Дело Юрия Луценка vs Дело Бориса Колесникова
Сегодня истекает восьмой месяц пребывания Юрия Луценка под стражей. Напомню, экс-министр обвиняется в злоупотреблении служебным положением и нанесении ущерба государству в особо крупных размерах.
Не мне решать, насколько правомочным и адекватным было решение о задержании Юрия Луценка. Для этого есть суд и следствие. Но, обладая небольшой долей фантазии и воображения, можно представить, как бы разрешилось это уголовное дело, к примеру, в далеком абсурдном 2005 году.
Представьте себе, что завтра адвокаты экс-министра обращаются к суду с ходатайством об освобождении подсудимого. Судья Сергей Вовк, приняв во внимание состояние здоровья подсудимого и необоснованность требований Генпрокуратуры, освобождает Юрия Луценко на подписку о невыезде прямо в зале суда. На глазах у счастливой семьи и политических соратников.
Спустя месяц следователь Сергей Войченко обратился бы к суду с требованием вернуть дело экс-министра на дорасследование в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Судья Вовк в легком недоумении от происходящего, но, делать нечего – закон есть закон – и дело бы отправили на дорасследование. А через несколько месяцев его бы закрыли в связи с "отсутствием состава преступления".
Еще через полгода страна с большим удивлением узнала бы, что Генеральный прокурор Виктор Пшонка – тот самый при котором отзывалось дело из суда – вошел в проходную часть списка "Народной самообороны". А еще через каких-то 12 месяцев следователь Сергей Войченко к изумлению своих коллег назначается заместителем прокурора какой-нибудь крупной области в центральной Украине.
А дальше все по накатанной: Юрий Луценко становится народным депутатом, но еще четыре года ходит по эфирам и как один из лидеров оппозиции раздаёт интервью о политических преследованиях. А в перерывах между эфирами господин Луценко пьет чай и смотрит захватывающие футбольные поединки дома у Сергея Левочкина.
Удивительный сценарий, не правда ли? Но сегодня вряд ли кто-то поверит в его правдоподобность. И в этом одно из главных отличий Украины в 2011 году от Украины в 2005 году. Потому что шесть лет назад все это было возможно.
В 2005 году в том самом Печерском суде на скамье подсудимых сидел Борис Колесников. Процесс откровенно и во многом оправданно называли политическим. Хотя, напомним, нынешний вице-премьер обвинялся в куда более серьезном преступлении – вымогательстве.
Судья Анжела Стрижевская дважды продлевала обвиняемому срок задержания, чтобы он – ровно, как и сейчас Юрий Луценко – мог ознакомиться с материалами дела. Американские адвокаты обвиняемого раздавали возмущенные комментарии и справедливо сравнивали украинскую Конституцию с "потемкинской деревней", за фасадом которой скрывается дремучее правосудие. (Интересно, чтобы они сказали, если бы бы их клиента оставили под стражей еще на месяц-два, пока судьи выйдут из отпуска?)
Борис Колесников был выпущен из-под стражи в разгар отпускного сезона – 2 августа 2005 года после 118 дней заключения в Лукьяновском СИЗО. Решение об освобождении нынешнего вице-премьера было принято в ответ на ходатайство его адвокатов.
Спустя несколько месяцев после освобождения господина Колесникова Генеральная прокуратура сама (!) обратилась в суд с требованием вернуть дело на дорасследование. При этом в документах переданных суду следователь Яков Такташев еще до начала дорасследования (!) указал, что не видит в деле состава преступления. Позже дело против Бориса Колесникова было закрыто. Но НЕ решением суда, а постановлением следователя Генпрокуратуры.
Напомним, в 2007 году господин Такташев был назначен заместителем прокурора Луганской области. А годом раньше – в январе 2006 года Генеральный прокурор Святослав Пискун вошел 95 номером списка Партии регионов, а в марте того же года получил мандат народного депутата.
Сам Борис Колесников дважды удачно баллотировался в народные депутаты и поддерживал весьма теплые отношения с бывшим главой Секретариата президента – Виктором Балогой. Господин Балога ныне возглавляет министерство чрезвычайных ситуаций.
Это просто сухие факты.
Лично у меня нет причин сомневаться в справедливости решения следователей ГПУ по делу Бориса Колесникова. Для этого, опять-таки, есть суд и следствие. Я всего лишь описал обстоятельства и атмосферу, в которой это происходило пять лет назад.
Чем закончится дело Юрия Луценка неизвестно – в отличие от Бориса Колесникова, его судьбу решит справедливый суд, а не справедливый следователь. Но, как удачно отметил один близкий к правящим кругам собеседник, если к подсудимой Юле Тимошенко нынешние руководители все еще относятся как к политику, то обвиняемого Юрия Луценка уже однозначно приравняли к рангу животных.
Но кто в действительности окажется животным, покажет время. Сегодня же есть стойкое ощущение, что обитатели зоопарка всего лишь поменялись вольерами. При этом сегодняшние "надзиратели" настойчиво доказывают свою принципиальность, наивно предполагая, что это выглядит правдоподобно.
И к слову – об атмосфере.
Во время пребывания Бориса Колесникова под стражей, народные депутаты Партии регионов – в том числе лично Виктор Янукович – были постоянными "гостями" и в кабинете Генпрокурора, и в кабинете судьи Анжеллы Стрижевской. Соратники господина Колесникова не считали это давлением на суд и следствие.
В ходе процесса над Борисом Колесниковым суд не запрещал фото и видеофиксацию в зале суда. Прийти и поскандалить в зал заседаний разрешалось даже Владимиру Марченко.
Суд по делу Бориса Колесникова заседал под скандирование сторонников Партии регионов "Ющенко – брехун", "Ющенко – политический киллер" и "Нет оранжевым судам". И никому не приходило в голову огражджать митингующих железными щитами, глушить протестующих экстравагнатными выступлениями "Калашниковых" и "многочисленным" протестом малолетних членов "Общевоинского союза Украины"))
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.