Жетон в задє или Случай во французском аэропорту
Не знаю, почему пару дней назад освещение получил инцидент с отменой украинского рейса компании WizzAir в Милане и Лондоне. Наверное, потому что о нем упомянул на пресс-конференции Порошенко и в этом прослеживается интерес другого украинского олигарха. Аналогичный случай, произошедший 2-мя днями позже в Париже на борту самолета Air France, едва ли нашел свое отражение в СМИ, поскольку от него не застрахован ни один рядовой украинец без высоких дипломатических связей, поэтому не могу умолчать...
Развивалась история более мягко, без собак и спецгаза, и была не лишена французского лоска и юмора. Находясь более 2,5 (!) часов в воздухе, французский пилот неожиданно объявил, что мы возвращаемся в Париж, поскольку не работает система защиты от обледенения взлетной полосы, и... уже через 15 минут стремительно посадил самолет в парижском аэропорту. После вкусного обеда и французского вина происходящее напоминало светскую презентацию Парижа с высоты птичьего. Кто бы тогда мог подумать, что это будет последний горячий обед в ближайшие сутки. Тем более что по возвращению в аэропорт всем "возвращенцам" были обещаны в бесплатном наборе – гостиница, 2-х разовое питание, трансфер, и однодневные визы.
В итоге – холодные бутерброды в брошенной на пол коробке в тамбурной зоне аэропорта, где из средств комфорта имел место туалет и 10 пластиковых кресел, и вежливый ответ на многочисленные запросы "полиция рассматривает ваш вопрос, извините, но блага цивилизации доступны только после прохождения паспортного контроля, извините" – стали единственным проявлением радушного приема в аэропорту имени Шарля де Голля в канун Рождества.
Ни дать, ни взять – "Терминал-2" с поправкой на несколько десятков украинских душ. (Лично мне было особенно обидно, поскольку Шенгенскую визу я имела и присоединилась к группе ожидающих только поддавшись очарованию французской улыбки служащей Air France, которая попросила меня сдать документы и билеты вместе со всеми: "5 минут и все получат необходимые документы обратно!")
Через 6 часов ожидания украинские пассажиры решили коллективно отказаться от получения виз. Но не тут-то было! К этому времени и служащие аэропорта и работники службы паспортного контроля испарились из поля зрения – в расписании намечался священный момент – пересменка.
Готовность помочь демонстрировал только информационный автомат, который часто и ритмично издавал голосовой сигнал на английском: "Сan I help you?" и на французском: "Жетон в задэ?"
Далее последовал типовой сценарий. Разрядка напряжения с привлечением полицейского (хотя эмоционально поспоривший с таможенниками украинец не шел ни в какое сравнение с курдами, которые в аналогичной ситуации, по рассказам очевидца, дружным скандированием и метанием цветочных горшков в борьбе за свои гражданские права привлекли интерес у целого отряда французских полицейских).
После чего к украинским пассажирам, следуя дипломатическим нормам, направляется новоприбывшее после пересменки лицо, которое совсем не в курсе ситуации. В его протянутых руках – телефонная трубка – звонок украинского консула во Франции.
Вопросы консула, почему мы отказались лететь в Москву. Ответ – потому что собирались в Киев, в Москве нам делать нечего. Заверения консула – украинцы в Париже находятся под защитой! Суровое молчание уставших, но оставшихся при своем мнении сторон. Финал: в начале второго ночи после 10-ти часов ожидания в тамбуре группа украинских туристов отправяется в ту часть аэропорта, где уже благополучно завершили свою работу многочисленные магазинчики, закусочные и ресторанчики. На память о событии пассажирам вручен элегантный набор для сна – туристический коврик, мягкий плед, повязка для глаз, теплые носки и затычки для ушей.
Вцелом сложилось впечатление, что подобные истории с визами позволяют французам просто экономить на пребывании незадачливых граждан третьего мира в аэропорту. Но и с нашей стороны цивилизационных действий не последовало, весь жар участников ушел на эмоциональную перебранку и угрозы подать в Европейский Суд, а наутро, когда всех посадили в самолет, и он выветрился. Ни одна из сторон не попыталась грамотно решить вопрос, кроме беременной украинки, позвонившей консулу в самом начале истории.
Про себя можно было даже подумать, что если бы в Украине существовала такая слаженная бюрократическая система, работающая на уровне самого последнего французского служащего на экономическую целесообразность и национальный интерес, то и вся страна наша была бы другой. Более процветающей с высокими стандартами качества действий бюрократической системы: замятая неприятная ситуация, ничуть неуроненная репутация, рост доходов...
А пока – "маэмо те, що маэмо". Жетон в заде.