26 березня 2019, 12:09

Кандидаты на пост президента Украины про РФ и Крым – в медийном зеркале, за неделю до выборов

Информацию о президентской кампании граждане Украины получают из СМИ. Многие из телевизора, но некоторые исследования при этом говорят, что только треть граждан доверяют этому источнику. Природа мирового медиапотребления сегодня такова, что практически весь контент так или иначе присутствует в интернете. Многие СМИ черпают свое содержание с контент сайтов и далеко не лучшего качества. В итоге граждане Украины формируют свои представления о кандидатах из разного качества источников, через сомнительные фильтры и в крайне непредсказуемой интерпретации. В текущую кампанию еще и из комедии, но это предмет других анализов и экспертиз.

Представляем небольшое исследование больших данных – более 10000 сайтов украинского и российского сегмента интернет за последний год в разрезе медийного положения кандидатов в президенты Украины. Возможно некоторые факты помогут достичь лучшего понимания портретов кандидатов избирателям и принять осознанные решения 31 марта.

Один из важнейших вопросов – наличие информационной политики претендентов на пост президента. Именно – наличием: насколько кандидаты способны создавать собственные информационные поводы, альтернативные политические решения, сопровождать дискуссии и предлагать сценарии на опережение соперников. Наличие медийного контента у кандидатов напрямую поменяло рейтинги предпочтений украинских избирателей, даже если этот самый контент и не относится к классическому предвыборному.

К большому сожалению, изучение тем и сюжетов, связанных с каждым из кандидатов в 2019 году, создает устойчивое впечатление, что сами медиа больше заинтересованы писать о кандидатах, чем они. Причем обходятся журналисты и контент-генераторы малым – перепечатками программ и цитат, просто нагоняя себе трафик. Потребители кидаются на любые возможные способы получить информацию. А её то и нет. Есть предвыборные лозунги, тщательно артикулируемые обвинения друг друга, компроматы и уничижительные рейтинги соперников

Очевидно, что чем ближе к дате выборов президента в Украине, тем больше публикаций появляется с поднятием тем экономики, войны, международной политики и других острых тем. Включая их в свои предвыборные кампании, кандидаты регулярно выступают на различных теле-радио каналах и фигурируют в печатных и онлайн медиа.

Проанализировав динамику публикаций за прошлый год, который стал информационно-подготовительным для кандидатов, а также, первый квартал 2019 года, который стал финишной прямой, мы смогли увидеть разнообразные активности всех участников политической гонки. В начале марта цифры активности выглядят, так как указано в таблице. Слева в колонке – количество публикаций с упоминанием кандидата за весь 2018 год, справа – за период с января по март 2019 года. Процент публикаций 2019 года к 2018 ярко показывает кандидатов, которые активизировались к предвыборной кампании. Если за первый квартал 2019 года значение процента в районе 50 или меньше – значит политик находился в публичном пространстве и в 2018 году, он представлял интерес для общества. Значения больше 100 говорят о том, что выборы разбудили 7 кандидатов из 14, т.е. половина лидеров повторили годовые показатели за предвыборный квартал. Четверо из них занимаются исключительно предвыборной деятельностью – Зеленский, Кошулинский, Балашов и Смешко – можно сказать взлетели над собой, демонстрируя активности в несколько раз превышающие их привычное информационное состояние. Возможно без выборов, некоторым соискателем вообще нечего было сказать.



Очевидно, что нынешний президент и без предвыборной гонки фигурирует во многих сюжетах о событиях в Украине. Несколько других кандидатов также не мыслят пассивности в информационном поле и поддерживают свои имена на слуху. Любопытная тенденция начинается уже с 3-й позиции, Владимира Зеленского, количество упоминаний о котором за 1й квартал 2019 превышает активность за весь предыдущий год.

С 4-й по 8-ю позиции можно оценить динамику текстов от публичных, но менее активных, персон. Здесь распределение уже более естественное, исходя из временного периода. За год успели опубликовать больше заметок и новостей, чем за 3 месяца.

Уже с 9 и 10 позиций тенденция становится обратно пропорциональной. Явно видна активизация в информационном поле к завершению предвыборной программы. Отметим, что это наблюдается как для уже известных персон, так и для новых лиц, которые представляют свои политические партии на выборах президента Украины.

Терминология Крым – Донбасс

Одна из главных ролей будущего президента Украины – Верховный главнокомандующий. Политическая роль Верховного – четко артикулировать позицию Украины по отношению к агрессии РФ, выбор союзников, развитие пути в НАТО и как будет называться возможный следующий формат переговоров об освобождении украинских территорий. Именно представительство этой роли в СМИ, мы и попытаемся разложить по полочкам.

Переходя от количественной оценки к темам, мы провели отбор публикаций с наиболее острыми темами. Они непременно станут главной повесткой для будущего президента. Как каждый кандидат видит решение вопроса с Крымом и Донбассом можно оценить по политическим программам кандидатов и их комментариям в СМИ. Это довольно успешно уже сделали журналисты, опубликовав не одну статью о видении политическими лицами будущего в отношениях с Западом и Россией.

Если обобщенно, то группы кандидатов делятся на тех, кто говорит о кардинальных мерах, в том числе военном разрешении конфликта с или без помощи мировой общественности и тех, кто планирует решать его "мирно", путем переговоров.

Любопытно, что есть третья, условно нейтральная позиция, которая поясняется как еще более активное привлечение Запада и при этом прекращения огня – относительно мирное разрешение. При этом в таком подходе не уточняется, как именно будет решен вопрос войны в принципе. В таких ответах вкладывается как риторика применения силы, так и дипломатии.

Отдельными запросами мы изучили динамику публикаций и упоминаний имен кандидатов в срезе военного конфликта на Востоке Украины и аннексии Крыма. С одной стороны, это закономерные вопросы от журналистов о стратегии по отношению к этим частям Украины. С другой стороны, некоторые кандидаты публиковали отдельные заявления для обозначения своей позиции. Так мы смогли получить картину акцентов от каждого на проблеме Донбасса, Крыма и территориальных посягательств в целом.

Видим, что проблему территориальной целостности в общем чаще всех поднимали сайты с участием Валентина Наливайченко и Алесандра Вилкула. В процентном соотношении от общего количества публикаций эти термины чаще всего звучали у них. Конкретно про Крым и Донбасс все кандидаты, за редким исключением, говорят примерно с одинаковой частотой.



Однако если сопоставить эти показатели с общим количеством публикаций о каждом участнике гонки, получаются другие акценты. По частоте лидируют Руслан Кошулинский, Валентин Наливайченко и Игорь Смешко. Нужно учитывать, что Наливайченко и Смешко чаще выступают в качестве экспертов по геополитическим вопросам, так как оба занимали руководящие должности в СБУ.



С другой стороны однозначности формулировок политики не любят, "аннексия" и "оккупация" позволяет себе употреблять только действующий президент Порошенко, Наливайченко и Кошулинский. Стыдливые 1-3 процента остальных лучше всего играют на руку истерикам РФ про "кто угодно, только не Порошенко".

Наличие персональной политики





Графики динамики говорят – найди 5 отличий. Их не так уж и много. Четко видно использование чужих поводов либо упоминаний кандидатов в одно и то же время. Действующий президент упоминается в несколько раз чаще и создает поводы увереннее других. В украинском интернет-пространстве только Тимошенко занимает среднюю позицию в упоминаемости, остальные (Зеленский, Гриценко и Бойко) идут последние три месяца достаточно кучно и чаще всего просто присутствуют в общих материалах о выборах, например, в публикациях о свежих рейтингах. Меньше всего в России пишут о Гриценко, а Зеленский и Бойко стабильно опережают Тимошенко, но не кардинально. Характер динамики настолько повторяется в украинском и российском медиа пространстве, что наталкивает на мысль об отсутствии специальных информационных маневров страны агрессора. Похоже, что все силы брошены на пятую колонну в Украине, а существующих вбросов и манипуляций достаточно для российского потребителя. Специфический окрас, создающийся пропагандистами для внутреннего потребителя, базируется на теме "только не Порошенко" и состоит в навешивании ярлыков, прозвищ и конспирологии на любое украинское событие, включая противопоставления другим представителям власти, усугубление ответственности и ассоциации с гражданской войной. Похоже с последним РФ считает, что уже достигла совершенства и не считает нужным объяснять своим гражданам дополнительно. Позитивно, что в украинском информационном пространстве формулировки "гражданской войны" или аналогичные не встречаются.

В феврале 2019 года круг тем более сконцентрирован на том, что Украина уже пять лет участвует в конфликте с Россией. США и ряд европейских стран заявляют о продолжении поддержки нашей страны и продлении санкций для России.

Кандидат в президенты Юрий Бойко дает оценочные комментарии касательно религии в Украине и изменениях после получения Томоса. Он говорит о разъединении населения на религиозной почве и старается фигурировать в новостях с президентом. В частности, острых темах касающихся Крыма и вступления в НАТО. Юрий Бойко ставит вопрос Донбасса первым в своей предвыборной программе и придерживается исключительно "переговорной" стороны процесса. Бойко регулярно фигурирует в новостях с Виктором Медведчуком, который не баллотируется на пост президента, но является кумом президента Российской Федерации. Недавний визит в Москву конечно украсил повестку дня украинских патриотов и концентрации пророссийских сил, но количества и качества информационных политик практически не изменил.

Самые позитивное впечатление от изучения российской повестки дня – наличие возможности выбора и демократических процедур. Их пропагандистская машина РФ скрыть не смогла и все сюжеты строятся на наличии нескольких альтернатив, прогнозов и сценариев. Даже в потоке скреп и апокалиптичной конспирологии Украина остается государством, где граждане решают, кто будет президентом и где невозможна стабильность кладбища.

Еще больше исследований читайте на Attackindex.com – сервисе автоматизированного определения информационных угроз и резонанса

powered by lun.ua

Цифры правду говорят? Плюсы – минусы и подводные камни автоматизированной системы регистрации IMEI кодов в Украине

Покупая машину, вы проверяете номер двигателя, VIN-код и прочие характеристики, чтобы удостовериться в реальной истории автомобиля – пробег, не был украден и т...

Інформоперація Різдво. Підсумки 2020

Коронавірус робить чудеса, і не лише погані. Саме пандемія спрямувала нас в онлайн з досить традиційних форматів. Зустрічі експертів, міжнародні конференції, багатонаціональні переговори – коштують вартості Інтернету та, можливо, підключення до відео сервісів...

Итоги первого тура в цифрах: несколько графиков и аномалий

Первый тур выборов президента в Украине состоялся. Главный официальный этап – подсчет голосов избирателей по каждому кандидату. Подсчет как процесс можно отнести к простой арифметике, которой детей учат уже в первом классе...

Непризнание выборов, угрозы срыва, кому выгодно?

Тема срыва выборов Президента, их переноса, фальсификаций или непризнания занимает свое почетное место в информационном пространстве Украины...

Кандидаты и НАТО. Медийное зеркало как диагноз

Все уже изучили кандидатов в президенты в отношении к аннексии и оккупации? Теперь посмотрим НАТО. Практически все свои электоральные решения граждане Украины принимают на основании информации, полученной от медиа...

Кандидаты на пост президента Украины про РФ и Крым – в медийном зеркале, за неделю до выборов

Информацию о президентской кампании граждане Украины получают из СМИ. Многие из телевизора, но некоторые исследования при этом говорят, что только треть граждан доверяют этому источнику...