Главное, что я хочу сказать, государство – не самое важное. Каждый отдельный человек гораздо ценнее
Мы размещаем здесь интервью с Достопочтенным Дзюнсэем Тэрасавой, опубликованное 10 лет назад в российском альманахе "Восток-Запад", поскольку в общем оно посвящено проблемам созидания страны и цивилизации в новом тысячелетии.
- Расскажите, пожалуйста, немного о себе.
- Мое имя Дзюнсэй Тэрасава, я буддийский монах. Моего учителя зовут Нитидацу Фудзии. Наш монашеский орден называется Ниппондзан Мёходзи.
- Я родился в Японии в префектуре Исикава в маленьком городке около полуострова Канадзава на берегу Японского моря. Там я вырос и учился в начальной и средней школе.
В 17 лет я покинул дом в поисках жизненного пути. Причем искал я духовное учение. Я читал и Библию, и труды европейских философов, и Толстого, и Достоевского. Среди всей этой литературы мне очень близки книги Толстого. Но они меня не удовлетворили, и тогда я обратился к буддийским произведениям.
- А какие романы Толстого Вы читали?
- Точные названия прочитанных романов я не вспомню, однако скажу, что волновали меня не столько романы, сколько вековечная мудрость в них. Толстого глубоко беспокоили и проблемы, стоящие перед европейской цивилизацией, и русские социальные споры и противоречия. Он считал европейскую мысль и искусство, например, музыку, бесполезными вещами. Толстой также очень критиковал русскую православную церковь за то, что проповедуемое в церкви, написанное в Библии и то, что говорил Иисус Христос, – совершенно разные вещи.
Итак, я много перечитал подобных книг, и они оказали на меня очень сильное влияние. Толстой покинул свой дом в Ясной Поляне и решил в одиночестве отправиться на Кавказ. По дороге он заболел и на станции умер. Это произвело на меня большое впечатление. В 17 лет я ушел из дома и отправился путешествовать. Странствуя, я случайно встретился с буддийским монахом Преподобным Нитидацу Фудзии, моим Учителем, о котором я только что говорил. Я впервые повстречал такого замечательного человека, претворяющего в жизнь истинное буддийское учение. Первая встреча произвела на меня неизгладимое впечатление, и я поверил, что он именно тот наставник, которого я ищу. И тогда я решил стать его учеником.
Я вернулся домой, окончил среднюю школу высшей ступени и поступил в университет. Это был христианский университет Риккё в Токио. Как раз тогда в 1970 г. во Франции в Париже разворачивалось студенческое движение протеста против войны во Вьетнаме, охватившее революционно настроенных студентов. И в Японии шло такое же антивоенное движение. Студенты университетов в Токио, и по всей Японии блокировали улицы и устраивали демонстрации. Они создавали подвижные отряды и вели на улицах настоящие сражения с полицией.
Тогда в Японии было несколько радикальных студенческих движений. В Токио и в других крупных городах часто происходили столкновения студентов с полицией. Это студенческое движение было тесно связано со студенческим движением против войны во Вьетнаме в Париже, а также в США. И, вдобавок, в Японии чувствовалось некоторое влияние маоистских идей "Красной гвардии" (ведь тогда в Китае шла "культурная революция"). В то время в Японии активно действовали радикально настроенные студенты.
- Они были коммунистами?
- Идеологически они были ближе к левому радикальному крылу марксизма, к маоизму, но коммунистическая партия Японии держалась подальше от этих экстремистских радикальных революционных движений студентов с их разрушительными настроениями.
- А много ли среди студентов в Японии в те годы были приверженцами коммунизма?
- Да, довольно много. Были и так называемые "прогрессивные студенты", входившие в левый идеологический лагерь. По моему мнению, применяемое ими насилие не достигло своих целей, так как примитивная уличная война не могла привести к глубоким социальным изменениям, а лишь служила оправданием государственным органам в применении силы. В студенческом движении были случаи сектантского насилия и даже убийства.
Все эти кровавые события привели меня к серьезным раздумьям о т. н. "революционной идеологии" и о революционерах, которые, вопреки левым мыслителям, не достигли желаемых результатов. Все это подтолкнуло меня к познанию учения Будды.
Вот в какое время я поступил в университет. Я считаю, что и для Японии идеи коммунистической партии не годятся.
- А почему Вы так считаете?
- В конечном итоге это столкновение двух сил, и в любом случае к миру это не приведет. Если восстанут студенты, то студенты станут истреблять студентов, и государство и студенты будут воевать друг против друга. Получится тотальная борьба. Вот почему я считаю, что к построению справедливого общества этот путь не приведет.
И когда я прочитал буддийские сутры, например, Лотосовую Сутру, и труды моего учителя о ненасилии, а также книги М. Ганди. Я твердо решил стать буддийским монахом. Мне тогда было 19 лет. Я получил посвящение в монахи от Преподобного Нитидацу Фудзии и после этого сразу уехал в Индию. Там я 6 лет изучал буддизм, вместе с другими монахами построил ступу и объехал всю страну.
В 25 лет я отправился в Лондон. В Англии прожил в общей сложности 15 лет. За это время с маршами мира прошел пешком через всю Европу: Германию, Швейцарию, Испанию, Португалию, Англию. Странствуя по Европе, бил в барабан и молился о мире. Во многих странах у меня появились друзья: в Англии, в Германии, в Испании, во Франции. В Европе развернулось антиядерное движение, которое всегда сопровождали звуки барабанов и молитва о мире. В это время в 1985 г. в Лондоне была построена первая Пагода Мира. Как вы знаете, затем была разрушена Берлинская стена. Западная и Восточная Германии воссоединились. Исчезла разделительная черта между Западной и Восточной Европой, и закончилась Холодная война. Я стал часто приезжать в Москву, как раз в то время, когда лидером был Горбачев.
Дело в том, что вскоре после разрушения Берлинской стены войска Ирака вторглись в Кувейт в 1991 г., и началась война в Персидском заливе. Тогда я отправился в Багдад, с целью прекратить войну, и молился там о мире. Мне часто приходилось летать то в Багдад, то в Токио через Москву.
Когда я снова оказался в Москве, там проходила конференция по ядерному разоружению (END), во время которой в 1991 г. и произошел августовский путч. Горбачев тогда был в Крыму. Возникла угроза существованию СССР. Август я провел в Москве, ходил на баррикады у Белого Дома, бил в барабан и молился о том, чтобы в СССР прекратилась смута. С тех пор и до настоящего времени, вот уже лет 9, я постоянно бываю в России, в Украине и в др. странах СНГ и бью в барабан. За это время мы посвятили в монахи многих людей. Общины нашего Ордена Ниппондзан Меходзи созданы в Москве, в Киеве, в Донецке, в Харькове и в др. городах. Во время войны в Чечне мы вместе с Комитетом солдатских матерей прошли от Москвы до Грозного с Маршем Материнского Сострадания "Во имя жизни". Мы хотели прекратить жестокость и насилие.
Итак, после окончания Холодной войны было две войны. Одна между Ираком и Кувейтом – Война в заливе, и вторая, после распада СССР – Чеченская война. Я непосредственно побывал на двух войнах и увидел, что это такое.
С тех пор, как СССР распался, и в России начались реформы, меня тревожит ее судьба. Я чувствую надвигающийся опасный кризис. Мне кажется, что после распада СССР реформы в России провалились с самого начала. Если говорить о том, какова же самая большая проблема в России после окончания Холодной войны, то это вовсе не быстрый переход к рыночной экономике. Есть вещи гораздо важнее. Я имею в виду последствия страшной гонки вооружений между капиталистическим и социалистическим блоками. Вдобавок к этому, в мире существует проблема экономического, промышленного, научно-технического развития. Ведь экономическое развитие было связано с военной индустрией. Когда Холодная война закончилась, то возникла большая проблема, как же реформировать всю эту структуру промышленности.
У этой проблемы есть еще и другие причины. Во-первых, когда СССР вел войну в Афганистане, то армия столкнулась там с ожесточенным сопротивлением. Когда ветераны, прошедшие войну, стали возвращаться на родину, то им не нашлось места в обществе. Вот почему возникли социальные и, вдобавок, психологические проблемы реабилитации ожесточенных войной ветеранов. Ветераны попали в общество, так и не изжившее психологии войны и жестокости.
Во-вторых, с окончанием Холодной войны из соцстран: Польши, Восточной Германии, Чехословакии, Румынии стали возвращаться советские войска. В тот период в армии широко распространились экономические преступления. Верхушка командования советских войск в Восточной Европе в период слома коммунизма и распада СССР, – в период всеобщей смуты, стала самостоятельно распоряжаться оружием, боеприпасами и военным снаряжением. В советской армии резко возросла преступность.
В обстановке, когда общество не обращало внимания на вернувшихся из Афганистана ветеранов, в стране сложилась культура насилия. В сознании советских военных с эпохи Сталина, со времен Второй Мировой войны и до сегодняшних дней живы немыслимая культура насилия и психология насилия. Живы до сих пор.
В-третьих, и экономика, и промышленность, а также обширный контингент ученых имеет отношение к ВПК. С началом социальных реформ после окончания Холодной войны вопрос о том, как с ними быть, тоже не решался.
Без разрешения всех этих проблем не построить ни свободного демократического общества, ни свободной рыночной экономики. Правительство Ельцина видело в европейском капитализме лишь денежную сторону: свободные цены, свободный рынок, конвертация валют, приватизацию предприятий, и поэтому провалило реформы с самого начала. Американские и западные ученые уже были готовы к тому, что в России по европейскому образцу появятся рыночная экономика и либеральное общество. Огромные средства и силы были выброшены впустую, как в Ниагарский водопад. Но ведь это же совсем примитивно.
Америка, Европа и Япония приготовили большие деньги для решения российских проблем. В первую очередь надо было использовать их для конверсии ВПК. Это стало бы решением проблемы афганских ветеранов и основой перемен в советской армии, где сохранилась культура насилия.
Однако Россия на западные кредиты создала лишь имитацию западной рыночной экономики в местах, вроде Москвы и Санкт-Петербурга. А для реформирования общества эти деньги почти совсем не использовались. Они шли на совершенно ненужные вещи. На взятые в долг деньги закупались товары в Европе. А в России совсем ничего не изменилось. Так все и остается по-прежнему до настоящего времени.
Вот почему разразилась Чеченская война. А когда солдаты, воевавшие на Чеченской войне, вернулись на родину, то все ушли либо в мафию, либо в органы внутренних дел, это все равно одна мафия. Дело не только в этом. Вся экономическая деятельность в России криминализована.
Итак, в России до настоящего времени реформы заканчивались сплошными провалами. В стране росло недовольство. А как обстояли дела с Америкой и Европой? После распада СССР, когда компартия утратила власть, и общество погрузилось в смуту. Ком проблем все нарастал и нарастал, и все поняли, что Запад не возьмет на себя этот груз.
В таких условиях впервые после окончания Холодной войны в бывшем Советском Союзе, как и в Югославии, стали зарождаться межнациональные конфликты. Если говорить об их корнях, то они лежат в репрессивной культуре коммунистической эпохи. Вдобавок, у всех стран после окончания Холодной войны было оружие: танки, военное снаряжение, базуки, огнестрельное оружие, и его стали использовать во внутренних конфликтах. И в Чечне, и в Таджикистане, и в Югославии, – везде так было. Но после того, как рухнула коммунистическая идеология, национальные лидеры, играя лишь на национальных интересах, оторвались от своих народов и вступили в борьбу за власть. Ведь у них было оружие. Так как было оружие, то войны все разрастались и разрастались. Сейчас такая же ситуация с войной в Косово. Но у Запада и мысли не было обратиться к этим проблемам. Я не знаю, как дальше будет.
И, наконец, Иракская война. Ирак был побежден превосходящей силой оружия. Сейчас продолжается блокада Ирака, там непрерывно умирают дети, младенцы, а весь мир этого как бы не замечает.
Югославия не может противостоять бомбардировкам, поэтому ее все бомбят и бомбят, и когда она будет совсем разрушена, у власти будут поставлены послушные Западу силы.
Вот такие проблемы существуют после окончания Холодной войны. Вместо того, чтобы решить все эти основополагающие вопросы, Запад силой оружия и силой доллара устанавливает во всем мире угодный ему порядок. Но это не решит проблем.
Сейчас повсюду, особенно в Афганистане, в Таджикистане, в Чечне, нужны не просто усилия по восстановлению разрушенного войной хозяйства, но необходимо глубокое духовное переосмысление для возвращения пострадавших от войны стран, их солдат и всего населения к нормальному состоянию. Но об этом пока не задумываются и силой денег и войск насаждают собственные идеи, и так делают во всем мире. Так мирное общество в 21 веке нам не построить.
Одной из проблем, стоящих перед Россией, является проблема западной культуры, проблема глобализации и идея объединения всего земного шара. Сложности этой проблемы – в громадном развитии средств коммуникации, информационных технологий, компьютеров и Интернета.
Еще одна проблема – коммерционализм индустрии коммуникаций и информации. Я имею в виду проблему СМИ. Они задают модели поведения человека. СМИ делают поведение человека шаблонным и примитивным. Избыток информации разрушает у людей способность к полноценному поведению, потребность в созидательных идеях и, в конечном итоге, вредит окружающей среде. Самые различные вещи под влиянием рекламы превращаются лишь в предметы потребления, которые используют и сразу выбрасывают. Все превратилось в предметы потребления. Поэтому у людей исчезла настоящая созидательность, способность творить. Даже само это слово исчезло. Во всем мире люди стали подобны машинам. Все поведение, вся культура сводятся к одной модели: производство вещей с помощью машин.
Запад стремится установить мировое господство силой оружия и силой денег. Такую тенденцию необходимо исправить.
Создалась такая ситуация, когда полноценному поведению, мышлению, воображению трудно пробить себе дорогу. Эта проблема особенно актуальна для молодого поколения. Сама культура стала торгово-промышленной. Даже средство общения людей – слова – сделались предметом массового производства. Общение стало производится посредством массовой информации. Оригинальные идеи, выражение индивидуальности исчезают.
Вот почему на пороге 21 в. в российском обществе и на Западе сложилась очень опасная ситуация. Нынешнее молодое поколение может быть похоронено под завалом торговли, промышленности, компьютеризации, технологий и т. д. Исчезла духовная энергия, которая создаст новое поколение. Вот такой я вижу нашу эпоху.
Что я предлагаю в сложившейся ситуации? Я – буддийский монах, глубоко изучающий буддийский канон Лотосовой Сутры. Не слова, а суть буддийского учения, – вот что я стремился постичь все это время. Человечность и духовность в поступках людей, вечность и бесконечность. Эти вещи стали совсем вырождаться в людях. Именно на этих ценностях воспитывались люди, на их силе зиждилась духовная культура Евразии. У нас есть письменные свидетельства об "историческом периоде". А время, когда еще не было письменности, называют предысторией. У всех населявших Евразию в то время различных народов: скифов, саков, тюрок, народов Урала и др. была собственная глубокая духовная культура, корни которой для всех были общими. Нам необходимо снова обрести эти корни.
Самой глубокой духовностью обладали кочевые народы Евразии: скифы, саки, тюрки, монголы. Они пришли из Китая, Центральной Азии в Россию, Украину и Центральную Европу. Ведя кочевой образ жизни, они не возводили городов, не обзаводились имуществом, не строили больших дворцов. У них были лишь лошади, овцы и юрты и они кочевали по всему миру. Их мудрость строилась на понятиях: Космос, Вселенная, время, природа, боги, предки, и у них не было таких понятий, как борьба с природой и борьба с людьми. Вот где корни духовности Евразии. Именно на них возникли буддизм и христианство. У них одни истоки.
Обо всем этом нужно задумываться. Ныне появилось очень много книг. В древности у людей не было письменности. Поэтому и письменных свидетельств о них не осталось. Но люди помнили наизусть бесчисленное множество сказаний. Шаман мог хоть целую неделю рассказывать предания. Шаманы (назовем их так условно), как известно, хранили и передавали опыт, знания из поколения в поколение. Семьи шаманов обучались развивать в себе сверхъестественные способности общения с космосом, с различными духами и мирами посредством особых тренировок в горах и в лесах на протяжении многих лет. Вот такая была шаманистская духовная культура в Центральной Азии. Лишь совсем недавно в ученом мире стали ценить духовное богатство цивилизаций кочевников. Их экстрасенсорная духовная культура стала основой для многих цивилизаций: античной, египетской, месопотамской, индийской.
Сейчас ошибочно считают примитивными, нецивилизованными те народы, у которых нет письменности. Однако в период предыстории многие кочевые народы не оставались подолгу на одном месте, они передвигались на большие расстояния. Оседлые народы, жившие на одном месте, были ограничены в своих знаниях о мире. Но у тех, которые путешествовали, знание не имело границ. Кочевники накапливали ценные знания о различных народах, об их языках и обычаях, а также сведения по космологии, астрологии, у них было очень развито чувство природы. Более важным для них было единство с космосом. Поэтому кочевники выживали в суровых природных условиях.
Их мудрость стала матерью всем мировым религиям: буддизму, христианству, исламу. Нам нужно снова обратиться к ней и вновь открыть для себя ее силу. Тогда европейская материалистическая, промышленная, технологическая, военная цивилизация станет ненужной. И тогда мы сможем создать новую форму культуры и цивилизации, базирующуюся на духовности, мудрости, природе, истории. Россиянам нужно раскрыть глаза на все это. Так я считаю.
- Каким бы вам хотелось видеть мир в следующем веке?
- Это очень серьезный вопрос. Что же нам лучше всего предпринять в преддверии третьего тысячелетия? Каждый из нас сам должен дать ответ, и общество и страна должны дать свой собственный ответ.
Самое главное, что я хочу сказать, государство – не самое важное. Каждый отдельный человек гораздо ценнее. Увеличение производства, объема торговли, экономической мощи, построение богатой страны, – все это, на мой взгляд, не должно быть целью государства. Наиболее желанным мне представляется государство, в котором общество заботится о том, как каждому предоставить возможность прожить счастливо от рождения до смерти.
Пока же государство ставит своей целью изо всех сил развивать экономику, богатеть, и для этого оно использует людей. Не люди пользуются государством, а государство использует людей. Нам говорят: "Все ходите в школу!". А что делать в школе? "Учитесь!" Для чего учиться? "Все должны работать: в фирме, на заводе или в НИИ!", чтобы страна богатела. Итак, каков будет для нас конечный результат труда, учебы, обогащения государства? Только смерть.
Поэтому, когда ставится вопрос, для чего же родился человек, получается, что вовсе не для того, чтобы выполнить свое истинное предназначение. Государство его использует для своего обогащения. Однако, нужно ли государству на самом деле, чтобы экономика, промышленность развивались, страна становилась сильнее? Это все лишено оснований. Если общество пойдет по этому пути, то земля погибнет. Было бы ошибочно считать, что человечество сможет и дальше жить с нерешенными проблемами окружающей среды, проблемой перенаселенности и т. д. Человек рождается не для того, чтобы развивать экономику и промышленность. Человек рождается для того, чтобы выполнить свое предназначение. И истинной задачей государства должно стать создание условий для этого. Государству нельзя распоряжаться людьми. Если люди будут счастливы, то и обществу, и государству будет хорошо. Тут совершенно обратная логика. По-моему, неверно считать, будто развитие экономики – цель политики государства.
- А как этого достичь?
- Я считаю, что необходимо государство без денег. И не надо развивать в таких огромных масштабах науку и технологии. Люди могут сделать все необходимое собственными руками. Можно взять у природы ровно столько, сколько тебе нужно. Тогда и окружающая среда не будет загрязняться, и государство перестанет использовать людей в своих интересах, и то, что называют экономикой, не будет превращать людей в рабов. Ведь почти все современные люди – рабы денег. Чтобы освободиться из рабства денег, нужно брать у природы только необходимое, а лишнее – возвращать. Тогда у людей появится много времени, когда можно будет вести культурную жизнь: читать книги, всем вместе взаимно совершенствоваться.
- Если говорить о методах решения этих проблем, например, если какой-нибудь работник фирмы захочет изменить свой жизненный уклад, то с чего ему следует начать?
- Уйти из фирмы.
- А потом?
- Делать собственными руками все, что нужно для себя и своей семьи.
- И что тогда изменится?
- Если все так будут поступать, то станут ненужными супермаркеты, рынок, заводы, акционерные компании, массовое производство и автомобили. Если отпадет потребность в автомобилях, то и необходимость в нефти.
- Но ведь общественные стереотипы и установки очень жесткие.
- Да, причина всех проблем кроется в сознании. Все слепо верят в развитие. Но на самом деле это не является развитием. Все стали рабами. Это не настоящая свобода. Мало кто осознает эту опасность. Все боятся: боятся потерять работу, ведь тогда не будет денег и нечего станет есть. Вот так все стали рабами.
- А если говорить обо всем мире, что необходимо в первую очередь, чтобы начать решать эту проблему?
- Вернуться к природе.
- Каким образом?
- Это очень просто. Достаточно лишь жить и странствовать на природе. Она всему научит. Возврат к простой жизни, как мне кажется, является единственным способом избежать смертельного конца современной материалистической, сверхпотребительской массовой цивилизации. В первую очередь нам нужно избавиться от информационных технологий. Интернет, компьютеры, толстые ежедневные газеты, телевидение, – все эти технологии отталкивают нас от реализации истинных человеческих возможностей: образа мышления и созидательности. Они разрушают уникальность и индивидуальность человека. Я не призываю к полной деградации при возврате к простой жизни. Нам не стоит отказываться от потребления, от всех технологий, от использования современной техники и всем нам не надо начинать передвигаться только пешком. Я не ратую за такой категорический отказ от всего.
Гораздо важнее, чтобы мы в своих поступках руководствовались своими внутренними убеждениями. И это внутренняя, скрытая в нас мудрость должна проистекать от нас самих, от нашего собственного прозрения к правде жизни и Космоса.
- Вы имеете в виду Прозрение, сатори, как оно понимается буддизмом?
- Да, иногда мы называем его по-японски сатори. Но это не простое слово. Я использую слова "внутреннее пробуждение". Такое знание, скрытое в нас самих, непременно начнет изменять наши повседневные поступки. Речь – об осознании. Эта мудрость приведет нас к внутренней гармонии, к гармонии человека с обществом и к гармонии общества с природой. Такое знание начнет гасить сумасшедшую скорость материального потребления, которое разрушает землю и окружающую среду.
- А теперь расскажите, пожалуйста, о важнейших проблемах, стоящих перед Японией.
- Если говорить о корнях японских проблем, то они кроются в воздействии европейской цивилизации. Когда Япония стала учиться у Европы, то утратила заложенное в японской традиции, то, что поистине великолепно и чем японцы гордятся перед всем миром. Что это? Буддизм. В процессе модернизации Япония отринула буддизм. На этом японская модернизация и споткнулась. После того, как было забыто самое ценное в буддизме, утвердился государственный синто и милитаризм в подражание Европе. Модернизация затормозилась, и в отношении соседних стран стала вестись захватническая политика. Так в Японии утвердился империализм по примеру США и Европы. Если же говорить о сокровище буддизма, то он, как известно, пришел в Японию из Индии через Центральную Азию, Китай и Корейский полуостров в эпоху принца Сётоку Тайси в VII в. С того времени и ведется отсчет японской истории. Но буддизм – это не религия и не течение. Он, как я уже говорил, утвердился среди различных евразийских народов и стал для них кристаллом космической духовной культуры. Буддийская культура распространилась в Центральной Азии, на территории современного Пакистана (Гандхара), там развились местные течения буддизма, и затем в Китае буддийская цивилизация получила дальнейшее развитие. И уже из Китая через Корейский полуостров буддизм был заимствован Японией. Мысль, литература, искусство, чайная церемония, – вся японская культура взращена на буддизме, на его чувстве единства всего сущего и космической бесконечности. Буддизм – квинтэссенция духовной культуры всей Евразии.
В этом заключается суть буддизма. Впоследствии буддизм в Японии разделился на Школу Чистой Земли, Школу Нитирэн, Школу Дзэн, и поэтому почти исчезла цельность мысли всей Евразии, проникнутая духом единства всего мира.
В процессе модернизации Япония заимствовала из европейской цивилизации европейские технологии и политическую систему модернизированного государства. Если говорить о том, что такое система модернизированного государства, то это цивилизационная модель культуры, где есть правительство, армия, промышленность и экономика. Именно их и охраняет государство. Но вся эта система модернизированного государства создала условия для уничтожения человечества и всего мира. Поэтому такой путь представляется мне ложным. Что же нужно делать? Нужно опять вернуться к сокровищам духовной жизни человечества, среди которых самое главное – осознание единства всего мира, его бесконечности, которое многие люди утратили. Это сокровище может спасти всех людей. В буддизме, утраченном Японией в процессе модернизации, скрыта новая духовная энергия, и Японии ее нужно вновь обрести. Если этого не случится, то и система образования, и общество, и экономика, и промышленность, – все окажется тщетным.
- Возвращаясь к разговору о японской системе образования, какая, перед ней стоит, на Ваш взгляд, самая насущная проблема?
- Как я уже говорил, это использование государством людей. Не государство для людей, а люди для государства. Для развития экономики страны учатся с детства. Это образование служит лишь для воспитания людей, которые работали бы на усиление экономической мощи страны. Такое образование не нужно.
- Какими Вы видите перспективы распространения буддизма в России?
- С советских времен и до настоящего времени, самой острой социальной проблемой для России остается культура насилия. Все надеются только на силу: на власть, на физическую силу, на силу оружия и силу денег. Буддизм, я надеюсь, выполнит свою задачу распространения ненасилия среди людей. Суть Лотосовой Сутры, которую я проповедую, заключается в безграничности возможностей ненасилия, заложенных в душах людей. Основанием для распространения буддизма с помощью Лотосовой Сутры, я надеюсь, станет зарождение веры в душах людей в ненасилие, любовь и сострадание. Так россияне избавятся от укорененной в обществе болезненной привычки делать ставку на силу.
- Как вы относитесь к православию?
- В православии есть глубокая духовность, корни которой отличаются от европейского христианства. Оно имеет древнюю связь с духовностью евразийских народов. Но в процессе модернизации русское православие и русская история развивались вместе. Власть государства и сила православия всегда были едины. Обратной стороной азиатского духа русского православия, существовавшего в согласии с государством, стала глубокая вражда между православными и неправославными.
За время распространения православия было истреблено много людей. Православие распространялось силой. И этот груз истории продолжает довлеть и в наши дни. Тесная связь с православием была и у власти Российской Империи, и у власти коммунистической партии в СССР, и остается в наше время у нового российского правительства. Православие зачастую способствовало укоренению культуры насилия в обществе.
Критика православия велась и изнутри общества, например, Толстым. Но до сегодняшнего дня православная церковь не вняла его словам.
Сейчас встал вопрос, как православие может помочь избавиться от этой репрессивной системы, присущей России на протяжении всей ее истории. Исходя из этого, нам необходимо вновь вернуться к общей духовной культуре народов всей Евразии, т. е. к культуре, объединявшей различные народы чувством единства всего мира, чувством бесконечности, преодолевшим национальную ограниченность. Ведь и русское православие выросло на этой культуре.
Тогда и буддизм, и ислам, и католицизм, и протестантство, и русское православие смогут идти вместе.
- Что бы Вы хотели пожелать россиянам?
- Я считаю, что 21 век станет очень тяжелым временем. Это будет эпоха, когда потребуется очень много терпения. Если сравнивать духовность россиян с духовностью других народов, то на протяжении сложных исторических испытаний русские становились духовно богаче. Вот почему 21 век может стать веком России. Русские люди должны обратиться к своему глубокому духовному опыту и тогда они станут огромной силой для всего мира. Я надеюсь, что Россия не будет подражать европейской экономике и обществу, а обратится к собственным примерам преодоления трудностей и создаст новую мировую культуру и новый мир. Я буду молиться об этом.
Перевод с японского и интервью Станислава Панченко (Москва)
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.