20 липня 2010, 16:44

Руссскій Міръ (1). Технология или онтология? Что такое концепция "Русскаго Міра", кто и зачем его моделирует, можно ли на ней заработать?

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл снова в Украине.

Снова разогрелось внимание к теме "Русскаго Міра" – в ее самих разных аспектах и проектах.

У меня возникла мысль – почему бы не обсудить эту тему на этом блоге?

Тем более, для обсуждения уже есть несколько текстов, достойных внимания.

Предупреждаю сразу: лично я не являюсь пропагандистом темы / проекта "Русскаго Міра", не являюсь его явным или скрытым лоббистом, но хочу уяснить его слабые и сильные места, а также угрозы и возможности, которые он собою несет. Как по мне, у этого словосочетания, бренда и концепта есть определенный потенциал, но не очень большой.

Лично мне кажется намного более интересной, перспективной и онтологически оправданной концепция восточнохристианской (восточноевропейской) цивилизационной общности.

Однако в нынешнем мире всё меньше каких-либо скреп соединяет людей в общности.



Концепт "Русскаго Міра" – это еще одна попытка создать некую универсальную общность. Насколько удачная / неудачная – вопрос для обсуждения.

Однако, как кажется, проект "Русскаго Міра" – это, как и 150 лет назад с проектом "триединого русского народа", проект исключительно для Украины и Беларуси (попытка расширить границы этого сообщества на православную Молдавию пока не принесли ощутимых результатов).

За последнее время я задавал вопрос о "Русскомъ МірЪ" некоторым россиянам – потенциальным обитателям этого самого РМ: калмыкам-буддистам, православным чувашам и приятелю – волжскому татарину, живущему в Уфе, крестившемуся в православие в сознательном возрасте. Все люди – умные, образованные, разбирающиеся в тонких философских и прочих материях.

Так вот, оказалось, что никому из них никакой "Русскій Міръ" не нужен.

Во-первых, им достаточно того, что они – лояльные россияне, т.е. граждане РФ, не мечтающие об отделении своих республик.

Во-вторых, им достаточно того, что они являются носителями русского литературного языка.

В-третьих, им достаточно того, что они (чуваши и уфимский татарин) – православные. Они не испытывают неприязни, раздражения либо ненависти по отношению к России в целом, Великороссии, великорусам, Москве и Кремлю. Но они все помнят о тех ударах, которые получили их народы от центральной российской, а потом советской власти, ассоциируемой в их сознаниях с тем самым "Русскімъ Міромъ" (поход Ивана Грозного на Казань, "жесткое" крещение чувашей в XVIII веке, геноцид калмыков во время Пугачевского восстания в 1771 году, депортация калмыков в 1943 году – в Элисте даже есть улица Хрущева, вернувшего этот народ на историческую родину).

В-четвертых, среди некоторых из них интерес вызывает концепция неоевразийства Александра Дугина. То есть, иначе говоря, для "удержания" Татарстана, Чувашии, Башкирии, Калмыкии, а также Казахстана подойдет неоевразийская идеология. Для "удержания" Беларуси и Украины – "Русскій Міръ".

Именно поэтому можно сделать вывод, что концепция РМ (как и евразийство!) – это не цивилизационная, а именно имперостроительная концепция, выстаивающая не цивилизационное, а квази-государственное, а то и государственное пространство.

Я сознательно не настаиваю на подобной оценке этой концепции – просто предлагаю обсудить ее на этом блоге.

Во-первых, в самое ближайшее время на этом блоге появится наиновейший материал московского философа и футуролога А.И. Неклессы о проблеме РМ. В его концепции, в отличие от большинства иных одноименных, есть попытка преодолеть моноцентризм и москвоцентризм. Его РМ устроен не на иерархических, а на сетевых и горизонтальных началах.

Во-вторых, если у кого-то есть свой расширенный ответ на вопрос о концепции РМ (не комментарий, а собственная небольшая статья), предлагаю обсудить на этом блоге.

Со своей стороны обязуюсь: вывесить на блоге все присланные мне тексты, сколь бы далеко они не находились от моих собственных взглядов, посвященные тематике "Русскаго Міра", содержащие здравые идеи, не являющиеся плагиатом, компиляцией либо дидактическим пересказом чужих идей. Также тексты не должны возбуждать этнокультурную, языковую, расовую, социальную, религиозную либо какую-то иную вражду.

Оставляю за собою право лишь писать небольшие врезки к текстам.

Тексты направлять можно СЮДА: andokaraСОБАКАyaТОЧКАru

Итак, вперед!