20 жовтня 2021, 15:40

ФОНДОВЫЙ РЫНОК ОБЕСПЕЧИТ КРЕДИТОВАНИЕ БИЗНЕСА

Сегодня существует ряд факторов, по причине которых кредитование малого бизнеса, мягко говоря, желает лучшего. И один из них это практически полное отсутствие развитого рынка капиталов, что могло бы мощно стимулировать финансирование малых и средних предпринимателей.

Мы с аналитиками инвестиционного фонда FinStream попробовали разобраться в ситуации и вот, что получилось.

Есть целый набор стопоров, которые не позволяют активно развиваться альтернативному финансированию в целом, и фондовому рынку в частности.

Тормозящее законодательство

Как, странное по ІСІ (інститути спільного інвестування), предполагающее высокий (1 млн 830 т грн) порог входа, так и устаревшее с 20 тилетней историей по финуслугам. Но уже хоршо, что, хоть есть какое то.

Сегодня есть три ключевых законопроекта по рынку небанковских финуслуг: по финансовым услугам, по страховым компаниям и по кредитным союзам. И один наш драфт, который вначале все хвалили, а потом забыли. Но, слава Богу, все наши предложения по НФУ (небанковским финансовым учреждениям), а так же по рынку капиталов были учтены в Национальной Экономической Стратегии, утвержденной КМУ. Реализацию, которой, сдерживает отсутствие обещанного мгновенного законодательства для имплементации. И отсутствие у регуляторов коммуникационной стратегии о рынке капиталов и небанковском финсекторе. По сути, стратегия есть, а законов, которые ее разрешают реализовывать нет. В общем, воз и ныне там. Из-за этого нормальные фондовые инструменты, обеспечивающие инвестиции в бизнес, не используются. Как не используются и альтернативная финансовая система, обеспечивающая кредиты для бизнеса на гибких условиях.

Акцент на сырье. И то не на всяком.

Отсутствие соответствующей инфраструктуры.

Фондовых бирж и развитого небанковского финсектора практически нет. То бишь, инструменты обеспечивающие эффективные инвестиции в бизнес отсутствуют.

Я время от времени в kmbs даю материал об украинских корпоративных инвестиционных фондах. И, готовясь, делаю срезы. Количество ценных бумаг, акций или облигаций именно компаний, от общего количества торгов – менее 0,1%. Все остальное – ОВГЗ. То есть, конкретно в бизнесы или в инвестфонды деньги не поступают вовсе. Мне кажется, это нельзя назвать эффективным использованием рынка капиталов. А теперь смотрите, как получается – нет финансирования бизнесов, – нет развития, нет развития – нет внедрения технологий, нет внедрения технологий и инноваций, нет возможности конкурировать за исключением чего? Правильно – простых процессов исключающих переработку. А это, что? Сырье! И то, не всякое. Титан к примеру как? – никак. Так и держимся в компании стран-сырьевых придатков. А развитый рынок капиталов и НФУ дает нам возможность из всего этого вырваться и еще и за наш внутренний ресурс! Так, что, джентельмены и дамы народные депутаты, а также уважаемые регуляторы: Национальный Банк Украины, Национальная Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку – у нас с вами историческая миссия – не дать стать стране сырьевой базой навсегда. И, я просто призываю исправить это положение. Принять уже эти три законопроекта по НФУ, и внести правки в существующий по ІСІ: снизить порог входа для ІСІ, дать все-таки возможность привлекать НФУ "кошти широкого загалу", для начала и обеспечить их безопасность.

Отсутствие ответственности инвестиционных управляющих

Я думаю, что нам нужно внедрить на рынке модель, которая предполагает ответственность инвестиционных управляющих. При чем, не только самих структур – фондов и НФУ, а конкретных руководителей, вплоть, до членов набсоветов и директоров. Конкретную материальную и уголовную ответственность.

В США С 1863 года существует так называемая двойная ответственность. Это, когда за ущерб компания отвечает не только своими активами, но и активами ее собственников и все, что есть у нее и у акционеров. У нас же инвеступравляющий, принимающий частные инвестиции не несет ничего. Т.е ни набсовет, ни КУА, ни основатели фонда В т.ч. руководство банка или НФУ не отвечают лично. Кто из топов банков или акционеров ответил за неэффективное управление чем-то своим личным? Никто. Да и из более чем 4,5 тыс. уголовных дел возбужденных только по обращениям Фонда гарантирования вкладов физлиц только 33 дошли до суда и только 2 приговора. Это, что касательно защиты прав инвестора. Тут было бы круто следовать британской системе ответственности, где топ-менеджмент отвечает по полной.

Структура финансовой системы.

У нас сильный, почти до монополии, перекос в сторону классических банков. Это делает нашу финансовую систему одноногой, уязвимой и малоэффективной. Для полноценного функционала, который даст нормальное финансирование малого бизнеса необходимо развивать альтернативную банковскую систему. Это и залоговые сервисы – такие как Cronvest, и КИФы такие как FinStream, и рынок капиталов со страховыми, смешанными фондами и другими представителями небанковского финсектора.

Устранение всех этих "тормозов экономики" даст новый импульс к привлечению, как внутреннего так и внешнего ресурсов. А также, к трансформации компаний в соответствующие требованиям "белые бизнесы" для доступа к этим ресурсам.

Какие это откроет перспективы – читайте через две недели в следующем материале.

Реформа соціального страхування: кінець корупції, справедливість для людей та підтримка ветеранів

Законопроект N12209 суттєво поліпшить ситуацію з соціальним забезпеченням в країні. В Україні назріла масштабна реформа системи соціального страхування, покликана викорінити корупцію та бюрократію, а також забезпечити реальну підтримку тим, хто її справді потребує...

Новий Комітет у справах ветеранів при ТПП України: підтримка, можливості, розвиток

Торгово-промислова палата України створює Комітет у справах ветеранів – перший в Україні орган, спрямований на розвиток підприємницької активності серед ветеранів...

Ветеранські бізнеси на межі виживання: чи готове суспільство до соціального вибуху?

Ветерани російсько-української війни, командири, офіцери, солдати, сержанти. Військові – власники невеликих ветеранських фінансових установ. Наша історія – не унікальна серед тисяч ветеранів, які після війни намагаються не тільки вижити, але й створити щось важливе для країни, за яку воювали...

ЯК ПРОВЛАДНІ СТРУКТУРИ СТАРАЮТЬСЯ ЗНИЩИТИ БІЗНЕС В УКРАЇНІ

Ця історія просто шокує. Найкраща в Європі клініка-курорт, готель, музей української історії, перший в Україні скульптурний парк, масштабний спортивний осередок, провідний медичний центр для реабілітації та відновлення людей з фізичними та ментальними потребами, мистецький і культурний простори "Едем" декілька років тому зіштовхнулись зі свавіллям провладних структур, які спеціально створюють проблеми для розвитку бізнесу і для капіталізації України...

ПРЕДСТАВНИК ОДНІЄЇ З НАЙБІЛЬШИХ В СВІТІ АУДИТОРСЬКО-КОНСАЛТИНГОВИХ МЕРЕЖ ОЦІНЮЄ ВЕТЕРАНСЬКИЙ БІЗНЕС

На завершальному етапі оцінка групи фінансових бізнесів, що об'єднані ветеранським брендом FINSTREAM. Компанії спеціалізуються на фінансуванні малого та середнього бізнесів, а також один з ключових фокусів діяльності наведений на спеціальних програмах доступу до ресурсів компаній, що належать Захисникам та Захисницям...

Яким тепер має бути Мінветеранів?

Ну, що ж. Після зашквареної попередниці, ветеранам здалося, що Мінветеранів, нарешті задихало, ожило й стає потроху ефективним для своїх бенефіціарів...