1 лютого 2009, 14:20

Яркие впечатления (6): Генрик Ибсен от Сталина + Звернення Ющенка до ''унікальної нації''

Однажды, еще в 1990-х, я кое-что написал в некотором контексте по поводу серебряных колокольчиков. Поэтому недавно, когда увидел это словосочетание на одной театральной афише, заинтересовался. Оказалось – спектакль, к тому же по мною весьма любимому норвежскому драматургу-ницшеанцу Генрику Ибсену.

Пошел в театр – Советской (теперь российской) армии (малый зал). (К своему стыду, в этом театре давно уже не был: в последний раз – на легендарной 8-часовой "Орестее" Питера Штайна.) Спектакль Александра Бурдонского (того самого, который внук Сталина!) по трагикомедии Ибсена "Йон Габриэль Боркман" (1896). В России эта сложная и малоизвестная пьеса ставилась прежде всего лишь дважды: в 1904-м и 1969-м.



Это было нечто – с гротескно-истерическими диалогами, с удивительными, задействованными в сценографии стульями, с необычной сценографией. Чехов не любил Ибсена, но чувствуется, что это люди почти из одной эпохи. У позднего Ибсена в драмах уже появляется сложный психологический подтекст, символизм – тут, к примеру, звонят то ли колокольчики конного экипажа, то ли погребальные колокола. Закадровый голос в начале и конце представления мрачно вещает: "В жизни каждого человека звонят колокола судьбы, но, увы, не каждый слышит их звон..."







Пьеса и спектакль по ней – о жизни души и ее умерщвлении, о предательстве, на которое должен идти человек, чтобы претендовать на статус сверхчеловека, о выборе и расплате за выбор. Кто любит арт-хаусные фильмы и психодрамы – это для него.



Всё это действо удивительно вписано в малый зал – такой огромный, но с непропорционально низким потолком (зал находится к верхнем фонаре театрального здания). Поэтому сцена выглядит как широкоэкранное кино или как новые узкие мониторы (9:16). Такой формат – как бы антитеза к огромнейшему большому залу – с самой большой в Европе сцене (по ней в каком-то спектакле советских времен даже ехал танк и шла конница), с большим перепадом высоты, где сидят зрители (поэтому именно там и поставили "Орестею" – похоже на греческий амфитеатр).

Сейчас в России фигура Сталина стала популярной и востребованной: в одном школьном учебнике истории он назван "гениальным менеджером", чуть было не стал победителем шоу "Имя России" (аналог "Великих українців"), Путин и Медведев не хотят признавать Голодомор, потому что это означает "сдачу" Сталина, Проханов считает его творцом "русского чуда" и советской модернизации, и проч., и проч.

Но вот что в наследии Сталина не вызывает никаких сомнений, так это его внук Александр Бурдонский (1941 г.р.), постановщик спектакля "Серебряные колокольчики" по Генрику Ибсену (и многих других арт-хаусных и психологических постановок).

Вот так...

Уникальная люстра Театра Советской (российской) армии



__________________________________________________________________

Щодо звернення Ющенка до "унікальної нації"

Мені мало не щодня доводиться коментувати для російських ЗМІ перипетії української політики, бо й справді – розібратися в них надзвичайно складно. Часто про те саме у мене запитують мої друзі та знайомі. Найчастіше питання від них звучить так: чи Україна справді є державою? Бо хіба найвищі посадовці держави можуть поводити себе таким чином, як то в Україні? Тому коли Ющенко 30 січня виступив із зверненням до народу, де звинуватив в усьому Юлію Тимошенко (а це досить докладно висвітили російські ЗМІ), декілька моїх знайомих подзвонили мені наступного ранку і сказали приблизно однаково: ну ось бачиш – ми ж тобі казали: хіба Україна – то держава??? – Я перепитував: чому? – Ну як ти не розумієш: хіба в будь-якій державі, навіть найацтойніший, може таке бути, щоби президент кожен день звинувачував у всіх бідах уряд та прем'єр-міністра? (Малося на увазі це: "...повну відповідальність відповідно до Конституції за економічне становище, за зрив бюджетного процесу, за руйнацію банківської системи несе особисто прем'єр-міністр Юлія Тимошенко. Дійшовши до критичної межі, їй не вдасться сховатися в опозиції. Досить брехати".)

Я вирішив промовчати і перевести розмову на інші теми: усім розповідав про спектакль по Генріку Ібсену. Друзям сподобалося...:)