Елліна Шнурко-Табакова https://twitter.com/ellinasht

Импортеры требуют прозрачной государственной политики от Государственной фискальной службы Украины

16 березня 2015, 17:48

Под руководством Министра экономики Айвараса Абромавичуса 18 марта завершает работу Комиссия по расследованию деятельности Государственной фискальной службы Украины (ГФСУ). Бизнес и общественность ожидают публичности результатов расследования и понятных обществу решений Комиссии

Именно поэтому 16 марта этого года Ассоциация предприятий информационных технологий Украины (АПИТУ) инициировала проведение открытой конференции на которой в максимально открытой форме обсуждались вопросы неудовлетворительных текущих результатов сотрудничества ассоциаций импортеров ИТ-товаров и бытовой электроники с Государственной фискальной службой Украины в борьбе с "серым" и "черным" импортом.



Как все начиналось

15 августа 2014 между Ассоциацией предприятий информационных технологий Украины (АПИТУ) и Ассоциацией "Украинский импортеры бытовой электроники" (АУИПЕ) с одной стороны и Государственной фискальной службой Украины (ГФСУ) с другой стороны был заключен Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве. Цель этого соглашения – развитие цивилизованных рыночных отношений, повышения прозрачности и предсказуемости функционирования рынка товаров информационных технологий, бытовой техники и электроники, полная оплата таможенных и налоговых платежей в бюджет государства всеми участниками рынка, борьба с "серым" рынком.

Инициаторами меморандума выступили крупнейшие ИТ-дистрбуторы – ELKO, ERC, MTI, МУК, "Инвестком" и торговые сети – "Комфи", "Эльдорадо", "Фокстрот". Подписанию меморандума предшествовал круглый стол АПИТУ 31 июля 2014, в котором приняло участие 90 представителей 68 компаний.

Задачей меморандума было обеспечение оплаты в полном объеме НДС на импорт и других платежей, применения первого метода определения таможенной стоимости товаров, защита интеллектуальной собственности владельцев торговых марок, противодействие сером и черном импорта и обращения товаров.

ГФСУ при этом обязалась обеспечить цивилизованные условия прохождения таможенного оформления и контроля для предприятий, которые разделяют цели Меморандума, определение таможенной стоимости по первому методу – по стоимости товара в инвойсе. К компаниям, которые применяют схемы оптимизации налоговых платежей при импорте и продаже товаров должны были применяться санкции в соответствии с действующим законодательством.

С момента начала действия меморандума была налажено взаимодействие между рабочей группой дистрибьюторов и ГФСУ по установлению справочных минимальных цен при импорте. Также рабочей группой АПИТУ и АУИПЕ проводится анализ данных по импорту товаров информационных технологий, бытовой техники и электроники, по его стоимости и количестве. Отчеты и заключения по такому анализу регулярно передаются в ГФСУ.



Реальная картина. Это красивое слово – "Меморандум"

К сожалению, принципиальных изменений по оформлению импортных операций и борьбы с нелегальным ввозом товаров не происходит. Предприятия – разделяющие принципы Меморандума, выполняют все его положения и продолжают импортировать товары по полной оригинальной стоимости. Однако, как и ранее, в различных регионах страны продолжают работать крупные импортеры, которые завозят товары с существенным занижением декларируемой стоимости. Периодически закрываются одни юридические лица и открываются новые, которые продолжают импорт с занижением стоимости в больших количествах. Также при этом в страну попадает большое количество товаров без таможенного декларирования и уплаты платежей в бюджет.

В результате государство продолжает недополучать значительные средства в бюджет, а компании, которые придерживаются положений Меморандума терпят колоссальные убытки от демпинга со стороны компаний, которые пользуются услугами "минимизаторов". По оценкам экспертов объемы недополученных в бюджет средств исчисляются миллиардами долларов.

Путь к легализации. Что предлагает бизнес?

По мнению участников рынка, государство должно принять дополнительные меры, как по правотворчеству так и по правоприменению для прекращения контрабандного импорта ИТ-товаров и их импорта с занижением таможенной стоимости.

1. Общество и бизнес должны иметь право на информацию от государства о том, что именно, в каком количестве и по какой цене импортируемого в Украину.

Речь идет не о конкретных таможенных декларациях, ведь такие декларации содержат коммерческую тайну. Имеется в виду обобщенная обезличенная информация по десятизначному коду классификатора товаров, средней цене и общем количестве в месяц.

В Таможенном кодексе следует снять искусственные ограничения на распространение информации. Требования по защите коммерческой информации есть и в международной Киотский таможенной конвенции, но в Украине, на предложение тогдашней Таможенной службы данные требования были установлены более строгие, чем международные обязательства Украины. Так, например, интересы импортеров полностью защищает статья 11 Таможенного кодекса, а статья 56 должна быть либо удалена, либо изменена так, чтобы позволить распространение обезличенной информации.

2. Таможня должна получать от импортера достаточно информации для однозначной идентификации товара с целью оценки таможенной стоимости. Для этого таможня должна требовать от импортера заполнять 31 графу Грузовой таможенной декларации в объеме, достаточном для оценки таможенной стоимости.

3. Организация контроля прохождения импортируемых товаров на всей цепочке от границы до конечного потребителя.

Следует сделать невозможной реализацию товаров, ввозимых контрабандой. В частности предлагается запретить торговлю импортными товарами ИТ и потребительской электроники предпринимателями, которые работают без кассовых аппаратов.

Следует сделать такие условия торговли, чтобы занижение таможенной стоимости на границе стало невыгодным, а затем нецелесообразным. То есть, чтобы в случае занижения цены на границе, уплачивались большие налоги в цепочке торговли от импортера до конечного потребителя.

Ассоциации предоставляют в ГФСУ аналитику по существенной разнице в ценах в разных торговых сетях и Интернет-магазинах. Некоторые магазины продают товары по ценам, которые невозможно обеспечить в случае декларирования полной стоимости и уплаты всех причитающихся государству платежей. В таких случаях ГФСУ должна выяснять происхождение таких товаров, и принимать все законные меры воздействия на контрабандистов и "оптимизаторов", информировать о таких мерах общество.

4. Реагирование на информацию о нарушителях

Ассоциации предоставляют в ГФСУ информацию о конкретных случаях нарушений на таможнях. По таким случаям ассоциация просит проводить расследования и доводить их до конкретных организационных выводов.

5. Создание единой таможенной базы данных вместе с Европейским Союзом.

Сегодня европейская статистика экспорта из стран Европы в Украину по многим товарным группам может быть в разы больше, чем украинская статистка импорта из этих стран. Доведение до общества такой сравнительной информации должно побудить к борьбе с контрабандой и занижением таможенной стоимости.

6. Необходимо поднять вопрос о внесении кодов IMEI в реестр и отключения операторами связи устройств, которые не включены в реестр.

Реестр IMEI – реальный механизм преодоления контрабанды мобильных устройств, который доказал свою эффективность.

И ОТ СЕБЯ

Уже есть позитивные примеры сотрудничества с новыми министрами и их аппаратом. Тем больнее наблюдать старые методы, административные ресурсы и наглое судейство над бизнес сообществом. Год – это вполне реальный срок изменить правила игры – нужно просто хотеть и трудиться. И никакой туман войны не помешает нам обустроить свой дом – инвестиционно привлекательной Украины!!!

Коментарі — 15
Sergey Streltsov _ 17.03.2015 20:41
IP: 78.111.187.---
тобто, від уряду ще треба вимагати праивльних і відкритих дій! та гнати такий уряд треба
Шамиль Абдулахман _ 17.03.2015 06:41
IP: 93.126.73.---
Нужно написать законы, которые не возможно оптимизировать... Не можете – возмите польские..., литовские..., немецкие...
Татьяна Тимошенко _ 16.03.2015 23:09
IP: 46.119.6.---
Интересно, а какие инвойсы уважаемые компании собрались показывать таможне? Оригинальные от производителя или от офшорных компаний, нарисованных за 10 км от границы? Судя по фразе о минимальных индикативных ценах, то речь идет именно об офшорных инвойсах. Тогда эта схема – договорняк. Мы вам вот такую сумму в год в бюджет, а вы а) нас не трогаете, б) не пускаете "залетных" беспредельщиков, в) следите чтобы "коллеги по цеху" не нарушали конвенцию. К интересам общества это никакого отношения не имеет т.к. это все равно контрабанда, возможность генерировать черный нал и с него платить хабари и ЗП в конвертах. Радует что ГФСУ пока не ведется:-)
Віктор Совщак _ 16.03.2015 20:51
IP: 74.125.18.---
Что же делать. Признать, что мы не из породы львов, и даже волков. Мы шакалы. Такого природа. Шакалы тоже живут. Тоже составная часть природы.
Віктор Совщак _ 16.03.2015 20:49
IP: 74.125.18.---
По -этому всякие разговоры о привлекательности это как красивой называть бабу Ягу. Или недопонимать что твориться в мире, с его монополизаций в производстве, отявленой борьбой за рынки
Віктор Совщак _ 16.03.2015 20:45
IP: 74.125.18.---
Пропустили, надо же. Так вот. Ивестиция это вложение капитала с целью полусения прибыли. Т.е. надо что – то сделать чтобы потом выгодно продать. Вопрос. Чего в мире не производиться, чтобы нам это производить? Так вот В мире производиться всё. И мы опоздали. Разве что, пшеницу да подсолнухи выращивать, да химию всякую. А много ли на этом заработаешь. Нет.
Віктор Совщак _ 16.03.2015 20:40
IP: 74.125.18.---
инвестиционно привлекательной Украины
perohanych _ 16.03.2015 20:17
IP: 195.64.224.---
Сергію Бочкарьову: Ви пишете "Позвольте, торговля бытовым электронным ширпотребом у нас уже является составляющей "информационных технологий"?!!"

Питання, що називати ІТ – далеко не просте. Хтось розуміє під цим лише компанії, які займаються офшорним програмуванням, хтось лише системних інтеграторів, а інші – провайдерів послуг інтернету.
Необхідним елементом для розвитку ІТ інфраструктури (однієї з основних складових інформаційного суспільства) є канал виробництва і постачання ІТ товарів (IT Channel). В цьому каналі беруть участь вендори "заліза" і "софта", імпортери-дистрибутори, вітчизняні виробники, роздрібні компанії, системні інтегратори. Всі вони представлені в АПІТУ.

А торговці прасками, мультиварками і холодильниками – в іншій, також поважній асоціації.
sashko alex _ 16.03.2015 20:05
IP: 74.125.181.---
Таможню распустить, все таможенные пошлины и ограничения убрать (такой односторонний торговый шенген); увеличившийся товарооборот принесёт гораздо больше прибыли, чем таможенные поборы, да ещё расходы на чиновников.
Sumerky _ 16.03.2015 19:34
IP: 94.179.134.---
Интересно, каким образом импортеры везут "контрабас" из Европы, кто делает документы с заниженной стоимостью? Работает принцип "деньги не пахнут"...Из личного опыта работы по белому, работал пока не появился "контрабас" или серые поставки (все равно). Разница в цене после прохождения границы товаром, минимум 15-20%...Конкурировать при этом практически невозможно. Поездка к производителю в Европу и призывы работать честно, им по барабану. У них есть документы по таможенной очистке, а куда делся товар на украинской стороне их это не волнует! Привет ЕС...
Сергей Бочкарев _ 16.03.2015 18:59
IP: 109.95.50.---
"Сегодня европейская статистика экспорта из стран Европы в Украину по многим товарным группам может быть в разы больше, чем украинская статистка импорта из этих стран. Доведение до общества такой сравнительной информации должно побудить к борьбе с контрабандой и занижением таможенной стоимости..." При чем тут "общество"? Останавливаешь на границе конкретного импортера и запрашиваешь по официально установленным межгосударственным каналам экспортную декларацию с той стороны. При чем здесь "общество"?!!!
Stanislav-sv _ 16.03.2015 18:45
IP: 74.125.18.---
Пчёлы против мёда:)
Елліна Шнурко-Табакова _ 16.03.2015 18:41
IP: 195.64.224.---
подписывалось две меморандума одинакового содержания. очень просто все
Сергей Бочкарев _ 16.03.2015 18:40
IP: 109.95.50.---
"Принимать все законные меры воздействия на контрабандистов и "оптимизаторов", информировать о чтобы в случае занижения цены на границе, уплачивались большие налоги в цепочке торговли от импортера до конечного потребителя". То есть, нечто подобное: не давайте нам пользоваться конвертами, не давайте нам все это продавать через частных предпринимателей на едином налоге, не давайте провозить все это контрабандой. Информируйте нас, не занижают ли наши соседи таможенную стоимость больше, чем это делаем мы. И вообще – пчелы теперь против меда! Хотя еще недавно в главном офисе каждой такой структуры была тайная такая комнатушка, защищенная от стороннего нежелательного посещения надписью "Приемная народного депутата..."
Сергей Бочкарев _ 16.03.2015 18:35
IP: 109.95.50.---
Есть разумные мысли. Но удивило следующее. "Ассоциация предприятий информационных технологий Украины (АПИТУ) "... и далее речь идет "о результатах сотрудничества ассоциаций импортеров ИТ-товаров и бытовой электроники с государственной фискальной службой". Позвольте, торговля бытовым электронным ширпотребом у нас уже является составляющей "информационных технологий"?!! Не знал, не знал...
Aтака Путіна1114 Уряд реформ315 Україна та Європа931 Корупція1116 Свобода слова545
АВТОРИЗАЦІЯ І ВХІД ДЛЯ АВТОРІВ


УвійтиСкасувати
Якщо ви новий читач, будь ласка, зареєструйтесь
Забули пароль?
Ви можете увійти під своїм акаунтом у соціальних мережах:
Facebook   Twitter   Вконтакте