются участвовать в предстоящих мероприятиях, и это на фоне очень положительного отношения (72% респондентов относятся к приезду Патриарха положительно).

Что ж, и это в примерной епархии (по словам патриарха Кирилла), своего рода положительном исключении... Что до народа Украины, то можно обратиться к данным другого опроса, проведённого агентством УНИАН. В 2009 году накануне визита Святейшего Патриарха Кирилла респондентам был задан вопрос об их отношении к этому визиту. Положительно к нему отнеслись 28,1% респондентов, отрицательно – 60,4%, безразлично – 9,4, не знали 1,7% Когда год спустя, в 2010 г., был задан тот же вопрос, оказалось, что положительно к визиту отнеслись 22,2%, отрицательно – 71,1%, безразлично – 5,3%, не знали – 1,7. И несмотря на то, что даже в УПЦ КП приветствовали приезд Патриарха, в целом динамика отношения народа Украины оказалась не в пользу Святейшего. Ещё раз подчеркну: да, визит Патриарха приветствовали многие (22% народа Украины это много!), и приветствовали вполне искренне, но далеко не большинство народа Украины. И, если судить по динамике социологических опросов и динамике посещаемости богослужений и прочих мероприятий с участием Патриарха за два года, можно заметить, что число этих людей сокращается.

Да, патриарх Кирилл талантливый оратор, но, судя по всему, плоды его выступлений отличаются от чаемых. По крайней мере, об этом говорит и в десятки раз меньше планируемой "явка" верующих на мероприятия с Патриархом, и рост симпатизирующих автокефалии УПЦ, и увеличение недовольных приездом Патриарха.

РИСУ

Тут був незаконний пост Ігоря Луценка

Народний депутат Ігор Луценко в день виборів вивісив пост, який агресивно контрагітує проти одного із кандидатів. Щодо неправдивості тверджень в тексті, готовий подискутувати з Ігорем пізніше...

''Наслідки'' Львівського форуму: і ''Занепад влади'', і ''Великий вибух популізму''.

Франсуа Міттеран ніби якось поскаржився Михайлові Горбачову, як непросто впоратися з країною, в якій чотириста сортів сиру. На що товариш генеральний секретар відповів: "Куди важче управляти державою, в якій в магазинах взагалі нема сиру"...

Кіно і Патріарх. Біографія Святійшого за 42 хвилини

Cоціальна реклама, якщо хочете. Забув написати про це вчасно. А давно хотів порекомендувати фільм про Патріарха Філарета, який вийшов ще наприкінці липня на каналі ICTV...

Частка української на ТБ неприпустимо мала. Саморегуляція була би кращим виходом. Власники не почули. Слово за законодавцями. Що казав Президент про мовні квоти

Сьогодні Верховна Рада, нарешті, має розглянути у другому читанні закон про впровадження квот для української мови на телебаченні. Робиться це лише щодо тих компаній, які користуються державним частотним ресурсом...

Країни Східної Європи сильно помиляються, коли вважають, що західні народи "заради них вступлять в третю світову війну". З уроків історії

Країни Східної Європи сильно помиляються, коли вважають, що західні народи "заради них вступлять в третю світову війну". Вони самі мусять захищати незалежність від можливої в майбутньому агресії з боку великих держав...

Сьогодні – Хресний Хід нашого Київського Патріархату

l – 28 липня 2016 р. Українська Церква відзначатиме річницю хрещення Київської Руси-України. З цієї нагоди у Володимирському патріаршому кафедральному соборі (бульв...