Мы должны глубоко измениться. Я называю это фундаментальным глобальным пробуждением
выступление в центре-музее им. Сахарова в Москве 09.02.2012
Слова благодарности в адрес музея им. Сахарова
Добрый вечер, друзья. Я очень счастлив снова вернуться в Россию. И большая честь для меня, что мое первое публичное выступление после 12 летнего запрета на въезд с 2000 года, происходит именно в этом престижном центре-музее им. Сахарова. За годы моего отсутствия в России наш маленький Орден Ниппондзан Мёходзи часто сотрудничал с этим центром в поддержании принципов демократии, прав человека и мира. Я хочу воспользоваться возможностью, чтобы выразить свою признательность музею, а также многим нашим друзьям в Москве и России, правозащитным организациям, журналистам, которые поддерживали нашу деятельность и требовали отмены для меня запрета на въезд в Россию. Их помощь продолжалась длительное время, и сейчас я хотел бы специально упомянуть об этом. Краткий документальный фильм, который мы только что посмотрели, был также создан при содействии музея Сахарова. Я очень признателен за эту добрую поддержку.
Этот фильм для меня очень дорог. Он охватывает значительный период нашей миротворческой активности во многих частях Евразии, включая Россию, Чечню.
Как быстро течет время! И хотя прошло много лет, мы продолжаем жить в турбулентной, опасной и непредсказуемой ситуации. Многих друзей, которых мы видели в этом фильме, уже нет в живых. Давайте почтим их совместной минутой молчания. Они пожертвовали жизнью ради мира, будущего этой страны и всего человечества. Каждая жизнь должна быть на счету, а их вклад и самопожертвование не должны быть напрасны. Спасибо.
Мое взаимодействие с Сахаровым началось еще до того, как я впервые посетил Советский Союз в 1988 году. Он, несомненно, является истинным патриархом и пионером демократии, защиты прав человека и преобразования советского общества. Он был голосом совести всего человечества во время пика Холодной войны.
Начало антиядерного движения в Европе
Более 10 лет я провел по другую сторону баррикад, в другом блоке в западной части Европы, прежде всего, в Англии. Тогда Европа была разделена на два соперничающих военных блока, называемых "НАТО" и "Варшавский договор". Оба блока следовали ужасной смертоносной доктрине взаимного ядерного сдерживания, называемой "Гарантированное ядерное взаимоуничтожение", подразумевающей наличие у каждой стороны такого количества ядерного оружия, которое было бы способно уничтожить полностью все силы противника. Военные полагали, что это надежный способ удержать стабильность благодаря страху. Они верили, что никто не отважится атаковать оппонента, потому что это могло привести лишь к тотальному взаимоуничтожению. К такому состоянию пришло все человечество в результате развития и прогресса цивилизации в XX столетии.
В те дни я был в западной части Европы и моей работой, как вы видели из фильма, было просто бить в барабан и молиться за мир. Но молиться не в монастыре, не на ежедневных церковных службах, а просто на улицах, рядом с штаб квартирой НАТО, или вблизи военных баз, или месяц за месяцем проводить Марши Мира через всю Европу. Такая деятельность продолжалась многие годы. В самом начале я был один. Но, проходили годы, через некоторое время ко мне стали присоединяться люди, затем их стало десять, сто, затем тысяча, несколько тысяч, десятки тысяч, полмиллиона, затем миллион. Чудо свершилось у меня на глазах – я увидел, что начинается новое пробуждение в Европе. Голос антиядерного движения нашел союзников и с противоположной стороны – в Восточной Европе, в ГДР, в Польше, Чехословакии, Югославии, в Советском Союзе. Со временем стали происходить невообразимые вещи.
Вы можете заметить, что на моей руке недостает фаланги указательного пальца. Я сжег эту фалангу сам перед первой Пагодой Мира в Англии, появившейся, как символ растущего движения за мир в Европе. Это был 1983 год. Мы намеревались совершить марши мира к Берлинской Стене от Штаб-квартиры НАТО в Брюсселе, и со стороны Варшавы. Оба Марша Мира должны были сойтись у Берлинской Стены, поскольку она стала символом военного и идеологического разделения всего человечества. Это разделение привело к тому, что весь мир оказался в заложниках возможной ядерной войны, которая могла бы стать концом света.
1983 был решающим годом. НАТО решило разместить в Европе новые ядерные ракеты, так же как и военный блок Варшавского договора, который в ответ собирался обновить ядерное вооружение в Европе ракетами средней дальности СС20. Новая система безопасности была рассчитана на то, чтобы нанести удар первым, в первой же атаке уничтожить весь ядерный арсенал армии противника. Принцип таков: тот, кто атакует первым – сможет выжить. Это была действующая военная доктрина того времени. Поэтому, как только новое ядерное вооружение было установлено, в обществе возрос страх, люди стали беспокоится. Это уже перестало быть просто сдерживающим принципом "гарантированного взаимного уничтожения". Принцип опережающего ядерного удара серьезно нарушил военный баланс.
Я сжег фалангу своего пальца перед первой Пагодой Мира в Европе в 1983 году с молитвой о том, чтобы этот Марш Мира смог состояться. Одновременно шагая с Запада и Востока, мы направились к Берлинской Стене. Я упущу детали этой истории... Только скажу что нам удалось это! Так вышло, что со стороны коммунистической части Европы из Польши через Восточную Германию до самой Берлинской стены, шел только я один. В Польше было объявлено чрезвычайное положение из-за запрета профсоюзного движения "Солидарность". В то время казалось совершенно немыслимым, чтобы иностранец да еще и буддийский монах шел пешком, без какого-либо разрешения партии или правительства, и действовал против воли правящего режима. Но у меня получилось. Это казалось чудом, полиция не арестовывала меня, к тому же, у меня совсем не было денег. Как я выжил? Люди в Польше, Германии помогали мне, пускали на ночлег, кормили. Поэтому я смог дойти до конца. Полицейские неизменно пропускали меня, и порой даже помогали, не смотря на то, что я был иностранцем, монахом, без каких-либо разрешительных документов и к тому же бил в барабан. Такое отношение вселяло предчувствие чего-то важного. Когда мы дошли до Берлинской стены, я поверил, что нечто судьбоносное должно произойти. В 1989 году, шестью годами позже, Берлинская стена исчезла, а вместе с ней исчезло и разделение Европы.
Воспоминание о первых визитах в Россию
Первый раз я приехал в Москву в 1988 году. Я был единственным буддийским монахом и единственным верующим за всю историю религии, которому Коммунистическая Партия Советского Союза официально разрешила провести молитву за мир на Красной Площади, в то время как Президент М.С.Горбачев и Президент Рональд Рейган встречались в Кремле. На следующий день я был приглашен в Кремль. Там я, передал символическое послание из Японии, Хиросимы и Нагасаки, господину М.С.Горбачеву с призывом сделать смелый шаг – освободить весь мир от опасности ядерной войны. Перед статуей Ленина в Кремле президент Советского Союза получил из моих рук священные мощи Будды. Насколько великие перемены происходили в то время!
То был мой первый визит с Советский Союз. После этого я приезжал еще несколько раз, и в один из приездов, мне довелось стать участником августовского Путча в Москве в 1991 году. Все вы помните те судьбоносные дни. Я присоединился к людям на баррикадах и бил в барабан. Вот таким образом я попал в вашу страну, но к тому времени за плечами у меня уже был длинный путь ежегодных Маршей Мира в Европе, совершенных с целью спасти землю от ядерной войны, освободить от идеологического разделения и ядерного противостояния. Именно такая деятельность привела меня в Москву на баррикады в 1991 году. Я хорошо помню активность москвичей: те решающие 3 дня стали исторической поворотной точкой не только для вашей страны, но и для всего мира, благодаря усилиям простых людей и их ненасильственным действиям.
Где сейчас эта сила ненасилия, объединявшая миллионы людей?
В конце XX века и начале XXI века, я жил с этой чудесной силой ненасилия обычных граждан, потому что сначала я сам, в одиночку, выступил против ядерного оружия и войны в Европе. Но за десять лет эта инициатива превратилась в мощную волну движения миллионов людей и привела мир к немыслимым переменам. Вы также откликнулись в ответ этой силе ненасилия и доказали ее мощь в Москве в 1991 году. Я был тогда рядом с вами на баррикадах.
История не стоит на месте, я участвовал вместе с вами во всех ранних стадиях постсоветских преобразований. Эксперимент по созданию нового общества после холодной войны, превратился в движение от кризиса к очередному кризису, от одного хаоса к другому. Но это происходило не только в вашей стране, символами мировой истории последних двадцати лет, прошедших после окончания холодной войны стали две войны в Ираке, две войны в Чечне, 11 сентября в Нью-Йорке, и целые серии террористических актов, приведших к глобальной войне с террором в Афганистане. Вот к чему мы пришли после долгожданных перемен. Таких ли перемен мы хотели? Ради этого ли люди восстали? Что пошло не так?
Сегодня, в вашей стране ощущается глубокий поиск, после ряда неудачных трудных экспериментов, но в этих неудачах вас никто не может обвинить, поскольку вы попытались достичь целей, которых еще никто не достигал в истории. И пока еще никто не нашел ясный ответ, каким должно быть будущее этой страны и всего мира.
Евросоюз распадается и теряет вотум доверия. Сейчас уже никто не может сказать, что это успешная модель для созидания будущего. Глобальная война с терроризмом, развязанная США, и вовлекшая многие страны, превратившаяся в войну с "варварами", принесла ли она решение? США потратили на войну уже больше триллиона долларов, рискуя банкротством. Каждый день на содержание армии уходят огромные средства. Всего лишь за один год войны в Ираке, Афганистане, Пакистане, Америка потратила деньги, которых бы хватило, для строительства необходимых больниц и школ по всему миру! Но ведь война ведется уже столько лет! На содержание одного солдата в Ираке или Афганистане за год уходит средств, которых было бы достаточно, чтобы накормить миллионы людей. Вот что мы представляем из себя сегодня!
Мы спрашиваем, что случилось? Что случилось с нашей силой ненасилия, объединявшей сердца и мысли миллионов людей? Где эта сила? Взгляните на Америку, Арабские страны, Индию, повсюду люди поднимаются, возвышают свой собственный голос. Есть одно общее в их действиях, они говорят: "Это не то, что мы хотели, нам нужно другое будущее, мы вам не верим, вам – лидерам, не сумевшим показать истинное будущее, направление в котором должен идти весь мир! И вы снова хотите вернуться на трон!?"
Возвращение на улицы Москвы в поиске главного ответа
С тех пор как мне был запрещен въезд в Россию, прошло 12 лет и вот теперь, по какой-то причине российское правительство и спецслужбы изменили свое отношение ко мне, и разрешили вернуться. Моей первой публичной акцией стало участие в марше "Белой революции", и митинге оппозиции на Болотной площади в Москве 4 февраля 2012 года. Я ощутил чувства, похожие на те что были у меня в 1991 году, когда Путч провалился и все главные улицы Москвы были заполнены людьми. Десятки тысяч людей тогда объединила одна великая надежда. Сегодня у меня возникли схожие чувства, но я совсем не оптимист. Потому что у нас был похожий опыт в Украине после оранжевой революции и Кыргызстане после революции тюльпанов. Люди хотели перемен и действовали ради них, но правильный путь так и не был найден.
Я хочу понять, в чем заключается фундаментальный вопрос. Судя по всему, весь мир нуждается в изменении сознания на очень глубоком уровне. Состояние нашего сознания, сами наши идеи, нуждаются в глубочайших преобразованиях. В противном случае, у нас, человеческих существ, живущих на планете Земля, у нашей единой человеческой семьи может просто не быть никакого будущего. Мы, как единое целое, должны в глубине измениться. Я называю это фундаментальным глобальным пробуждением. Требуются не просто технические перемены, перемены институтов власти, политические или экономические реформы. Нужны фундаментальные духовные преобразования, глубочайший уровень нового пробуждения, объединяющий заново наши сердца и умы. Такое чудо должно произойти.
Мое впечатление таково, что здесь в России, с 1991 года, вплоть до сегодняшнего дня продолжается процесс непрерывной утраты, похожий на умирание общества в целом. Никто не знает будущего. Никто не знает, как нам относиться друг к другу, нет связи между людьми, гражданами и народами. Все просто ждут коллапса. Правильно ли это?
Верю, что цветок души расцветет в вашей стране
Конечно, я не тот человек, который может дать вам прямо сейчас готовый ответ. Но, возвратившись снова в эту страну, я полностью разделяю с вами глубочайшую дилемму и смятение. Определенно, должна прийти новая весна, несущая новое пробуждение на глубоком уровне, настоящее чудо, которое еще всем нам предстоит достичь. У меня есть определенная вера, что у вас есть такая сила, такая душа и дух. Не идеология, не философия, а душа, дух, которые есть у вас и которые вы сможете подарить его всему остальному миру. Всем вместе, как братьям и сестрам нам нужно начать небывалое странствие в будущее, чтобы увидеть чудо, которое еще никогда не случалось. Я молюсь и верю, что ваша душа не умерла, дух жив, и я хочу увидеть, как расцветет этот цветок души и духа в вашей стране. Лишь тогда можно будет сказать, что ваш эксперимент удался. Этим выражением своей мечты и надежды, разрешите мне завершить мое первое публичное выступление. Спасибо.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.