Как "Вагнергейт" привёл к санкциям ЕС против ЧВК Вагнера
Вторая часть программы "Совет нацбезопасности", в которой Татьяна Попова обсудила какие последние санкции и против кого ввели наши западные партнеры с Егором Черневым – депутатом от партии "Слуга народа" и с Еленой Трегуб – Генеральным секретарем Независимого антикоррупционного комитета по вопросам обороны (НАКО).
Полную версию смотрите здесь:
Первую часть смотрите по ссылке:
https://blogs.pravda.com.ua/authors/popova/61bb03a36dc82/
- ПОПОВА: Как сообщила пресс-служба Совета ЕС, в список санкций попала сама группа Вагнера, а также восемь физических лиц и три компании, связанные с ней. "Группа Вагнера набирала, тренировала и направляла частных военных сотрудников в зоны конфликта во всем мире, чтобы сеять насилие, грабить природные ресурсы и запугивать гражданских лиц, нарушая международное право на Донбассе, Ливии, Сирии и Центральноафриканской Республике. И как говорит Христо Грозев, эти данные взять на основе операции украинского главного управления разведки, известного как "вагнергейт". То есть выходит операция все же была успешной. Как минимум частично. И поспособствовала введению санкций. У нас есть короткое видео – интервью "Дождю" Христо Грозева.
- ГРОЗЕВ: Уже такое было, что вот мы здесь командуем, а вы никто. Это был, конечно, повод. Франция тоже обеспокоена тем, что после того, как Франция уменьшает свое военное присутствие в Мали, есть риск, что эта дырка заполнится именно таким не регламентированным законом структурами, как "Вагнер". Поэтому вот это был ещё один повод. А конкретно наше расследование, которое мы опубликовали примерно месяц назад, оно было полезно тем, что всё-таки большая часть из этих данных, которые накопила украинская разведка, в котором были самопризнание и очень много документов, которые указывали не только причастность этих людей к "Вагнер" и связь "Вагнера" с Кремлём, связь "Вагнера" с министерством обороны. Эти документы практически не существовали в реальном мире до того, как с одной стороны мы опубликовали это расследование, с другой стороны украинская временная комиссия парламентская признала, что это всё было, что эти документы реальные, а не какие-то фальшивки. И вот можно посмотреть в этом решении сегодня Евросоюза, что цитируются конкретные документы от этих накопленных украинскими разведчиками документов.
- ПОПОВА: Как вы оцениваете эти санкции и то, что украинское Главное управление разведки посодействовало тому, чтобы они были введены?
- ЧЕРНЕВ: Кстати, тот же Грозев в интервью Латыниной, если не ошибаюсь, говорит как раз о том, что было три стадии операции и две из них были успешны на самом деле. Первая – идентификация этих лиц, и они все же идентифицировали. Второе – сбор данных об их действиях на Донбассе и не только на самом деле. То есть здесь было много собранных данных о которых они рассказывали сами и по поводу сбивания Боинга, и по поводу наступлений, и по перемещению техники и так далее. То есть вот в этих двух фазах абсолютна была успешная операция и как мы видим это привело как раз к наложению санкций в том числе Российской Федерацией.
- ПОПОВА: Елена, твое мнение.
- ТРЕГУБ: Совершенно ничего здесь плохого сказать нельзя. Браво Украина!
- ПОПОВА: Просто, что мало и что только сейчас. Потому что о "Вагнергейте" мне кажется уже Вellingcat пишет последние три года и только сейчас начали накладывать санкции.
- ТРЕГУБ: Иногда вы видите, что государственные органы отстают в сборе информации от европейских и даже американских государственных органов. Им также трудно собирать информацию о людях, против которых они хотят ввести санкции, и им нужна какая-то помощь тех стран, где эти люди проживают. Потому что они не понимают...
- ПОПОВА: Кстати говорят, что это документы, которые попали через вашу парламентскую комиссию, которая была.
- ЧЕРНЕВ: Возможно, я не входил в состав комиссии.
- ПОПОВА: Я не помню, это не было в этом интервью, которое мы сегодня увидели, но это было в каких-то документах, что это были документы Главного управления разведки, попавшие через вашу парламентскую комиссию.
- ЧЕРНЕВ: Там были, насколько мне известно, открытые заседания и открыто обнародовавшиеся документы по которым можно было комментировать, и закрытые заседания по которым в принципе документы были засекречены. Они и сейчас засекречены. И то, что попало в публичные отчеты ВСК, это только публичная информация. Есть еще не публичная часть, которая засекречена и остается...
- ПОПОВА: Вы входите в эту комиссию?
- ЧЕРНЕВ: Я не вхожу в эту комиссию.
- ПОПОВА: Перед тем как перейти к части интервью о санкциях против украинцев Портнова и Тупицкого, я все-таки хочу показать очень короткую часть выступления Дарьи Каленюк из Центра противодействия коррупции о том, как Центр, который подавал эти фамилии под американские санкции, оценивает введение санкций.
- КАЛЕНЮК: Эти персональные санкции очень важны, поскольку они направлены на лиц, злоупотребляющих своей властью, чтобы не допустить развитие украинских институтов. Одним из тех, на кого были наложены санкции, и мы агитировали за то, чтобы наложить на него санкции является Председатель Конституционного суда Украины. Буквально год назад Конституционный суд под руководством этого лица предложил и принял решение, что вся антикоррупционная реформа, которую мы строили последние семь лет, неконституционна и он не объяснил почему. Вы знаете, что много коррупционеров в судебной системе, в органах прокуратуры, в СБУ, которые есть там для того, чтобы не допустить успеха антикоррупционных институций и верховенства права. Вы знаете, они не любят ездить в отпуск в Россию или Китай. Они предпочитают путешествовать и делать покупки в Вене, учиться в США и приезжать на лечение куда-нибудь в Германию. Итак, для них настоящее наказание и реальная угроза – это фактически перекрыть этот доступ к Западу. И я считаю, что это справедливо, если они мешают Украине осуществить настоящие демократические преобразования и присоединиться к демократическим странам и хорошо устоявшимся демократиям на Западе, то они также должны потерять доступ к Западу. Поэтому это очень важно, и я надеюсь, что казначейство будет продолжать работать в этом направлении. И я очень рада, что глобальный закон Магнитского введен в США. Это позволяет нам, гражданским активистам, подавать запросы, собирать данные и просить казначейства или Государственный департамент реагировать. Это действительно помогает нам, и мы видим изменения. Мы видим, что все больше людей, которые хотели бы злоупотреблять своим служебным положением, боятся это делать. Повторюсь, мы также видим, что этого не хватает со стороны Европы. Надеемся, что это изменится. Я ожидаю услышать определенные обязательства и наверняка они будут объявлены позже во время Саммита со стороны стран-членов ЕС. Зузана Чапутова приобрела в этой же панели, она из страны члена ЕС. В июне этого года мы хотим доказать, что Украина действительно есть демократия в действии. Президент Байден сказал, что демократия требует действия, она не статична. Мы верим, что Украина – это демократия в действии и в июне мы проведем международную встречу, где мы рассмотрим все обязательства, взятые на этом демократическом форуме. Посмотрим, как они будут реализовываться. Мы также надеемся, что все эти замечательные намерения по стратегии США, включая новое регулирование со стороны казначейства, будут работать и будет иметь возможность отпраздновать выполнение обещаний и реализации стратегии как США, так и другими странами, в том числе странами ЕС.
– ПОПОВА: Елена, а ты можешь прокомментировать, твое мнение о санкциях и о том, что ГПК способствовал их введению?
- ТРЕГУБ: Вы знаете, вообще любой в Украине может подавать запросы, инициативы по введению санкций. Америка регулярно, у них есть глобальная программа акта Магнитского, которая работает уже несколько лет. И каждый год, вот у нас есть 9 декабря...
- ПОПОВА: Это санкции Госдепа или Минфина?
- ТРЕГУБ: Против Тупицкого – это санкции Госдепа, а против Портнова – это санкции Минфина, а именно казначейства. То есть Америка каждый год выставляет списки санкций на День борьбы с коррупцией – это 9 декабря и День защиты прав человека – это 10 декабря. Очевидно, что в Украине гораздо больший список лиц, совершающих коррупцию, нарушающих права человека, не дают двигать наши демократические реформы. Хорошо, что общественные активисты продвигают какую-то ответственность этих людей и конечно, что выбор именно этих двух персонажей показывает, что на данный момент Америка сконцентрирована политически больше всего на том, чтобы у нас удалась судебная реформа и, собственно, развивалась и удержалась наша новая антикоррупционная инфраструктура.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.