9 квітня 2009, 13:54

ГОГОЛЬ З НАМИ (10). Защитим Гоголя от бандер и оранжистов!

Меня радует, что этот блог читают не только читатели, но и писатели.

Разрешите познакомить с творчеством одного из таких – тоже, типа, про Гоголя человек написал...

Поскольку в тексте сего высокомудрого автора (по имени Алексей Ковалев, сайт "Правда.ru") есть попытка осмысления концептуальных и содержательных вопросов, поясняю специально для него.

Итак, человек, подписанный именем Алексей Ковалев, в частности, пишет:

"Думаю, для тех, кто занимается темой генезиса украинской идеи, исследованием темы Киев – Второй Иерусалим, это просто необходимейший текст", – делает вывод Окара.

Правда, в этой цитате нет ни малейших признаков "украинской идеи", из которых можно вывести ее "генезис". Взять хотя бы преданность Гоголя православию и враждебность его в отношении католичества, а многих его героев – к полякам как агрессивным носителям того же католичества (Тарас Бульба). В западных областях Украины и поныне существует неприязнь к полякам.

Но можно ли это считать признаком "украинской идеи"? Тем более что нынешние галичане сейчас практически поголовно греко-католики, а порой и римо-католики. Зато на официальном уровне Киев не устает называть Польшу главным адвокатом Украины перед Брюсселем, основным ассистентом Киева в его "евроатлантических устремлениях".


Итак,

Во-первых, именно мифологема, метафора и пророчество о Киеве как Новом Иерусалиме является основой и стержнем украинской идеи. Разумеется, в ее метафизически обоснованном виде (как основа русской идеи – пророчество о Москве как о Третьем Риме). А не в том карикатурном, в котором эта самая идея известна человеку, подписавшемуся Алексеем Ковалевым. Видимо, для этого человека украинская идея исчерпывается двумя рядами ассоциаций: (1) вареники, сало гопак, вышиванки, песни "Ты ж меня пидманула", "Распрягайте, хлопцы, коней" и прочий Gogol-Bordello; (2) бандеровцы, "зоологическая ненависть к России и всему русскому", "примитивная русофобия", перевод Гоголя и телешоу "Дом-2" на "мову", Шухевич – герой Украины, Голодомор – идеология "оранжистов" и "нэзалэжников", и проч., и проч.

Для гоголевского творчества важно, что именно под влиянием Киева и образа города как Нового (Второго) Иерусалима произошел духовный разворот Гоголя – от раннего писателя-эстета к зрелому духовно углубленному мыслителю. Об этом свидетельствует друг Гоголя Максимович, эту же точку зрения разделяют, в частности, В.А. Воропаев и И. Виноградов – гоголеведы, исследователи именно позднего творчества писателя (оба – москвичи, без украинских корней и каких-то специфических симпатий).

Во-вторых, о галичанах, которые "практически поголовно греко-католики, а порой и римо-католики". Это, разумеется, мягко говоря, совсем не так. Если бы автор поинтересовался количеством православных в Галичине, был бы приятно удивлен. Относительно галичан, которые "порой и римо-католики", то таковых просто не существует в природе – за исключением людей с польскими или венгерскими корнями, а также за исключением единичных экзотов, которые в своих духовных поисках стали то ли римо-католиками, то ли буддистами, то ли нудистами, то ли индуистами, то ли адептами каких-то экзотических культов. Среди моих московских знакомых, к примеру, есть зороастриец – настоящий этнический великороссиянин, чьи предки были православными и старообрядцами.

В-третьих, мне тоже не нравится, что современная Украина (точнее, часть украинской политэлиты) своим "адвокатом" считает Польшу. Лучше бы было, чтобы это была не Польша, а Россия. Но пока Россия больше похожа не на адвоката, а на прокурора Украины. А если посмотреть иногда некоторые новости по федеральным каналам, то, пожалуй, даже и не на прокурора, а на конвоира.

И еще пару замечаний по поводу российского восприятия Украины.

В этом восприятии в последнее время, к прискорбию, точно есть какая-то реальная шизуха.

Например, в каких-нибудь теленовостях могут клеймить Ющенко, Тимошенко и так называемых "оранжевых" (кто такие "оранжевые" – лично я не знаю, но в России постоянно о них говорят – причем не столько на официальном уровне, сколько разнообразные доброхоты, которые хотят быть "добровольными помощниками" власти). Ну так вот, говорят, какие же "оранжевые" гады, потому что они дружат с Америкой, продались Белому Дому, хотят в Брюссель, в НАТО и проч., и проч.

И вот следующий или через один сюжет в тех же новостях: российско-американские отношения наконец-то сдвинулись с мертвой точки, наконец-то США воспринимают нас на равных, наконец-то появились общие стратегические планы и приоритеты, российско-американской дружбе – широкую дорогу! и т.д.

Или такое: выступает кто-то по телевизору, в СМИ или на каком-нибудь мероприятии и повторяет мантру: мы (великорусы и украинцы) – один народ, нам нечего делить, у нас одни корни, общая история, родственники везде живут и проч., и проч. "Неужель наставишь пушку на свою жену хохлушку" и т.п. И через два абзаца: отдайте Крым – Крым – это исконно русская, не тырьте газ, прекратите украинизацию и проч.

То есть, если дружить с аристотелевой логикой, должно быть так:

Или долой Америку и НАТО, или дружим с ними все вместе.

Или мы – один народ, или верните Крым.

Или Гоголь – только русский, но не украинский писатель (в последние дни эту идею по разным теле- и радиоканалам лично я слышал раз двадцать пять), или зачем вы изучаете его творчество в курсе зарубежной литературы.

То есть или одно, или другое.

Иначе – ну полнейший когнитивный диссонанс, так сказать...

Да, кстати, видимо, статья, подписанная именем Алексей Ковалев, – это как бы привет от издания ПРАВДА.РУ изданию ПРАВДА.КОМ.УА:)

___________________________________________________________________________________

УКРАИНА ЗАПИСАЛА ГОГОЛЯ В "ЗАРУБЕЖНУЮ ЛИТЕРАТУРУ"

Алексей Ковалев, "Правда.Ру"


1 апреля исполнилось 200 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. Он является гордостью России и должен быть гордостью Украины, если бы не одно "но". Его произведения совершенно не вписываются в политическую концепцию "оранжевых". Потому их издают в украинском переводе в учебнике "Зарубежной литературы". Ради борьбы с Россией власти Украины готовы отказаться от величайшего сына Полтавщины.

Три года назад Владимир Путин отметил важность гуманитарного сотрудничества между Россией и Украиной. Он дал понять, что стороны в 2009 году будут совместно отмечать 300-летие Полтавской битвы и 200-летия со дня рождения Николая Гоголя.

Однако... "Украинская идея", как ее понимают "оранжевые", укладывается в три слова: "прочь от Москвы!". Поэтому Иван Мазепа – не предатель, а герой. Полтавская битва для России – общая русско-украинская победа, а для "оранжевой" Украины – поражение "украинско-шведского союза".

А как же с Гоголем?

Николай Васильевич был влюблен в свою родину – Малороссию. Большая часть его творчества проникнута ее духом. Казалось бы, для "украинских патриотов" было бы естественным зачислить великого писателя в "настоящие украинцы"...

На "Украинской правде" отметился в своем блоге некто Андрей Окара. Его представляют как московского политолога с украинскими корнями. Можно констатировать: Окара горячо сочувствует "оранжевому" делу. Его заметка имеет примечательное название: "Гоголь с нами. Интересные книги. Владимир Воропаев о Гоголе как о ''монахе-в-миру'' + важнейшая цитата для историков украинской идеи".

Заметка Окары весьма любопытна. Она реабилитирует великого писателя в смысле психического здоровья и подчеркивает глубокую православную духовность Гоголя. Но при чем тут украинская идея? Так как в заголовке упор сделан на некой цитате, приведу ее целиком:

"Он пробыл у меня пять дней или, лучше сказать, пять ночей, ибо в ту пору все мое дневное время было занято в университете, а Гоголь уезжал с утра к своим нежинским лицейским знакомцам и с ними странствовал по Киеву. Возвращался он вечером, и только тогда начиналась наша беседа. Нельзя было не заметить перемены в его речах и настроении духа; он каждый раз возвращался неожиданно степенным и даже задумчивым... Я думаю, что именно в то лето начался в нем крутой переворот в мыслях – под впечатлением древнерусской святыни Киева, который у малороссиян XVII века назывался Русским Иерусалимом". (Максимович М.А. Письма о Киеве и воспоминания о Тавриде. СПб., 1871. С 55-56.)

"Думаю, для тех, кто занимается темой генезиса украинской идеи, исследованием темы Киев – Второй Иерусалим, это просто необходимейший текст", – делает вывод Окара.

Правда, в этой цитате нет ни малейших признаков "украинской идеи", из которых можно вывести ее "генезис". Взять хотя бы преданность Гоголя православию и враждебность его в отношении католичества, а многих его героев – к полякам как агрессивным носителям того же католичества (Тарас Бульба). В западных областях Украины и поныне существует неприязнь к полякам.

Но можно ли это считать признаком "украинской идеи"? Тем более что нынешние галичане сейчас практически поголовно греко-католики, а порой и римо-католики. Зато на официальном уровне Киев не устает называть Польшу главным адвокатом Украины перед Брюсселем, основным ассистентом Киева в его "евроатлантических устремлениях".

Открываем "Зарубежную литературу", украинский учебник для 7-го класса общеобразовательных школ под редакцией В.Фесенко. В разделе "Давньоруськi билини" – былина "Про Iллю Муромця та Соловiя". На мове, с пометкой в конце "Записано В.Шевчуком з голосу кобзаря Зиновия Штокалка". Трудно сказать, где был отрыт этот "кобзарь", но удивляет, что древнерусские былины попали в курс "зарубежной литературы". Тут явная нестыковка с учебником "Истории Украины" для того же 7-го класса, утвержденным министерством образования и науки Украины от 24.06.2006, где о былинах говорится уже как о части истории Украины.

Но главный сюрприз не в этом. Открываем страницу 112 учебника и что там видим? Повесть Гоголя "Тарас Бульба" в переводе с русского некоего А.Хуторяна. В учебнике "Зарубежной литературы"!

Для идеологов "украинизма" Гоголь – неудобная фигура. Они готовы отказаться от великого писателя, лишь бы не иметь ничего общего с москалями. Во вред стране, "лицом" которой они якобы являются. А мы, простые украинцы, с удовольствием заберем его себе. С его Полтавщиной (Миргородом, Диканькой), певучим говором здешних жителей, неповторимым местным колоритом. Без всякой русофобии.

Алексей Ковалев, 01.04, 06:06 "Правда.Ру"



© Анна Вечерняя, фото, 2009.