Пресса. Вопрос национальной безопасности
Во всех книжках по построению эффективных коммуникаций написано, что если нет официальной (читай – проверенной) информации по интересующему людей вопросу, то это не значит, что у людей нет ответа на этот вопрос. В отсутствие официальной информации пространство немедленно заполняется слухами.
Пресса – надежный источник информации, и людей ей доверяют. Социологические исследования подтверждают это: пресса по-прежнему в самом верху списка источников информации, которым доверяют. Сразу после родителей, друзей и церкви. Однако есть одно существенное "но" – это то, насколько свободен доступ к информации газет и журналов. И эта свобода определяется легкостью покупки в киоске. Пресса – не тот товар, за которым мы готовы куда-то специально идти или тем более ехать. Если мы не покупаем газету по дороге на работу или с работы, в удобном месте (например, при пересадке с метро в маршрутку), то мы просто ее не покупаем. Точка.
Стало быть, развитая сеть прессовой розницы – это вопрос национальной безопасности. Ведь если гражданин не может купить газету или журнал, которым доверяет, он становится легкой мишенью для слухов, и его мнением очень легко манипулировать.
У нас же, в Украине, число киосков на тысячу жителей позорно маленькое – примерно в 8 раз меньше, чем в соседней с нами Польше. И раз в 15 меньше, чем во Франции или Германии. При этом грамотность – едва ли самая высокая в Европе. Ну, разве не позорно для страны с грамотным и читающим населением не иметь развитую розничную сеть, где продавались бы газеты, журналы и книги? И разве предприниматели отказываются зарабатывать на удовлетворении спроса населения на качественное печатное слово? Ан нет, не растет этот бизнес. Совсем наоборот – то и дело мы видим и слышим как киоски сносят, закрывают, демонтируют. Неужели потому, что они продают несвежие издания, угрожающие здоровью людей? Давайте вместе попробуем понять, почему?
Сначала вспомним, что официальная риторика – полностью в поддержку печатной розницы. Так, еще в августе 2009 года было принято распоряжение Кабинета министров Украины N1140-р, датированное 23.09.2012, которым устанавливался норматив по минимальному количеству киосков по продаже прессы в населенных пунктах. Соответственно, местные власти должны были "вжити заходів" для выполнения этого норматива. Чуть раньше подобный норматив был установлен для розничных точек по продаже книг. Но приходилось слышать, что у местных властей "нет средств для создания необходимого до норматива количества точек розничной сети". Чувствуете разницу в понимании?
В том же 2009 году Верховна Рада Украины приняла Постановление номер 1271-VI, датированное 15.03.2009, которым запретила местным органам власти сносить киоски, торгующие печатным словом. А совсем недавно, в январе 2012 года, КГГА инициировала общегородскую программу по легализации временных сооружений (МАФов, то есть малых архитектурных форм). Естественно, предложив предпринимателям заплатить за легализацию в Городской разрешительный центр. Но чудо опять не произошло, хотя 6 тысяч предпринимателей, возжелавших работать легально, очень рассчитывали на прогресс.
Позднее, уже в апреле, в преддверии проведения 64-го Всемирного газетного конгресса, Украину посетила Миссия Всемирной ассоциации издателей газет и новостей (WAN-IFRA) и призвала украинское правительство приложить активные усилия к расширению прессовой розницы. Для разработки пилотного проекта и необходимых изменений в законодательство была создана специальная Рабочая группа при Межведомственной рабочей группе "Відкрита розмова". Поддержку необходимости развития киосковой сети высказали и Общественный совет при Госкомтелерадио, и сам госкомитет. А ранее – и комитет Верховной рады по свободе слова, и Кабмин.
Но с 01.09.2012 предприниматели, засветившие свое желание привести в порядок отношения с городской властью, оказались вне закона. Так пишет в "Декларации требований предпринимателей Киева к Киевской городской власти" Ассоциация предпринимателей города Киева, которую возглавляет Андрей Ермак (документ зарегистрирован КГГА 05.12.12под номером 57989). Комиссия по вопросам упорядочения размещения временных сооружений (МАФ) на территории Киева, на эффективную работу которой так надеялись предприниматели, пока не предложила решение, которое устроило бы заинтересованные стороны. Соответственно всех, кто заявил о своем желании легализоваться (читай – сам сообщил о проблемах с документами), вполне возможно, первыми же и пустят под снос.
Не исключаю, что с формальной точки зрения, чиновники, возможно, правы: нет документов – нет и торговой точки. Но если на высшем уровне задекларирована поддержка развитию прессовой розницы, и если были заключены инвестиционные договоры на право создания киосков в остановочных комплексах для тех, кто инвестировал в остановки городского транспорта в преддверии футбольного чемпионата, то логично ожидать, что чиновник, заинтересованный в развитии киоскового бизнеса с целью увеличения поступлений в бюджет, будет вести себя по-другому. А именно – думать о том, что сделать для того, чтобы этот бизнес развивался и платил больше налогов. Но если анализировать то, что происходит в реальности, то напрашивается совсем другой, и очень нехороший вывод: это такая игра – разрешить вложить деньги, взять оплату за разрешения/оформления, а потом выгнать. Ибо интересен, вероятно, момент сбора денег на старте, а не получение постоянного (но меньшего) ежемесячного дохода в виде налоговых отчислений. Примеров, иллюстрирующих происходящее, огромное количество. Один из достаточно свежих – попытка демонтировать киоск на Почтовой площади. Как сообщил руководитель общественной организации "За Европейскую столицу" Олег Дунаевский, в прошедший вторник к киоску, торгующему прессой и сопутствующими товарами, расположенному около остановки общественного транспорта, подъехал кран коммунального предприятия "Киевпасстранс" и без предъявления каких-либо документов пытался демонтировать МАФ вместе с находящимся там продавцом. (!) Дунаевский утверждает, что необходимые разрешительные документы были в порядке, и потому вызванные на место происшествия представители правоохранительных органов остановили действия коммунальщиков. Публичных комментариев руководитель КП "Киевпасстранс" Николай Ламбуцкий не дал, насколько мне известно. А жаль. Очень было бы ценным получить именно публичные ответы на вопрос о том, по какому критерию отбираются кандидаты на демонтаж. Может быть, близость к остановкам общественного транспорта является нежелательной для МАФов? Тогда об этом нужно поскорее узнать, чтобы предприниматели могли внести необходимые коррективы в свою работу. Очень хочется верить, что это какая-то глупая ошибка или просто неполная информация. Что уже кем-то разработан документ, который вот-вот поможет прессовым киоскам вздохнуть с облегчением, и что этот документ "просто не успел" быть обнародованным вовремя.
Но все-таки что-то мне подсказывает, что, вероятно, не следует полагаться на один только "авось" в этом вопросе. И пора журналистам внимательно проанализировать эффективность работы тех чиновников, которые отвечают за работу и развитие прессовой розницы в городах – в Киеве и не только в нем одном. Я думаю, будет очень ценно выяснить и проанализировать, что же реально было сделано за последние, скажем 2-3 года, и оценено – насколько же эта работа эффективна? Ведь если все так активно происходит с документами для киосков, то, значит, кому-то это нужно. А по результатам такого анализа будет очень нетрудно разработать решение, которое заберет у местного чиновника возможность "доить" прессовую розницу. Вполне возможно, не только прессовую.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.