Фобии Анны Герман
Бывает, что журналист пишет статью или готовит скандальный репортаж о каком-нибудь влиятельном или одиозном политике/бизнесмене. В этих случаях журналиста – оправданно или неоправданно – обвиняют в желании сделать себе имя за счет известности героя его материала.
Но очень часто имеет место и обратный процесс, когда политик или общественный деятель, не пользующийся особым успехом у читателя/зрителя, прибегает к любым средствам, чтобы заинтересовать собой СМИ. Однако, создание искусственного ажиотажа вокруг себя и своей деятельности рано или поздно оборачивается инфляцией имиджа персоны.
В большинстве подобных случаев о таких деятелях просто забывают. Хуже, если в руках у такого человека оказывается коммуникационный ресурс в виде доступа к информации или определенному кругу лиц. Устоять перед использованием этого рычага влияния/давления на журналистов достаточно сложно.
Но этот путь чреват в первую очередь для того, кто его выбрал. Кроме того, что нас, журналистов все равно больше, и рано или поздно мы научимся игнорировать и обходится без подобных особ, у самих "авторитетов" это вызывает серьезные искажения восприятия объективной реальности и приводит к возникновению странных фобий.
ФОБИЯ ПЕРВАЯ. Меня все хотят оклеветать
Домом Анны Герман мы заинтересовались, наткнувшись на его упоминание в СМИ. Но в отличие от трудностей, которые ранее возникали при поиске поместий, например, Юлии Тимошенко или Андрея Клюева, в случае с госпожой Герман желающих помочь небольшому расследованию оказалось очень много. В том числе и в ее ближайшем окружении.
Но эпизод, который нам казался будничным, привел к весьма бурной реакции самой госпожи Герман. Сначала, связавшись с нами через своего друга, она предложила встретиться в ее загородном доме и лично предоставить всю необходимую информацию.
Предложение выглядело странным и больше напоминало искреннее, ничем не прикрытое желание вступить в эмоциональный контакт и, возможно, смягчить тон готовящегося материала. Тем не менее, мы пошли навстречу депутату и приняли приглашение.
На этом история могла бы и закончиться. Но, по непонятным причинам, госпожа Герман пошла другим путем. Пользуясь партийным ресурсом в виде официального сайта Партии регионов, она предпочла сначала обвинить авторов будущей статьи в продажности, а уж потом помочь им в комфортной обстановке этот заказ выполнить.
Чем был вызван этот ничем не подтвержденный – подчеркиваю, ничем не подтвержденный – страх, мне непонятно.
При всем уважении к скромной особе Анны Герман, я хочу знать хотя бы одну причину, по которой кому-либо в этой стране нужно бросить на нее тень. Мне интересна хоть одна сфера, на которую она влияет, хоть один конфликт, в котором у нее был бы достойный оппонент и хотя бы один случай, когда кто-либо считал нужным упоминать ее в своих выпадах.
(Кстати, вполне возможно, что Анна Герман пригласит к себе уже других журналистов – может, им повезет больше. А нам было бы приятно, что мы спровоцировали такую настойчивую открытость).
ФОБИЯ ВТОРАЯ... за это еще и платят
Когда о десятках тысячах долларов на черный пиар во всеуслышание говорит олигарх, чье состояние оценивается восьмью нулями или политик, чьей власти достаточно, чтобы такую сумму украсть – это опасения за свою репутацию.
Когда об угрозе заказных материалов кричит певица на подмостках – это банальный пиар.
Когда же об этом говорит ничем не примечательный депутат – это мания величия.
Но когда перманентный страх "заказухи" охватывает рядового парламентария, ранее трудившегося на ниве журналистики – это паранойя, характеризирующая еще и профессиональные стандарты, которыми он руководствовался, будучи журналистом.
ФОБИЯ ТРЕТЬЯ. Меня не заметят в партии
Из личного общения с коллегами Анны Герман по партии выясняется, что народный депутат всеми силами пытается доказать руководству и финансистам Партии регионов, что именно она и никто другой является рупором позиции партии и имеет ключевое влияние на СМИ.
По моим данным, например, госпожа Герман убедительно требует у сотрудников офиса Рината Ахметова включать тексты своих интервью в ежедневный обзор прессы, который попадает на стол к владельцу СКМ.
Последний такой звонок в Донецкий офис президента "Шахтера" поступал от Анны Герман относительно ее интервью "Комсомольской правде", в котором высказывается догадка, что госпожа Герман может занять второе место в списках кандидатов в народные депутаты Партии регионов на будущих парламентских выборах.
Кроме того, в неоднократных беседах с лидерами Партии регионов, Анна Герман берется за организацию "правильного освещения" позиции партии в эфирах Пятого канала, канала "24", холдинга "Главред Медиа" и др.
Получая "зеленый свет", бывшая сотрудница "Радио Свобода" манипулирует фактически всем депутатским корпусом Партии регионов, лично выбирая участников эфира, не консультируясь ни с самими депутатами, ни с редакторами приглашающей стороны.
ФОБИЯ ЧЕТВЕРТАЯ. У меня отберут Виктора Януковича
Единственная монополия, которой владеет госпожа Герман – это Виктор Янукович. Приближенность к лидеру Партии регионов – ее единственный ресурс влияния на публичную позицию партии в целом.
Еще в сентябре 2005 года, когда газета "КоммерсантЪ-Украина" опубликовала черновик внутреннего документа с двумя ошибками в слове "оппозиция" ("апозиция"), госпожа Герман неоднократно требовала выдать источник утечки информации в обмен на интервью с лидером Партии регионов. (Это к слову о ее отношении к стандартам работы СМИ).
Сейчас, в силу специфики своей работы с различными СМИ, я с полной ответственностью и без ссылок на "регионалов", которых госпожа Герман называет предателями (Василий Грицак и Тарас Черновол) могу утверждать: Анна Герман прибегает к банальному шантажу по отношению ко всему журналистскому цеху в вопросе доступа как к лидеру, так и к большинству членов Партии регионов.
- Я пришла к нему, чтобы пробить дыры в том барьере, который отделял его от журналистов, от открытости прессе. Но сейчас Янукович открылся. Так как барьер, в котором я пробивала дыры, сам упал, – так говорила Анна Герман в декабре 2004 года в интервью "Главред".
Там же: "Я увидела, что в Украине есть настоящие мужчины. Настоящие во всем, начиная со слова. Если он (Виктор Янукович – "УП") сказал, что он что-то сделает, то сделает обязательно".
Только в этом году Виктор Янукович три раза пожимал руку и обещал дать публичное интервью "Украинской правде". "Вот вам мое мужское слово", – пообещал он еще в сентябре. Все эти обещания он давал в присутствии свидетелей, в том числе самой Анны Герман.
В последний раз после дебатов с Юлией Тимошенко на телеканал "Украина" лидер Партии регионов дал госпоже Герман личное поручение: "Анечка, организуй интервью, пусть приходят во вторник". Это было 10 октября. Интервью нет до сих пор.
Получив мандат народного депутата, госпожа Герман продолжает оставаться пресс-секретарем Виктора Януковича в худшем понимании этой роли.
И, опять же при всем уважении к Анне Герман, как к человеку, я уверен, что до тех пор, пока она будет оставаться искусственным буфером между журналистами и партией, никакая, даже самая активная общественная деятельность не поставит ее на одну ступень с остальными коллегами по парламенту.
И уж точно никому в этой стране не придет в голову ежемесячно платить десятки тысяч долларов на размещение черного пиара относительно скромной особы народного депутата. К счастью, или к сожалению, роли пресс-секретаря для этого недостаточно. Пусть даже очень амбициозного пресс-секретаря.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.