Поэт как Сверхчеловек: Звезда по имени Байрон (+ Наталья Ищенко: Байрон FOREVER)

22 січня 2013, 13:06

Сегодня, помимо дня Соборности Украины и маминого ДР, занятная дата: 225 лет со дня рождения Байрона. Казалось бы – ну какой с него прок современному деловому и занятому позарез человеку?

Однако Байрон – это не просто великий поэт (лично я не являюсь его большим поклонником – мне симпатичнее Роберт Бёрнс или поэты "Озерной школы").

Байрон – это гениальный тренд-мейкер: он сумел ощутить, выразить, мультиплицировать и сделать доминирующим на несколько десятилетий определенное мироощущение, отношение к жизни. Байронический герой – это сильнорефлексирующий одинокий сверхчеловек, разочарованный идеалист, одиночка, покоритель и губитель женщин, высокомерный, циничный, таинственный, несущий настроение "мировой скорби", ощущающий резкий разлад между собой и окружающим миром. Евгений Онегин, Печорин, пушкинский и байроновский Мазепа, граф Монте-Кристо, реальный Наполеон – все они в некотором смысле потомки байроновского Чайльд-Гарольда.

Самым известным воплощением байронизма в украинской литературе может считаться вот это стихотворение Мыколы Петренка, ставшее мегапопулярным романсом:

Дивлюсь я на небо та й думку гадаю:

Чому я не сокіл, чому не літаю,

Чому мені, Боже, ти крилець не дав?

Я б землю покинув і в небо злітав.

Далеко за хмари, подальше од світу,

Шукать собі долі, на горе привіту

І ласки у зірок, у сонця просить,

У світлі їх яснім все горе втопить...


Байрон стал первым общеевропейским поп-идолом и героем китча: его портреты стали обязательным атрибутом нескольких поколений европейской молодежи. Татьяна Ларина, тайно пробравшись в комнату Онегина, видит два культовых предмета – "лорда Байрона портрет" и бюст Наполеона:

Татьяна взором умиленным

Вокруг себя на все глядит,

И все ей кажется бесценным,

Все душу томную живит

Полумучительной отрадой:

И стол с померкшею лампадой,

И груда книг, и под окном

Кровать, покрытая ковром,

И вид в окно сквозь сумрак лунный,

И этот бледный полусвет,

И лорда Байрона портрет,

И столбик с куклою чугунной

Под шляпой с пасмурным челом,

С руками, сжатыми крестом.




Именно после Байрона биография поэта стала основой его индивидуального мифа и чуть ли не главной частью творчества – не так важно, как поэт пишет, куда важнее, как он живет. Вот попробуйте себе представить Пушкина, Лермонтова, Шевченко, Есенина с Маяковским, Цветаеву, Высоцкого, Васыля Стуса просто как авторов текстов их стихов – т.е. абстрагировано от их биографий. До Байрона биография поэта была частным делом, никого особенно не интересовала. Ну кому интересны биографии Державина, Джонна Донна, Лопе де Веги или даже гениальнейшего Шекспира, главное обстоятельство в жизни которого – это сомнение в том, что он вообще существовал. Да, были персоны с нетривиальными жизненными путями – вроде Данта или Сковороды, но биография как часть культа поэта – это только после Байрона.

Казалось бы, гибель этого поэта в Греции была красивой и героической, но бессмысленной. Однако, как вскоре оказалось, всё не так – смерть Байрона стала фактором общеевропейской геополитики. Она столь сильно потрясла правительства и дипломатов Британии, Франции и Российской империи, что эти страны решили поддержать Грецию в ее борьбе за независимость.

Возможно, сегодня Байрон воспринимается как автор затертых метафор, "общих" мест и "темных" байронических гипертекстов. Но именно он создал этот канон, этот стиль, это мироощущение и эти метафоры.

И именно он – первый в мировой литературе Поэт-Сверхчеловек.

А.О.

Ниже – текст профессора Таврического университета Натальи Ищенко о Байроне.



Байрон forever...

АВТОР: Наталья Ищенко, профессор, Симферополь

Великие люди, создавшие своими произведениями миры, которые мы сейчас называем виртуальными, никуда не исчезают. Вместе со своими героями они существуют вне рамок литературных произведений, национальных литератур, словесности вообще, времени и пространства...

225 лет назад – 22 января 1788 года – в Лондоне родился мальчик, чье присутствие с тех пор будет фиксироваться в мировой литературе, культуре и просто нашей с вами жизни всегда. Оно пройдет через XIX век, заполнит век XX-й и выплеснется в XXI-й. Трудно представить себе человека, который не знал бы его имени – Джордж Гордон Ноэл Байрон... Он, несомненно, выделяется из ряда классиков и являет собой пример совершенно уникальной личности, в которой сплелись воедино Человек, Поэт, Политик, Аристократ, Критик и Воин.

Яркая, противоречивая, мятущаяся в поисках смысла и наслаждений личность великого английского поэта лорда Байрона стала образом целой эпохи и породила явление, названное по имени поэта, – "байронизм". Это явление уникально, ему нет аналогов и параллелей. Велик Шекспир, но нет явления, названного его именем. Велики Скотт, Гете, Стендаль... ряд этот может быть продолжен, но результат будет один. Только "байронизм" как комплекс идей, включающий и "мировую скорбь", и бунтарство, и культ индивидуализма, как особое восприятие мира, в котором есть и безграничная свобода, и безграничное одиночество, дал миру "байронического героя". Может быть, самим фактом существования художественного мира Пушкина и Лермонтова мы тоже обязаны Байрону. Как, вероятно, и фактом существования поныне явления по имени Наполеон?

Сам Байрон принадлежал к поколению молодых людей постнаполеоновской эпохи, преждевременно "состарившихся душой". Но эта "старость души" не помешала ему, потомку шотландских королей, лорду и пэру Англии – страны, находившейся в то время на вершине мирового политического Олимпа, стать защитником рабочих, ломавших станки, чтобы не быть выброшенными на улицу, другом итальянских карбонариев, сторонником революций в Неаполе, Испании, Южной Америке и Греции. В этом – весь Байрон, в котором все чрезмерно, все слишком. И это не было самоцелью, не было эпатажем (в чем зачастую его обвиняли). Это было искренней готовностью пожертвовать собой (что он, как известно, сделал!) во имя чужой свободы и чужого счастья, подкрепленной уверенностью, что стыдно быть благополучным, когда рядом страдают люди.

Байрон фактически предсказал собственную смерть в своем последнем стихотворении – "В день, когда мне исполнилось 36 лет":

Найти легко тебе средь боя

Солдата гроб: взгляни кругом,

И место выбери любое,

И ляг на нем.


(Пер. К. Павловой)



Место и время уже было выбрано. В греческом городке Миссолонги 19 апреля 1824 года Байрона не стало. И хотя он умер, почти ничего не добившись для греков, его смерть настолько потрясла общественное мнение, что оно повлияло на решение Англии, Франции и России поддержать Грецию в ее борьбе за независимость. Это было начало процесса формирования современной "европейской идеи", и у ее истоков опять же стоял лорд Байрон. А Греция XXI века, кстати, опять поставила Европу перед необходимостью незамедлительно принять решение о ее будущем.

Автор известной книги "Гений места" Петр Вайль назвал Байрона "первой суперзвездой современного типа", утверждая, что "в нём сошлось все, что выводит на первые полосы газет и в заголовки теленовостей. Родовитость – как у принца Чарльза, богатство – как у Гетти, красота – как у Алена Делона, участь изгнанника – как у Солженицына, причастность к революциям – как у Че Гевары, скандальный развод – как у Вуди Аллена, слухи о сексуальных отклонениях – как у Майкла Джексона. Не забудем и талант".

Пожалуй, с Гетти Вайль несколько преувеличил: постоянно нуждающегося в деньгах Байрона трудно сравнить с американским нефтяным магнатом миллиардером Полом Гетти.

Все остальное верно.

Байрон – по-прежнему наш современник. И будет им всегда... Forever!

АВТОР: Наталья Ищенко, профессор, Симферополь





Лорд Байрон


ОДА АВТОРАМ БИЛЛЯ, НАПРАВЛЕННОГО ПРОТИВ РАЗРУШИТЕЛЕЙ СТАНКОВ

Лорд Эльдон, прекрасно! Лорд Райдер, чудесно!

Британия с вами как раз процветет.

Врачуйте ее, управляя совместно,

Заранее зная: лекарство убьет!

Ткачи, негодяи, готовят восстанье,

О помощи просят. Пред каждым крыльцом

Повесить у фабрик их всех в назиданье!

Ошибку исправить – и дело с концом,

В нужде, негодяи, сидят без полушки.

И пес, голодая, на кражу пойдет.

Их вздернув за то, что сломали катушки,

Правительство деньги и хлеб сбережет,

Ребенка скорее создать, чем машину,

Чулки – драгоценнее жизни людской

И виселиц ряд оживляет картину,

Свободы расцвет знаменуя собой

Идут волонтеры, идут гренадеры,

В походе полки... Против гнева ткачей

Полицией все принимаются меры,

Двумя мировыми, толпой палачей.

Из лордов не всякий отстаивал пули;

О судьях взывали. Потраченный труд!

Согласья они не нашли в Ливерпуле...

Ткачам осуждение вынес не суд,

Не странно ль, что, если является в гости

К нам голод и слышится вопль бедняка.

За ломку машины ломаются кости

И ценятся жизни дешевле чулка?

А если так было, то многие спросят;

Сперва не безумцам ли шею свернуть,

Которые людям, что помощи просят,

Лишь петлю на шее спешат затянуть?

1812

(перевод О. Чюминой)

powered by lun.ua
Коментарі — 21
voiks _ 23.01.2013 13:52
IP: 37.229.55.---
La Rossa:
"Вот попробуйте себе представить Пушкина, Лермонтова, Шевченко, Есенина с Маяковским, Цветаеву, Высоцкого, Васыля Стуса просто как авторов текстов их стихов – т.е. абстрагировано от их биографий."

Легко. При чем тут их биографии?
Было бы лучше – что б они (Поэты) вообще не фигурировали как частные лица.
Этим, кстати, грешат всякие критиканы-экскурсоводы, полагая что пикантные подробности (кому писал, кого за ляжки хватал, кого на дуэль вызывал) добавляют веса к их Поэзии... или Позиции

Поэзию мы любим за силу Образов, которую она cоздает.

Как он жил – неважно. А вот как он думал...
Троллите Окару и его идею-фикс о креаклах (представителях креативного класса)?
Ну-ну.
voiks _ 23.01.2013 13:33
IP: 37.229.55.---
Украинской обпозиции тоже касается:

"Как ни странно, среди нас множество Онегиных, а также Печориных, Раскольниковых, Чацких, Базаровых, Обломовых и прочих циников, которые отрицают существующее, а если и предлагают нечто новое, то лишь в качестве голых "прожектов". Впрочем, часто их не хватает даже на это. Им кажется, что они то знают, как правильно организовать государственную политику, как провести кардинальные реформы, изменить мироустройство, перековать человечество.
Но дай им возможности, о которых они просят, и все их прожекты лопнут, как мыльный пузырь. Может быть, ощущая это, а может быть, просто побаиваясь, они так и остаются в тени – тем жирафом, которому якобы видней. Ощущая собственную инаковость, особые дарования и способности, они жаждут признания, но ожидают, что оно как нибудь само собой свалится им с неба..."
alexa71 _ 23.01.2013 07:40
IP: 95.135.56.---
Байроновський Мазепа може із чайл-гарольдів, але пушкінський точно не байронівського толку. Мазепа в Пушкіна прагматичний і зважений образ, а не авантюрист чи аферист.
alexa71 _ 23.01.2013 07:38
IP: 95.135.56.---
Lara Ilich:
Сергій П'ятаченко:
Прочитайте Цвейга "Загадка Байрона" и всё узнаете про сестру и её ребёнка
Августа Лі, зведена сестра Байрона.
Помнишь, печалясь, склонясь пред судьбой
Мы раставались надолго с тобой...
Kether _ 22.01.2013 16:37
IP: 109.86.42.---
Бедный друг, истомил тебя путь,
Тёмен взор, и венок твой измят.
Ты войди же ко мне отдохнуть.
Потускнел, догорая, закат.

Где была и откуда идёшь,
Бедный друг, не спрошу я, любя;
Только имя мое назовёшь -
Молча к сердцу прижму я тебя.

смерть и время царят на земле, -
Ты владыками их не зови;
Всё, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь Солнце Любви.
ВС
Kether _ 22.01.2013 16:36
IP: 109.86.42.---
Черти морские меня полюбили,
Рыщут за мною они по следам...
Бог с вами, черти! Однако, поверьте,
Вам я себя на съеденье не дам!...

Знайте же: вечная женственность ныне
В теле нетленном на землю идет.
В свете немеркнущем новой богини
Небо слилося с пучиною вод.

Все, чем красна Афродита земная,
Радость домов, и лесов, и морей, -
Все совместит красота неземная
Чище, сильней, и живей, и полней.
La Rossa _ 22.01.2013 16:00
IP: 93.74.246.---
"Вот попробуйте себе представить Пушкина, Лермонтова, Шевченко, Есенина с Маяковским, Цветаеву, Высоцкого, Васыля Стуса просто как авторов текстов их стихов – т.е. абстрагировано от их биографий."

Легко. При чем тут их биографии?
Было бы лучше – что б они (Поэты) вообще не фигурировали как частные лица.
Этим, кстати, грешат всякие критиканы-экскурсоводы, полагая что пикантные подробности (кому писал, кого за ляжки хватал, кого на дуэль вызывал) добавляют веса к их Поэзии... или Позиции

Поэзию мы любим за силу Образов, которую она cоздает.

Как он жил – неважно. А вот как он думал...

PS She walks in beauty... круто.

PPS Вашу маму с Днюхой!
Наталя Натали _ 22.01.2013 16:00
IP: 46.119.124.---
vts-m:
Наталя Натали:
.
Дядя Петя?!!!!!
Дядя Андрюша!!!
Дякую за пояснення, Дядя Вітя)))
Lara Ilich _ 22.01.2013 15:43
IP: 93.72.170.---
Сергій П'ятаченко:
Прочитайте Цвейга "Загадка Байрона" и всё узнаете про сестру и её ребёнка
Наталя Натали _ 22.01.2013 15:27
IP: 46.119.124.---
Poleshift:

Байрон еще и пророк.
Не пророк, а плагіатор
Сергій П'ятаченко _ 22.01.2013 15:26
IP: 46.185.61.---
Усе так, тільки з Джексоном перебір. Байрон мав зв'язок зі своєю сестрою, яка від нього прижила дитину. Також ходили чутки про зв'язок з Шеллі. А у Джексона – свої таргани.
alexa71 _ 22.01.2013 15:21
IP: 95.135.41.---
...нет прежних мест, где сердце так любило
часами отдыхать
вам небом для меня в улыбке Мэри милой
уже не заблистать.

Останнім байроніським героєм був чи Данко, чи Павка Корчагін чи може Кібальчиш.
А жінка в літературі є на подобу байронівським чайльд-гарольдам? Не по образу, а по значимості.
Наталя Натали _ 22.01.2013 15:17
IP: 46.119.124.---
vts-m:
Наталя Натали:
vts-m:

П.С. А что, все же, єто такое: "індівідуальний міф"?
Дядя Петя, ты...умный?

Мож знаєш, чому він цей вірш приписав Байрону?

Дивлюсь я на небо та й думку гадаю:
Чому я не сокіл, чому не літаю,
Ах, Наталя Наталі, наверное потому, шо дядя тоже хотел бить мегапопулярним (с)...
Дядя Петя?!!!!!
Светлана Музыка _ 22.01.2013 14:30
IP: 94.178.65.---
Байрон? Можно...:) Подражание
С тобою буду я...
И этого участья
не в силах отобрать
ни рок и не Герой.
То выбор мой –
и это путь не к счастью,
а к ВЕЧНОСТИ...
С тобой, мой друг, с тобой...:)))
gulya _ 22.01.2013 14:18
IP: 37.229.95.---
Андрію, вітайте маму і передайте їй від мене низький уклін.
.
Poleshift _ 22.01.2013 14:09
IP: 95.132.107.---
Продолжение. "...и, во прах Повергнувшись, с проклятьями вопили, Зубами скрежеща; и птицы с криком Махали крыльями, боясь взлететь, Все звери стали робкими, ручными, Гадюки ползали у ког толпы, Шипели, извиваясь, не кусая... Любовь исчезла: Одна лишь мысль осталась на земле – О смерти неизбежной и бесславной. Всем внутренности волчий голод грыз, И люди мерли, их не хоронили; И жадно тощие съедали тощих. Пустынею безлюдной стал весь мир, Лишенный света, зелени и жизни, Стал комом смерти, комом твердой глины..." (приведено в книге Великовского "ЧЕЛОВЕЧЕСТВО В АМНЕЗИИ") ".
Байрон еще и пророк.
Poleshift _ 22.01.2013 14:07
IP: 95.132.107.---
Байрон "Тьма" (сокращенно.):
"Я видел сон, не все в нем было сном. Погасло солнце яркое, и звезды Без света, без путей в пространстве вечном Блуждали, и замерзшая земля Кружилась слепо в темноте безлунной. За утром утро шло без света дня, О всех своих страстях забыли люди, И в ужасе застыли осе сердца В эгоистической мольбе о свете. Все жили у костров: дворцы'и троны Монархоз венценосных, и дома, И хижины; домашние все вещи Сжигались – так исчезли города, Сходились люди у жилищ горящих, Чтобы друг на друга раз еще взглянуть, А жившие у факелов вулканов Счастливее других себя считали. Весь мир жил в ужасе одной надеждой; Леса зажгли, но и лесной пожар Недолго длился, догорали с треском Стволы деревьев – и сгущался мрак. А пламени отчаянные вспышки Какой-то неземной, ужасный вид Всем лицам придавали, и одни, Упавши ниц, рыдали, а другие Задумчиво сидели улыбаясь; А третьи погребальный свой костер Питали топливом и беспокойно Глядели ввысь, на сумрачное небо, Покров земли умершей...
reed _ 22.01.2013 13:58
IP: 190.80.112.---
...во имя чужой свободы и чужого счастья, подкрепленной уверенностью, что стыдно быть благополучным, когда рядом страдают люди...

Це говорить про високу культуру людини.

Автору – дякую за короткий екскурс в історію світової культури.
Елена Жмарева _ 22.01.2013 13:36
IP: 92.49.199.---
Автор,не мечите бисер перед свиньями, они попрут его ногами.
Наталя Натали _ 22.01.2013 13:33
IP: 46.119.124.---
vts-m:

П.С. А что, все же, єто такое: "індівідуальний міф"?
Дядя Петя, ты......умный?

Мож знаєш, чому він цей вірш приписав Байрону?

Дивлюсь я на небо та й думку гадаю:
Чому я не сокіл, чому не літаю,
vts-m _ 22.01.2013 13:17
IP: 91.154.252.---
Байрон – это гениальный тренд-мейкер
сумел мультиплицировать
сильнорефлексирующий сверхчеловек
общеевропейский поп-идол и герой китча
......
(дальше не чітал)

Неплохо, Андрюша, как для земляка Гоголя...
П.С. А что, все же, єто такое: "індівідуальний міф"?
ONLINE
Корупція1243 Україна та Європа1015 Aтака Путіна1158 Уряд реформ368 Мовне питання184
АВТОРИЗАЦІЯ І ВХІД ДЛЯ АВТОРІВ


УвійтиСкасувати
Якщо ви новий читач, будь ласка, зареєструйтесь
Забули пароль?
Ви можете увійти під своїм акаунтом у соціальних мережах:
Facebook   Twitter