12 квітня 2017, 17:08

Пьяное вождение: надо внедрить "пункты трезвости" и уголовную ответственность

Ежегодно на дорогах Украины погибает от 3 до 4 тысяч (!) человек. Причина каждый пятой (!) смерти на дорогах – вождение транспортных средств в нетрезвом состоянии

Это самый большой показатель среди стран ЕС – в два раза больше среднеевропейских цифр. Сейчас в Украине вопросом безопасности на дорогах занимается уже большое количество общественных организаций. В ноябре прошлого года мы с командой LEAD office стали партнерами инициативы Кампанія "За безпечні дороги" и решили уделить вниманию именно аспекту нетрезвого вождения.

На сегодняшний день мы уже подготовили ряд наработок, передали иъ Национальной полиции и предлагаем ВСЕМ желающим присоединиться к разработке документов и инициатив.

Итак, мы предлагаем внедрить комплекс мер – законодательных и процедурных, которые уже работают в других странах мира. Во-первых – внедрение так называемых "пунктов трезвости". Во-вторых – криминализировать вождение транспорта в нетрезвом состоянии (то есть, вместо административной ввести уголовную ответственность).

I. ВНЕДРЕНИЕ "ПУНКТОВ ТРЕЗВОСТИ"

Юридическим языком это называется внедрение "Мест обязательной проверки водителей транспортных средств на состояние опьянения". Принцип "пунктов проверки трезвости" предусматривает, что на определенных участках дороги устанавливается дополнительный знак об обязательной остановке любого автомобиля и прохождении водителем экспресс-теста на определение алкоголя в крови.

Этот "велосипед" придумали не мы. Обязательные выборочные экспресс-тесты на состояние опьянения существуют в 23 странах ЕС, в 15 из которых на законодательном уровне урегулирована организация пунктов проверки трезвости.

К примеру, в Швеции ежегодно проводят более 2.500.000 обязательных экспресс-тестов. В Финляндии ежегодно подобный тест проходит более 40% водителей. В Голландии с увеличением количества проверок вдвое – количество подтвержденных случаев управление в состоянии опьянения уменьшилась на 25%.

КАК ЭТО ХОТИМ СДЕЛАТЬ У НАС

1. Места обязательной проверки и срок проверки определяют уполномоченные лица.

2. Решение об определении мест должно быть в письменной форме и предъявляться по требованию водителя во время проверки. Конкретное место, время и продолжительность проверки должно быть определено соответствующим решением не позднее чем за 1 день до такой проверки;

3. обязательная проверка может осуществляться в отношении всех водителей, в том числе, без признаков опьянения;

4. отказ от прохождения проверки и/или подтверждения состояния опьянения во время проверки (положительный результат на драгера или ином техническом средстве) являются основаниями для прохождения освидетельствования на состояние опьянения в общем порядке;

5. В местах проведения обязательной проверки полицейский может применять специальные технические устройства для определения опьянения или предложить водителю пройти соответствующий тест в определенном месте;

6. Места проверки обустраивают дополнительными временными знаками

Как показывает опыт других стран, помимо прямого назначения – выявление нетрезвых водителей, "пункты трезвости" имеют еще и высокий превентивный эффект. Как правило такие пункты устанавливаются в то время и в том месте, где с большой вероятностью могут проезжать водители в состоянии алкогольного опьянения.

Самая большая проблема – это убеждение наших водителей, что, если ты ничего не нарушаешь, управлять автомобилем можно и в нетрезвом состоянии. Во-первых, потому что это никому не вредит, а во-вторых, потому что полиция тебя все равно не остановит. Введение пунктов трезвости заставляет водителей привыкнуть к мысли, что остановить и проверить могу любого водителя, независимо от того, нарушил он ПДД или нет.

II. КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ПЬЯНСТВА А РУЛЕМ

Мы предлагаем внести изменения в Уголовный кодекс и установить уголовную ответственность за управление транспортными средствами в состоянии опьянения. В частности мы рассматриваем возможность добавить ст.286-1 УК Украины, в которой предусмотреть уголовную ответственность за

1. Управление в состоянии алкогольного опьянения при условии, что уровень алкоголя в крови выше 0,8 промилле;

2. Управление в состоянии наркотического опьянения или под действием лекарственных или других препаратов, снижающих уровень реакции независимо от уровня опьянения;

3. Отказ от прохождения освидетельствования на состояние опьянения.

Такой путь имеет и юридические недостатки. В частности, возникнет проблема допустимости доказательств, поскольку сотрудники патрульной полиции имеют право составлять протоколы только об административных, а не уголовных правонарушениях.

Из той ситуации есть два выхода:

а) в случае фиксации управления транспортом в состоянии алкогольного опьянения предусмотреть в ЗУ "О Национальной полиции" право для патрульных полицейских собирать доказательств (составление протокола, видео фиксацию, задержания лица) и внести соответствующие изменения в в ст.86 УПК Украины;

б) в подзаконных актах предусмотреть создание отдельной должности следователя в каждом управлении полиции, который будет выезжать на случаи фиксации вождения в состоянии алкогольного опьянения.

Впрочем проблема криминализации пьянства за рулем может быть решена и путем принятия закона об уголовных проступках. И насколько я понимаю, в МВД уже существует соответствующий законопроект, регистрация которого задерживается по бюрократическим причинам – нет единой позиции по уже зарегистрированному законопроекту в Раде. Будем ждать.

Кстати говоря, к Кампанія "За безпечні дороги" также присоединились Національна поліція України, Міністерство інфраструктури України, Всесвітня організація охорони здоров'я, Центр демократії та верховенства права CEDEM, Vision Zero for Ukraine, LEAD office, PITBULL KIEV, Асоціація велосипедистів Києва, Академія водійської майстерності и др.

Отдельно хочу поблагодарить за гражданскую инициативу Taras Shevchenko и всю команду Reanimation Package of Reforms, Olesia Kholopik, Viktor Zagreba, Zlata Simonenko, Ігор Діденко, Konstantin Skipor, Наталія Король, Oleksiy Biloshytskiy.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Чому Трипільська ТЕС не була достатньо захищена та чи вдасться ворогу знищити українську енергосистему

Через втрату Трипільської ТЕС виникло багато питань про ступінь захисту енергетичних об'єктів України від атак ворога. Агентство відновлення захищає лише частину енергетичних об'єктів розподільчої мережі, але далеко не всі...

Проєкти відновлення: зустрічі держави і бізнесу

До кінця листопада плануємо провести чотири великі зустрічі з представниками будівельного ринку прифронтових областей, які найбільше постраждали від воєнних дій...

Нові правила тендерів відновлення

Наприкінці літа Агентство відновлення розпочало перші тендери на проектні та будівельні роботи з відновлення житла та соціальної інфраструктури...

У Ягідному розпочинається відбудова житла: відновлюємо одне з найбільш постраждалих українських сіл

Розбиті й понівечені житлові будинки, зруйнований сільський клуб, спалена військова техніка окупантів на вулицях та школа, яка перетворилася на вʼязницю для 370 людей – таким село Ягідне на Чернігівщині бачили ті, хто приїздив туди після деокупації...

Розпочали відновлювальні роботи у Макарові Київської області

Це один із населених пунктів, який найбільше постраждав через вторгнення російських військ. Відбудова житла у таких містах і селах – один із наших пріоритетів...

Запрошуємо на тендери з відновлення Посад-Покровського 

Агентство відновлення оголосило перші 2 тендери на будівництво 13 житлових будинків у селі Посад-Покровське Херсонської області. Усього буде проведено  9 тендерів – від 5 до 14 будинків у кожному...