24 липня 2013, 13:29
Крокодилы ходят лёжа
На фото: Колбаса и кино: если хотите наслаждаться ими – не смотрите, как они делаются
Мы пробирались вглубь штата Чьапас (Мексика) контролируемого Сапатистской армией национального освобождения. В начале пути наши внедорожники остановили солдаты-федералы для обыска, не везём ли восставшим индейцам майя оружие? "Волшебным словом" послужило: "Археологи, Юрий Кнорозов". Потом, продвигаясь от заставы к заставе мятежников, мы также останавливались с опущенными стёклами и приветствовали бойцов в чёрных масках и лохматых касках: "Юрий Кнорозов!" Они делали разрешающий жест дулами направленных на нас автоматов – проезжай!
Именно во время этого путешествия, когда джунгли скрежетали по крыше ветвями, а двигатель надсадно ревел, преодолевая горные перевалы, мы и услышали историю, ставшей основой сценария к/ф "Код Кнорозова".
На фото: Это редчайшая реплика книги о культуре и письменности майя из анналов Аненербе. На самом деле, именно такой книги никогда не существовало. Это один "образов" кинематографического языка, на котором кинохудожники изъясняются со зрителем. Может быть, помните, у Дж.Свифта в "Путешествиях Гулливера" описаны мудрецы, которые общались между собой "образами", доставая из мешка и показывая друг другу различные предметы. Вот эта книга и есть такого рода предмет-образ, означающий все научные книги Аненербе
Наша книга-образ отпечатана всего в 3-х экземплярах, специально для съёмок к/ф "Код Кнорозова". Одна из сюжетных линий фильма – это путешествие этой книги от штандартенфюрера СС к украинскому мальчику Оресту, потом к лейтенанту Советской Армии, от того – к другому лейтенанту-фронтовику Юрию Кнорозову, который и расшифровал иероглифы майя по этой книге. По сценарию, красноармейцы частично разорвали книгу на самокрутки, пока лейтенант не отобрал их у неё. Вот почему потребовалось 3 экземпляра – для нескольких дублей.
Внешний и внутренний вид книги выдумал и воплотил задумку художник кинокартины Ярослав Зень, он из Ивано-Франковска, дизайн последнего альбома певицы Росавы, например, его работа. Друг-товарищ археолога-майяниста Юрия Полюховича и нашего режиссёра-постановщика Алексея Гуза, которые, в свою очередь ездили с нами в 2012 году к индейцам майя в Мексику и Гватемалу. Книга на экране в чёрной обложке с кипельно-белыми страницами, что подчёркивает её происхождение из СС.
На фото: вот как, на самом деле, выглядят трофейные книги, по которым наш земляк-харьковчанин Юрий Кнорозов расшифровал иероглифы майя. Доклад Ю. В. Кнорозова на защите диссертации на соискание степени кандидата исторических наук (29 марта 1955 года, тема: ""Сообщение о делах в Юкатане" Диего де Ланды как этно-исторический источник") длился три с половиной минуты, после обсуждения ему единогласно была присуждена степень доктора исторических наук
Съёмки фильма "Код Кнорозова" начались с эпизодов лесной жизни небольшого отряда УПА, в который попал наш юный герой, украинский хлопец Орест. На самом деле, прототипа Ореста – деда Юрия Полюховича звали Василь. Но наш сценарист Дамир Майкенов счёл, что это имя не несёт в себе отпечатка Западной Украины, где происходят события к/ф "Код Кнорозова". Дать главному персонажу сценария имя Орест посоветовала ему супруга Яна Станиславская, когда он только сел за сценарий.
Командир отряда УПА по прозвищу Резуна носит "петлюровку" – военная фуражка V-подобным отворотом спереди. "Их носили командиры", – пишет в воспоминаниях Федор Глива, который в 1944-1945 годах воевал в округе УПА "Сян".
Но киевские реконструкторы уверяли нас, что небольшие портняжные мастерские, которые шили обмундирование для воинов Украинской повстанческой армии начали создавать только с января 1943-го. А в к/ф "Код Кнорозова" Резун встречает Ореста в подобной фуражке уже в 1941 году. Скажете, "несоответствие", киноляп? Отнюдь, нет! Головной убор на сцене несёт определённое значение. Это символ. Мы видим театр военных действий, где гитлеровцы в своих фуражках, сталинцы – в своих. Тем, что командир отряда УПА носит форменную "петлюровку" мы говорим: это командир одного из разрозненных пока отрядов украинских партизан, которые затем осенью 1942 года объединятся в Украинскую повстанческую армию. Так что не надо думать, что весь мир театр, а Украина – это цирк. В театре военных действий все военные представлены в своих форменных головных уборах.
На фото: Киевский актёр Дмитрий Ярошенко (слева) играет в фильме командира небольшого отряда УПА по прозвищу "Резун". Он будет опекать нашего Ореста до конца войны
Во время репетиции эпизода "Орест в отряде УПА", когда не было ещё ни камер, ни осветителей, ни хлопушки, ни звуковиков, а только актёры, переодетые бойцами УПА, на нас наткнулся местный рыбак. Когда он увидел загримированного "Резуна" с другими вооружёнными "лесными братьями", то прыгнул обратно в свою лодку и погрёб прочь с такой скоростью, что вёсла крутились, как пропеллеры. Мы даже какое-то время опасались, что вернётся он с отрядом автоматчиков ОМОНа и они сорвут нам репетицию. Ан, нет. Обошлось.
На фото: Одевал "бойцов УПА" всё тот же Ярослав Зень (в жёлтых перчатках). Он к этой задаче подошёл более, чем серьёзно. Для костюмирования актёров привлёк киевский клуб реконструкторов. Одежда, обувь – всё абсолютно аутентично
Ещё два бойца УПА у нас носят мазепинку. Эту шапку с V-подобным от воротом спереди предложил в своё время будущий главнокомандующий УПА Роман Шухевич в качестве головного убора для военных и милиции. "Мазепинки" – как у казацкой старшины во времена гетмана Ивана Мазепы – были форменной шапкой украинских сечевых стрельцов в Первую мировую войну. Невозможная редкость в костюмерных украинских кинокомпаний, кстати говоря. Нам их для фильма дали в аренду киевские реконструкторы, когда ознакомились с синопсисом фильма и убедились, что мы не собираемся выставлять УПА в искажённом или каком-то карикатурном виде. Мы их честно предупредили: мол, ребята, снимать будем в реальных условиях – лес, день-ночь, костёр, гроза, дождь, бойцы будут драться, падать в грязь. "Нічого страшного, – ответили реконструкторы, – одна справа робимо".
У нас действительно есть сцена борьбы двух бойцов УПА между собой. Это была почти драка. Один из них утверждал, что только силой оружия можно добиться независимости Украины. Другой настаивал, что Украина обретёт незалежність убеждением и словом.
Сейчас мы уже знаем, кто из них был прав, а тогда, во времена УПА – это было совсем не очевидно. Культура – национальная живопись, скульптура, музыка, архитектура, литература, кино – накапливается до поры и когда количество её переходит в качество, то именно собственная национальная культура делает народ сначала незаурядным, а потом непобедимым.
Врач отряда у нас щеголяет в трофейной пилотке вермахта. Для зрителя это символ-подсказка, что этот человек в отряде владеет немецким языком, что было немаловажно для нашего главного героя Ореста. Изначально такого персонажа, как врач отряда в сценарии не было, он – опять-таки плод воображения художника кинокартины Ярослава Зеня, который располагает мемуарами одного из бойцов УПА и у того в отряде, действительно был такой врач Ефим, львовский еврей, хорошо знавший немецкий язык.
На фото: С книгой в руках стоит "врач отряда УПА, еврей Ефим" он говорит и читает по-немецки, поэтому сразу понял, что военно-прикладного значения книга, отобранная у Ореста (слева), не представляет и мгновенно потерял к ней интерес. Врача Ефима играет киевский актёр, которого действительно зовут Ефим Петлярский, и он "таки да, настоящий еврей"
Наши "бойцы УПА" действуют в трофейном обмундировании – немецком, советском, польском. Настоящий ветеран УПА Иван Дмитрик в книге вспоминал, как они "ходили на "роздобеньки" формы, обуви, оружия" ("В лесах Лемковщины"):
Приказом от 9 июня 1944 года командование УПА запретило носить "комплектные чуженациональные униформы". То есть, под военный китель нужно было надевать гражданские штаны, и наоборот. Наши "бойцы УПА" так и одеты, например, когда Орест возвращается в конце июня 1944 года домой к матери, у него гражданский пиджак, а штаны красноармейские.
На фото: За "световиком" стоит непрофессиональный актёр Ярослав Борынский. У него немая роль. На самом деле, он каменщик, живёт на самой границе с Польшей. Это характерный типаж "западенца", Ярослав даже говорит по-украински с характерным польским выговором. Но ему и говорить ничего не надо, по внешности видно, что это западный украинец. Ярослав, когда узнал о съёмках фильма, где будут показаны будни отряда УПА, специально приехал в Киев, чтобы принять в нём участие. Ярослав мечтает добраться до Мексики и посмотреть, как майя строили свои пирамиды. Говорит: "Я з собою візьму свої інструменти резби по каменю і так прогодую в Мексиці. Хороші каменярі скрізь в ціні"
На фото: Иногда из чащи выходили бойцы УПА, чтобы испить кофею. Потом исчезали в тени деревьев – уходили вглубь леса, где была съёмочная площадка
За поясами актёров были заткнуты длиннорукие немецкие гранаты. Таких гранат было восемь. В два часа ночи грянула гроза. Молнии величиной в столб били в землю. Мы поспешили заглушить генератор. А вот местная подстанция не убереглась, взорвалась с огромным снопом искр до самых туч!
Наступила кромешная тьма. Мы с фонариками бросились собирать реквизит. Недосчитались двух гранат. Привлекли на поиски всех, включая актёров. А неподалёку отмечал День Троицы клуб каких-то ролевиков родноверов. Наши "бойцы УПА", бородатые, с оружием, встретили их, убегающих от дождя: "Хлопці, у вас таких гранат немає?"
Ничего не ответили хлопцы, ещё пуще бежать припустились, теряя на ходу летние тапки-шлёпки. А недостающие гранаты мы потом нашли-таки, в машине режиссёра-постановщика.
После сцен из жизни отряда УПА, по режиссёрскому плану мы снимали "июнь 1944 года, в украинское село въехали советские войска".
На фото: Фото массовки "на память". Почти все – студенты-театралы. Киевский актёр Борис Георгиевский (крайний справа) сыграл советского лейтенанта. Старший сержант-пограничник (слева от лейтенанта), которого сыграл актёр Антон Комяхов, принялся было разрывать книгу майя на самокрутки; её обронил в вишнёвом саду Орест, в спешке прячущийся от красноармейцев. Лейтенант не дал рвать книгу и вложил обратно оторванные и смятые страницы: "Отдам Кнорозову, он разберётся, что это за чертовщина такая".
В роли красноармейцев снялись также сценаристы Дамир Майкенов и Олег Федотов (они стоя скрестили винтовки)
На Борисе Георгиевском немецкие сапоги-бутылки, сшитые во Франкурте, специально для немецкого офицера. Дело в том, что советские хромовые офицерские сапоги Борису не подошли по размеру, и он снялся в немецких. Уверен, что этого никто не заметит. Как не замечают, что в т/ф "Семнадцать мгновений весны" штандартенфюрер СС Макс Отто фон Штирлиц застрелил агента Клауса из пистолета Макарова...
Наши "красноармейцы" не нашли бойца УПА Ореста в вишнёвом саду, зато наломали веток с плодоносящей вишни и изорвали книгу майя на самокрутки. По воспоминаниям старожилов, солдаты-сибиряки, привыкшие, что в тайге всё растёт само собой, не заморачивались сбором ягод, а ломали деревья, чем снискали дополнительную нелюбовь местных жителей.
Обычно пишут в титрах, что за время съёмок ни одно животное не пострадало. Нам, возможно, впервые в кинематографе придётся написать: "во время съёмок пострадало одно дерево вишни". Иначе было никак нельзя снять мародёрство сибиряков-красноармейцев.
На фото: "Хлопушечница" Ирина Паляруш на дальнем плане объясняет шофёру полуторки его действия сразу после звука хлопушки. ГАЗ-АА – грузовой автомобиль Горьковского автозавода у нас настоящий, арендовали её на FILM.UA. На сельскую улицу живой раритет доставляли на эвакуаторе.
Обратите внимание на кран с камерой. Именно такими кранами нашего украинского производителя FILMOTECHNIC пользуются в Голливуде на съёмках. Мы на съёмках "короткого метра"- впервые в Украине. Камера RED Epic тоже новейшая из серии RED от Red Digital Cinema Camera Company (США)
Дни, когда мы снимали сцены "Немцы заезжают в украинское село в июне 1944 года" были, пожалуй, самыми хлопотными. Погода нас баловала. Но вместо грома и молний на съёмочную площадку нагрянули телерепортёры. После репортажей по телевизору и в Интернете нашлась масса "знатоков" которые по сей день рассказывают автору как бы они сами сняли кино, если бы умели. Всё знают и всё понимают только дураки да шарлатаны, кои и крокодила готовы критиковать за отсутствие языка, неказистые лапки и неуклюжие движения...
По сценарию гитлеровцы въехали в мирное, процветающее украинское село. Солнышко сияет, ветви вишен клонятся к земле под тяжестью налившихся соком ягод. Во дворе Ореста коза, за околицей бестревожно пасётся конь, девушка в национальной одежде принесла ему ведро воды. И тут дрын-дын-дын-дын-дын – мотоцикл с коляской, в нём два страшных немецких автоматчика, за ним грузовик с солдатами. Пыль. Грохот.
Развернулись в пять утра. Сразу выяснилось, что роскошная белая коза, что должна была нам сыграть козу, издохла накануне по неизвестным причинам. Но крестьянский двор не может быть пустым. Вернее, может, но потом, в конце войны, когда приедут красноармейцы. А в июне 1941-го крестьянский двор был полон скотины, символом которой служила коза. Подобно тому, как беда приходит оттуда, откуда её не ждут, иногда и помощь приходит от того, от кого её не ждешь. Исполнительный продюсер Ева Калашник метнулась куда-то в сёла и привезла оттуда на своём Hyundai Getz другую козу, да ещё и с козлёнком!
Ещё напасть: ночью прошёл сильный дождь с ветром и посшибал последние вишни с дерева, на которое должен был залезть 13-летний Орест в начале эпизода. Сценарист Олег Федотов привязал проволочками ягоды обратно на веточки.
Любителям выискивать несоответствия дам ещё одну подсказку: отрок Орест в начале фильма собирает карпатскую вишню, ведь село у них по сценарию в Карпатах. Но на крупных планах ветвей видно, что это вовсе не карпатская вишня, а киевская, ведь на самом деле, съёмки велись в музее народной архитектуры и быта Пирогово. Хуже того! Когда на землю падает лукошко – из него высыпаются запорожские вишни! Дело в том, что для съёмок дублей падающего лукошка с вишнями, пришлось закупить ягод на ближайшем рынке. Приношу заранее свои глубочайшие извинения всем, кого это как-то заденет, в смысле историческое несоответствие, киноляп и всё такое.
А напасти в стиле "кино и немцы" всё продолжались – старинный немецкий мотоцикл никак не хотел заводиться. Залили другого бензина от генератора "световиков" – поехал, как миленький!
Немецкие сапоги из Франкфурта, в которых уже снялся "советский лейтенант", не подошли нашему штандартенфюреру СС (киевский актёр Юрий Шульган). Впрочем, не подошли ему по размеру и советские офицерские сапоги из реквизита. Тогда, отчаявшийся было, директор картины Эдуард Абросимов предложил актёру свои личные сапоги для верховой езды. Подошли идеально! Так что, наш "нацист" ходит в современных сапогах для ВЕ. Спорим, не найдёте ни единого различия?
Репетируя сценки, дабы вжиться в роли, актёры, игравшие немцев, говорили на немецком языке. К ним, как-то незаметно, присоединились немецкие туристы, которые, что-то обсуждая по-немецки, прошли на съёмочную площадку, а затем и в сам "дом Ореста" (музей народной архитектуры и быта Пирогово). И только когда они уходили, служащая музея уточнила у нас: "Это ваши?" Мы: "Нет, не наши!" Служащая бросилась на настоящих немцев, как наседка на кошку: "Но экспозишен, но экспозишен!!!"
Туристы: "Warum sind diese Deutschen können, aber wir können nicht?" ("Почему этим немцам можно, а нам нельзя?")
Мы: "Denn wir drehen hier einen Film". ("Потому что мы снимаем кино здесь").
Туристы: "Wir wollen auch an diesem Film zu nehmen!" (Мы тоже хотим принять участие в этом кино!)
Мы: "So wie die Nazis" ("Только в роли нацистов")
Туристы: "In diesem Fall – muss nicht!" (В таком случае – не надо!)
Есть мнение, что слово "нацист" происходит от слова из баварского диалекта и означает "просто мыслящий". Впервые было использовано как насмешка журналистом К. Гейденом
На фото: "Гитлеровцы" во время репетиции – "солдат Вермахта" в исполнении Себастьяна Антона (Германия) и "штандартенфюрер СС" в исполнении Юрия Шульгана
Обращаю ваше внимание на то, что наш немецкий офицер тоже штандартенфюрер СС, как и Макс Отто фон Штирлиц, соответствует чину полковника. Только Штирлиц ходил по коридорам рейхстага, а наш "фон барон" почему-то с отрядом солдат вермахта ездит по карпатским сёлам. Кто он? Подсказку мы даём зрителю, поместив кобуру его пистолета с правой стороны. Как известно, СС – это ЧОП, задача которого была охрана лично Адольфа Гитлера и съездов Национал-социалистической немецкой рабочей партии. То есть, СС – это не военные по "гамбургскому счёту".
Для тех, кто со мной в рамках одного культурного кода, поясню на таком примере: если взять за систему координат понятную многим книжку А.Дюма "Три мушкетёра", то СС – это гвардия кардинала, а Вермахт – это мушкетёры короля. Понимаете теперь разницу? Именно поэтому форму для СС – гражданских лиц – разрабатывал кутюрье Хуго Босс, а не дизайнеры Вермахта. Именно поэтому у эсэсовцев к началу ВОВ был только один погон. В знак того, что это не военные, а военизированные отряды нацистской партии. Но у руководителя СС было неоспоримое преимущество перед командованием Вермахта. Генрих Гиммлер был, что называется, "ближе к телу". Ему удалось добиться разрешения Гитлера включить в состав СС институты Аненербе – "Немецкого общества по изучению древней германской истории и наследия предков". Эта организация оккультно-идеологически обеспечивала функционирование государственного аппарата Третьего рейха. Мало кто знает, что Адольф Гитлер в 1938 году был Человеком года в журнале Таймс, а в 1939 году выдвигался на Нобелевскую премию мира. Нет опыта, есть стереотипы. Теперь они у вас немного поломались, не так ли?
Учёные из Аненербе уж тем более не были ни "военизированными", ни военными. Но обязаны были носить форму СС. В к/ф "Код Кнорозова" фамилия штандартенфюрера СС нигде не фигурирует, но его звание и кобура пистолета надетая не по-военному даёт понять вдумчивому зрителю, что это первый руководитель Аненербе Герман Вирт Ропер Бош. В кино нет гарантий, существуют одни вероятности. В 1938 году кресло руководителя Аненербе занял рейхсфюрером СС Генрих Гиммлер, а Герман Вирт был смещён за матриархальные идеи, после чего возглавил Учебно-исследовательский отдел по письменам и символам. Известны научные работы Вирта относительно американских индейцев.
Теория Германа Вирта представляла собой предположение о полярном происхождении человечества из Гипербореи. Прарелигия, праязык и другие истоки мировой культуры ведут своё начало из-за Полярного круга. По причине ухудшения климата гиперборейцы переместились на юг. В период неолита гиперборейцы дали начало нордической расе и расцвету европейской цивилизации.
Что интересовало Германа Вирта у нас в Карпатах? Возьмусь предположить – мальфары. Их рунические символы, заветные знания о путях в потусторонний мир, сакральные сведения гиперборейцев. Т.е. цели штандартенфюрер СС Герман Вирт преследует не военные, вот почему его эскорт – это не отборные автоматчики Waffen SS, а прикомандированные "на раз" простые рядовые вермахта, после ранений и наградных отпусков. Последнее можно определить по нашивкам и значкам. Немцы вооружены коротким карабином, Karabiner 98 kurz принятого на вооружение в качестве основного индивидуального оружия пехоты Вермахта. Именно такой карабин компании Маузер дед Юрия Полюховича стащил у гитлеровцев впервые дни войны и ушёл с ним в УПА. Карабин и книгу о майя. Оружие и Знания. Что ценнее для нашего главного героя? Это ещё один конфликт, который присутствует в драме. Что же выберет для себя Орест?
Трудный "немецкий" день съёмок заканчивался, но напасти нас не отпускали. К вечеру, когда снималась сцена "селянка с лошадью", налетела туча кровососущих насекомых, и наш конь от того никак не хотел "мирно пастись". Во-первых, по неведомым причинам он отказался пить воду из ведра. Если лошадь не хочет пить, то вы её не заставите ничем! Мы насыпали было ему в ведро зелёных ещё яблок, коих много в Пирогово. Но камера "видела", что лошадь "не мирно пьёт из ведра", а яростно что-то в ведре пожирает. Терялась лиричность момента.
Во вторых, лошадь: на которую направлены подсвечивающие экраны на вытянутых руках неведомые люди; на которую направлен отблёскивающий объектив кинокамеры; на которую уставились полтора десятка чужаков – понятное дело, будет нервничать. Уже темнело, а босая актриса всё боролась и боролась с пляшущим от слепней и тревоги конём, который так и норовил наступить ей на ногу. Как говорила моя бабушка: "Хорошо всё уметь, но не дай бог всё самой делать..." И всё же уговорами, яблочками, сухариками и добрым матерным словом мы смогли на какие-то считанные минуты уговорить коня-актёра сыграть на камеру "мирно пасущуюся лошадь". Всеобщему облегчению не было предела, когда прозвучала команда: "Стоп. Снято!"
На фото: Ещё один мальчик-актёр, который снялся у нас в фильме – Витя Григорьев, он играет внука Ореста, Юру. На дворе конец 80-х годов. Юра забежал в кабинет к Оресту, чтобы позвать его на обед. Заинтересовался иероглифами майя, что увидел на столе своего деда. Обратите внимание, на стене висит самый известный портрет Юрия Кнорозова с котом. Не особенно внимательные участники съёмочной группы какое-то время полагали, что весь фильм именно про этого кота, "ну "Кот Кнорозова" же ж?!"
В последний день съёмок мы снимали самые первые минуты фильма: во дворе прикарпатского дома играет мальчик Юра; камера на специальной тележке (долли) отъезжает по рельсам в глубину комнаты и зритель видит, как в кабинете сидит за столом пожилой учёный-энтузиаст Орест (актёр Владимир Заднепровский).
На фото: Обратите внимание на цветное панно за головой Ореста – это рисунок с крышки саркофага погребения майясского правителя Пакаля в крипте "Храма Надписей" в Паленке, которое было вскрыто археологической экспедицией под руководством А. Руса Луилье 27 ноября 1952 г
Мы привезли панно с Пакалем из Мексики, на память о встрече с маятежниками-сапатистами. Те, кто был на презентации первого издания книги "Конец света и сокровища майя" непременно должны были видеть это панно своими глазами. С ним связана некая двусмысленность: академические учёные полагают, что оно должно располагаться вертикально. Тогда из живота Пакаля растёт древо вечной жизни. Сторонники палеоконтакта считаю, что панно надо располагать горизонтально. Тогда видно, что Пакаль управляет каким-то космическим летательным аппаратом. Как видим, у Ореста панно висит горизонтально.
"Дед Орест" рассказал "внуку Юре" о своих приключениях во время войны и заинтересовал изучением цивилизации майя. Ведь майя – это не только замысловатые иероглифы. Это и вполне понятная нам и теперь родная кукуруза и мамалыга, подсолнечник и его постное масло, красный перчик в нашей горилке, табак в сигаретах, фасоль, тыква... Многое из чего состоит украинская народная гастрономия, впервые культивировано когда-то индейцами майя. А дома индейцев майя – один в один наши прикарпатские хаты. Есть между нашими культурами какая-то мистическая связь. Иногда то, что мы знаем, бессильно перед тем, что мы чувствуем.
Мы пробирались вглубь штата Чьапас (Мексика) контролируемого Сапатистской армией национального освобождения. В начале пути наши внедорожники остановили солдаты-федералы для обыска, не везём ли восставшим индейцам майя оружие? "Волшебным словом" послужило: "Археологи, Юрий Кнорозов". Потом, продвигаясь от заставы к заставе мятежников, мы также останавливались с опущенными стёклами и приветствовали бойцов в чёрных масках и лохматых касках: "Юрий Кнорозов!" Они делали разрешающий жест дулами направленных на нас автоматов – проезжай!
Именно во время этого путешествия, когда джунгли скрежетали по крыше ветвями, а двигатель надсадно ревел, преодолевая горные перевалы, мы и услышали историю, ставшей основой сценария к/ф "Код Кнорозова".
На фото: Это редчайшая реплика книги о культуре и письменности майя из анналов Аненербе. На самом деле, именно такой книги никогда не существовало. Это один "образов" кинематографического языка, на котором кинохудожники изъясняются со зрителем. Может быть, помните, у Дж.Свифта в "Путешествиях Гулливера" описаны мудрецы, которые общались между собой "образами", доставая из мешка и показывая друг другу различные предметы. Вот эта книга и есть такого рода предмет-образ, означающий все научные книги Аненербе
Наша книга-образ отпечатана всего в 3-х экземплярах, специально для съёмок к/ф "Код Кнорозова". Одна из сюжетных линий фильма – это путешествие этой книги от штандартенфюрера СС к украинскому мальчику Оресту, потом к лейтенанту Советской Армии, от того – к другому лейтенанту-фронтовику Юрию Кнорозову, который и расшифровал иероглифы майя по этой книге. По сценарию, красноармейцы частично разорвали книгу на самокрутки, пока лейтенант не отобрал их у неё. Вот почему потребовалось 3 экземпляра – для нескольких дублей.
Внешний и внутренний вид книги выдумал и воплотил задумку художник кинокартины Ярослав Зень, он из Ивано-Франковска, дизайн последнего альбома певицы Росавы, например, его работа. Друг-товарищ археолога-майяниста Юрия Полюховича и нашего режиссёра-постановщика Алексея Гуза, которые, в свою очередь ездили с нами в 2012 году к индейцам майя в Мексику и Гватемалу. Книга на экране в чёрной обложке с кипельно-белыми страницами, что подчёркивает её происхождение из СС.
На фото: вот как, на самом деле, выглядят трофейные книги, по которым наш земляк-харьковчанин Юрий Кнорозов расшифровал иероглифы майя. Доклад Ю. В. Кнорозова на защите диссертации на соискание степени кандидата исторических наук (29 марта 1955 года, тема: ""Сообщение о делах в Юкатане" Диего де Ланды как этно-исторический источник") длился три с половиной минуты, после обсуждения ему единогласно была присуждена степень доктора исторических наук
Съёмки фильма "Код Кнорозова" начались с эпизодов лесной жизни небольшого отряда УПА, в который попал наш юный герой, украинский хлопец Орест. На самом деле, прототипа Ореста – деда Юрия Полюховича звали Василь. Но наш сценарист Дамир Майкенов счёл, что это имя не несёт в себе отпечатка Западной Украины, где происходят события к/ф "Код Кнорозова". Дать главному персонажу сценария имя Орест посоветовала ему супруга Яна Станиславская, когда он только сел за сценарий.
Командир отряда УПА по прозвищу Резуна носит "петлюровку" – военная фуражка V-подобным отворотом спереди. "Их носили командиры", – пишет в воспоминаниях Федор Глива, который в 1944-1945 годах воевал в округе УПА "Сян".
Но киевские реконструкторы уверяли нас, что небольшие портняжные мастерские, которые шили обмундирование для воинов Украинской повстанческой армии начали создавать только с января 1943-го. А в к/ф "Код Кнорозова" Резун встречает Ореста в подобной фуражке уже в 1941 году. Скажете, "несоответствие", киноляп? Отнюдь, нет! Головной убор на сцене несёт определённое значение. Это символ. Мы видим театр военных действий, где гитлеровцы в своих фуражках, сталинцы – в своих. Тем, что командир отряда УПА носит форменную "петлюровку" мы говорим: это командир одного из разрозненных пока отрядов украинских партизан, которые затем осенью 1942 года объединятся в Украинскую повстанческую армию. Так что не надо думать, что весь мир театр, а Украина – это цирк. В театре военных действий все военные представлены в своих форменных головных уборах.
На фото: Киевский актёр Дмитрий Ярошенко (слева) играет в фильме командира небольшого отряда УПА по прозвищу "Резун". Он будет опекать нашего Ореста до конца войны
Во время репетиции эпизода "Орест в отряде УПА", когда не было ещё ни камер, ни осветителей, ни хлопушки, ни звуковиков, а только актёры, переодетые бойцами УПА, на нас наткнулся местный рыбак. Когда он увидел загримированного "Резуна" с другими вооружёнными "лесными братьями", то прыгнул обратно в свою лодку и погрёб прочь с такой скоростью, что вёсла крутились, как пропеллеры. Мы даже какое-то время опасались, что вернётся он с отрядом автоматчиков ОМОНа и они сорвут нам репетицию. Ан, нет. Обошлось.
На фото: Одевал "бойцов УПА" всё тот же Ярослав Зень (в жёлтых перчатках). Он к этой задаче подошёл более, чем серьёзно. Для костюмирования актёров привлёк киевский клуб реконструкторов. Одежда, обувь – всё абсолютно аутентично
Ещё два бойца УПА у нас носят мазепинку. Эту шапку с V-подобным от воротом спереди предложил в своё время будущий главнокомандующий УПА Роман Шухевич в качестве головного убора для военных и милиции. "Мазепинки" – как у казацкой старшины во времена гетмана Ивана Мазепы – были форменной шапкой украинских сечевых стрельцов в Первую мировую войну. Невозможная редкость в костюмерных украинских кинокомпаний, кстати говоря. Нам их для фильма дали в аренду киевские реконструкторы, когда ознакомились с синопсисом фильма и убедились, что мы не собираемся выставлять УПА в искажённом или каком-то карикатурном виде. Мы их честно предупредили: мол, ребята, снимать будем в реальных условиях – лес, день-ночь, костёр, гроза, дождь, бойцы будут драться, падать в грязь. "Нічого страшного, – ответили реконструкторы, – одна справа робимо".
У нас действительно есть сцена борьбы двух бойцов УПА между собой. Это была почти драка. Один из них утверждал, что только силой оружия можно добиться независимости Украины. Другой настаивал, что Украина обретёт незалежність убеждением и словом.
Сейчас мы уже знаем, кто из них был прав, а тогда, во времена УПА – это было совсем не очевидно. Культура – национальная живопись, скульптура, музыка, архитектура, литература, кино – накапливается до поры и когда количество её переходит в качество, то именно собственная национальная культура делает народ сначала незаурядным, а потом непобедимым.
Врач отряда у нас щеголяет в трофейной пилотке вермахта. Для зрителя это символ-подсказка, что этот человек в отряде владеет немецким языком, что было немаловажно для нашего главного героя Ореста. Изначально такого персонажа, как врач отряда в сценарии не было, он – опять-таки плод воображения художника кинокартины Ярослава Зеня, который располагает мемуарами одного из бойцов УПА и у того в отряде, действительно был такой врач Ефим, львовский еврей, хорошо знавший немецкий язык.
На фото: С книгой в руках стоит "врач отряда УПА, еврей Ефим" он говорит и читает по-немецки, поэтому сразу понял, что военно-прикладного значения книга, отобранная у Ореста (слева), не представляет и мгновенно потерял к ней интерес. Врача Ефима играет киевский актёр, которого действительно зовут Ефим Петлярский, и он "таки да, настоящий еврей"
Наши "бойцы УПА" действуют в трофейном обмундировании – немецком, советском, польском. Настоящий ветеран УПА Иван Дмитрик в книге вспоминал, как они "ходили на "роздобеньки" формы, обуви, оружия" ("В лесах Лемковщины"):
Приказом от 9 июня 1944 года командование УПА запретило носить "комплектные чуженациональные униформы". То есть, под военный китель нужно было надевать гражданские штаны, и наоборот. Наши "бойцы УПА" так и одеты, например, когда Орест возвращается в конце июня 1944 года домой к матери, у него гражданский пиджак, а штаны красноармейские.
На фото: За "световиком" стоит непрофессиональный актёр Ярослав Борынский. У него немая роль. На самом деле, он каменщик, живёт на самой границе с Польшей. Это характерный типаж "западенца", Ярослав даже говорит по-украински с характерным польским выговором. Но ему и говорить ничего не надо, по внешности видно, что это западный украинец. Ярослав, когда узнал о съёмках фильма, где будут показаны будни отряда УПА, специально приехал в Киев, чтобы принять в нём участие. Ярослав мечтает добраться до Мексики и посмотреть, как майя строили свои пирамиды. Говорит: "Я з собою візьму свої інструменти резби по каменю і так прогодую в Мексиці. Хороші каменярі скрізь в ціні"
На фото: Иногда из чащи выходили бойцы УПА, чтобы испить кофею. Потом исчезали в тени деревьев – уходили вглубь леса, где была съёмочная площадка
За поясами актёров были заткнуты длиннорукие немецкие гранаты. Таких гранат было восемь. В два часа ночи грянула гроза. Молнии величиной в столб били в землю. Мы поспешили заглушить генератор. А вот местная подстанция не убереглась, взорвалась с огромным снопом искр до самых туч!
Наступила кромешная тьма. Мы с фонариками бросились собирать реквизит. Недосчитались двух гранат. Привлекли на поиски всех, включая актёров. А неподалёку отмечал День Троицы клуб каких-то ролевиков родноверов. Наши "бойцы УПА", бородатые, с оружием, встретили их, убегающих от дождя: "Хлопці, у вас таких гранат немає?"
Ничего не ответили хлопцы, ещё пуще бежать припустились, теряя на ходу летние тапки-шлёпки. А недостающие гранаты мы потом нашли-таки, в машине режиссёра-постановщика.
После сцен из жизни отряда УПА, по режиссёрскому плану мы снимали "июнь 1944 года, в украинское село въехали советские войска".
На фото: Фото массовки "на память". Почти все – студенты-театралы. Киевский актёр Борис Георгиевский (крайний справа) сыграл советского лейтенанта. Старший сержант-пограничник (слева от лейтенанта), которого сыграл актёр Антон Комяхов, принялся было разрывать книгу майя на самокрутки; её обронил в вишнёвом саду Орест, в спешке прячущийся от красноармейцев. Лейтенант не дал рвать книгу и вложил обратно оторванные и смятые страницы: "Отдам Кнорозову, он разберётся, что это за чертовщина такая".
В роли красноармейцев снялись также сценаристы Дамир Майкенов и Олег Федотов (они стоя скрестили винтовки)
На Борисе Георгиевском немецкие сапоги-бутылки, сшитые во Франкурте, специально для немецкого офицера. Дело в том, что советские хромовые офицерские сапоги Борису не подошли по размеру, и он снялся в немецких. Уверен, что этого никто не заметит. Как не замечают, что в т/ф "Семнадцать мгновений весны" штандартенфюрер СС Макс Отто фон Штирлиц застрелил агента Клауса из пистолета Макарова...
Наши "красноармейцы" не нашли бойца УПА Ореста в вишнёвом саду, зато наломали веток с плодоносящей вишни и изорвали книгу майя на самокрутки. По воспоминаниям старожилов, солдаты-сибиряки, привыкшие, что в тайге всё растёт само собой, не заморачивались сбором ягод, а ломали деревья, чем снискали дополнительную нелюбовь местных жителей.
Обычно пишут в титрах, что за время съёмок ни одно животное не пострадало. Нам, возможно, впервые в кинематографе придётся написать: "во время съёмок пострадало одно дерево вишни". Иначе было никак нельзя снять мародёрство сибиряков-красноармейцев.
На фото: "Хлопушечница" Ирина Паляруш на дальнем плане объясняет шофёру полуторки его действия сразу после звука хлопушки. ГАЗ-АА – грузовой автомобиль Горьковского автозавода у нас настоящий, арендовали её на FILM.UA. На сельскую улицу живой раритет доставляли на эвакуаторе.
Обратите внимание на кран с камерой. Именно такими кранами нашего украинского производителя FILMOTECHNIC пользуются в Голливуде на съёмках. Мы на съёмках "короткого метра"- впервые в Украине. Камера RED Epic тоже новейшая из серии RED от Red Digital Cinema Camera Company (США)
Дни, когда мы снимали сцены "Немцы заезжают в украинское село в июне 1944 года" были, пожалуй, самыми хлопотными. Погода нас баловала. Но вместо грома и молний на съёмочную площадку нагрянули телерепортёры. После репортажей по телевизору и в Интернете нашлась масса "знатоков" которые по сей день рассказывают автору как бы они сами сняли кино, если бы умели. Всё знают и всё понимают только дураки да шарлатаны, кои и крокодила готовы критиковать за отсутствие языка, неказистые лапки и неуклюжие движения...
По сценарию гитлеровцы въехали в мирное, процветающее украинское село. Солнышко сияет, ветви вишен клонятся к земле под тяжестью налившихся соком ягод. Во дворе Ореста коза, за околицей бестревожно пасётся конь, девушка в национальной одежде принесла ему ведро воды. И тут дрын-дын-дын-дын-дын – мотоцикл с коляской, в нём два страшных немецких автоматчика, за ним грузовик с солдатами. Пыль. Грохот.
Развернулись в пять утра. Сразу выяснилось, что роскошная белая коза, что должна была нам сыграть козу, издохла накануне по неизвестным причинам. Но крестьянский двор не может быть пустым. Вернее, может, но потом, в конце войны, когда приедут красноармейцы. А в июне 1941-го крестьянский двор был полон скотины, символом которой служила коза. Подобно тому, как беда приходит оттуда, откуда её не ждут, иногда и помощь приходит от того, от кого её не ждешь. Исполнительный продюсер Ева Калашник метнулась куда-то в сёла и привезла оттуда на своём Hyundai Getz другую козу, да ещё и с козлёнком!
Ещё напасть: ночью прошёл сильный дождь с ветром и посшибал последние вишни с дерева, на которое должен был залезть 13-летний Орест в начале эпизода. Сценарист Олег Федотов привязал проволочками ягоды обратно на веточки.
Любителям выискивать несоответствия дам ещё одну подсказку: отрок Орест в начале фильма собирает карпатскую вишню, ведь село у них по сценарию в Карпатах. Но на крупных планах ветвей видно, что это вовсе не карпатская вишня, а киевская, ведь на самом деле, съёмки велись в музее народной архитектуры и быта Пирогово. Хуже того! Когда на землю падает лукошко – из него высыпаются запорожские вишни! Дело в том, что для съёмок дублей падающего лукошка с вишнями, пришлось закупить ягод на ближайшем рынке. Приношу заранее свои глубочайшие извинения всем, кого это как-то заденет, в смысле историческое несоответствие, киноляп и всё такое.
А напасти в стиле "кино и немцы" всё продолжались – старинный немецкий мотоцикл никак не хотел заводиться. Залили другого бензина от генератора "световиков" – поехал, как миленький!
Немецкие сапоги из Франкфурта, в которых уже снялся "советский лейтенант", не подошли нашему штандартенфюреру СС (киевский актёр Юрий Шульган). Впрочем, не подошли ему по размеру и советские офицерские сапоги из реквизита. Тогда, отчаявшийся было, директор картины Эдуард Абросимов предложил актёру свои личные сапоги для верховой езды. Подошли идеально! Так что, наш "нацист" ходит в современных сапогах для ВЕ. Спорим, не найдёте ни единого различия?
Репетируя сценки, дабы вжиться в роли, актёры, игравшие немцев, говорили на немецком языке. К ним, как-то незаметно, присоединились немецкие туристы, которые, что-то обсуждая по-немецки, прошли на съёмочную площадку, а затем и в сам "дом Ореста" (музей народной архитектуры и быта Пирогово). И только когда они уходили, служащая музея уточнила у нас: "Это ваши?" Мы: "Нет, не наши!" Служащая бросилась на настоящих немцев, как наседка на кошку: "Но экспозишен, но экспозишен!!!"
Туристы: "Warum sind diese Deutschen können, aber wir können nicht?" ("Почему этим немцам можно, а нам нельзя?")
Мы: "Denn wir drehen hier einen Film". ("Потому что мы снимаем кино здесь").
Туристы: "Wir wollen auch an diesem Film zu nehmen!" (Мы тоже хотим принять участие в этом кино!)
Мы: "So wie die Nazis" ("Только в роли нацистов")
Туристы: "In diesem Fall – muss nicht!" (В таком случае – не надо!)
Есть мнение, что слово "нацист" происходит от слова из баварского диалекта и означает "просто мыслящий". Впервые было использовано как насмешка журналистом К. Гейденом
На фото: "Гитлеровцы" во время репетиции – "солдат Вермахта" в исполнении Себастьяна Антона (Германия) и "штандартенфюрер СС" в исполнении Юрия Шульгана
Обращаю ваше внимание на то, что наш немецкий офицер тоже штандартенфюрер СС, как и Макс Отто фон Штирлиц, соответствует чину полковника. Только Штирлиц ходил по коридорам рейхстага, а наш "фон барон" почему-то с отрядом солдат вермахта ездит по карпатским сёлам. Кто он? Подсказку мы даём зрителю, поместив кобуру его пистолета с правой стороны. Как известно, СС – это ЧОП, задача которого была охрана лично Адольфа Гитлера и съездов Национал-социалистической немецкой рабочей партии. То есть, СС – это не военные по "гамбургскому счёту".
Для тех, кто со мной в рамках одного культурного кода, поясню на таком примере: если взять за систему координат понятную многим книжку А.Дюма "Три мушкетёра", то СС – это гвардия кардинала, а Вермахт – это мушкетёры короля. Понимаете теперь разницу? Именно поэтому форму для СС – гражданских лиц – разрабатывал кутюрье Хуго Босс, а не дизайнеры Вермахта. Именно поэтому у эсэсовцев к началу ВОВ был только один погон. В знак того, что это не военные, а военизированные отряды нацистской партии. Но у руководителя СС было неоспоримое преимущество перед командованием Вермахта. Генрих Гиммлер был, что называется, "ближе к телу". Ему удалось добиться разрешения Гитлера включить в состав СС институты Аненербе – "Немецкого общества по изучению древней германской истории и наследия предков". Эта организация оккультно-идеологически обеспечивала функционирование государственного аппарата Третьего рейха. Мало кто знает, что Адольф Гитлер в 1938 году был Человеком года в журнале Таймс, а в 1939 году выдвигался на Нобелевскую премию мира. Нет опыта, есть стереотипы. Теперь они у вас немного поломались, не так ли?
Учёные из Аненербе уж тем более не были ни "военизированными", ни военными. Но обязаны были носить форму СС. В к/ф "Код Кнорозова" фамилия штандартенфюрера СС нигде не фигурирует, но его звание и кобура пистолета надетая не по-военному даёт понять вдумчивому зрителю, что это первый руководитель Аненербе Герман Вирт Ропер Бош. В кино нет гарантий, существуют одни вероятности. В 1938 году кресло руководителя Аненербе занял рейхсфюрером СС Генрих Гиммлер, а Герман Вирт был смещён за матриархальные идеи, после чего возглавил Учебно-исследовательский отдел по письменам и символам. Известны научные работы Вирта относительно американских индейцев.
Теория Германа Вирта представляла собой предположение о полярном происхождении человечества из Гипербореи. Прарелигия, праязык и другие истоки мировой культуры ведут своё начало из-за Полярного круга. По причине ухудшения климата гиперборейцы переместились на юг. В период неолита гиперборейцы дали начало нордической расе и расцвету европейской цивилизации.
Что интересовало Германа Вирта у нас в Карпатах? Возьмусь предположить – мальфары. Их рунические символы, заветные знания о путях в потусторонний мир, сакральные сведения гиперборейцев. Т.е. цели штандартенфюрер СС Герман Вирт преследует не военные, вот почему его эскорт – это не отборные автоматчики Waffen SS, а прикомандированные "на раз" простые рядовые вермахта, после ранений и наградных отпусков. Последнее можно определить по нашивкам и значкам. Немцы вооружены коротким карабином, Karabiner 98 kurz принятого на вооружение в качестве основного индивидуального оружия пехоты Вермахта. Именно такой карабин компании Маузер дед Юрия Полюховича стащил у гитлеровцев впервые дни войны и ушёл с ним в УПА. Карабин и книгу о майя. Оружие и Знания. Что ценнее для нашего главного героя? Это ещё один конфликт, который присутствует в драме. Что же выберет для себя Орест?
Трудный "немецкий" день съёмок заканчивался, но напасти нас не отпускали. К вечеру, когда снималась сцена "селянка с лошадью", налетела туча кровососущих насекомых, и наш конь от того никак не хотел "мирно пастись". Во-первых, по неведомым причинам он отказался пить воду из ведра. Если лошадь не хочет пить, то вы её не заставите ничем! Мы насыпали было ему в ведро зелёных ещё яблок, коих много в Пирогово. Но камера "видела", что лошадь "не мирно пьёт из ведра", а яростно что-то в ведре пожирает. Терялась лиричность момента.
Во вторых, лошадь: на которую направлены подсвечивающие экраны на вытянутых руках неведомые люди; на которую направлен отблёскивающий объектив кинокамеры; на которую уставились полтора десятка чужаков – понятное дело, будет нервничать. Уже темнело, а босая актриса всё боролась и боролась с пляшущим от слепней и тревоги конём, который так и норовил наступить ей на ногу. Как говорила моя бабушка: "Хорошо всё уметь, но не дай бог всё самой делать..." И всё же уговорами, яблочками, сухариками и добрым матерным словом мы смогли на какие-то считанные минуты уговорить коня-актёра сыграть на камеру "мирно пасущуюся лошадь". Всеобщему облегчению не было предела, когда прозвучала команда: "Стоп. Снято!"
На фото: Ещё один мальчик-актёр, который снялся у нас в фильме – Витя Григорьев, он играет внука Ореста, Юру. На дворе конец 80-х годов. Юра забежал в кабинет к Оресту, чтобы позвать его на обед. Заинтересовался иероглифами майя, что увидел на столе своего деда. Обратите внимание, на стене висит самый известный портрет Юрия Кнорозова с котом. Не особенно внимательные участники съёмочной группы какое-то время полагали, что весь фильм именно про этого кота, "ну "Кот Кнорозова" же ж?!"
В последний день съёмок мы снимали самые первые минуты фильма: во дворе прикарпатского дома играет мальчик Юра; камера на специальной тележке (долли) отъезжает по рельсам в глубину комнаты и зритель видит, как в кабинете сидит за столом пожилой учёный-энтузиаст Орест (актёр Владимир Заднепровский).
На фото: Обратите внимание на цветное панно за головой Ореста – это рисунок с крышки саркофага погребения майясского правителя Пакаля в крипте "Храма Надписей" в Паленке, которое было вскрыто археологической экспедицией под руководством А. Руса Луилье 27 ноября 1952 г
Мы привезли панно с Пакалем из Мексики, на память о встрече с маятежниками-сапатистами. Те, кто был на презентации первого издания книги "Конец света и сокровища майя" непременно должны были видеть это панно своими глазами. С ним связана некая двусмысленность: академические учёные полагают, что оно должно располагаться вертикально. Тогда из живота Пакаля растёт древо вечной жизни. Сторонники палеоконтакта считаю, что панно надо располагать горизонтально. Тогда видно, что Пакаль управляет каким-то космическим летательным аппаратом. Как видим, у Ореста панно висит горизонтально.
"Дед Орест" рассказал "внуку Юре" о своих приключениях во время войны и заинтересовал изучением цивилизации майя. Ведь майя – это не только замысловатые иероглифы. Это и вполне понятная нам и теперь родная кукуруза и мамалыга, подсолнечник и его постное масло, красный перчик в нашей горилке, табак в сигаретах, фасоль, тыква... Многое из чего состоит украинская народная гастрономия, впервые культивировано когда-то индейцами майя. А дома индейцев майя – один в один наши прикарпатские хаты. Есть между нашими культурами какая-то мистическая связь. Иногда то, что мы знаем, бессильно перед тем, что мы чувствуем.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.