Хорошая мина для МВФ
Есть плохая украинская традиция. Сводится она к тому, что международные партнеры и кредиторы воспринимаются чем-то среднем между лохом и любящей мамой. В смысле – субъектом, обязательства перед которым можно либо не выполнить, либо выполнить крайне творчески, а дальше брать обаяним или давить на жалость. Мол, ну отчасти же мы поработали! Да, сделали не то, о чем договаривались, но давайте ценить само усилие, давайте не прекращать нашу теплую дружбу из-за незначительной разницы в трактовках!
Это в полной мере касается наших взаимоотношений с Международным валютным фондом.
Недавно в Национальном банке Украины произошли серьезные изменения. Изменениях, которые можно свести к простому "все замкнуть на начальстве". По результатам этих изменений "горизонтальные" связи в регуляторе изменились на вертикальные, а лично на главе НБУ Кирилле Шевченко замкнулось практически полтора десятка структурных подразделений. То есть количество, которым руководить сложно чисто технически, какими бы благими не были твои побуждения и как бы ты не старался. Если уж отставить реверансы, делалось это для того, чтобы максимально оттереть от каких-либо рычагов влияния двух заместителей главы банка, оставшихся от предыдущего руководства – Катерину Рожкову и Дмитрия Сологуба.
По большей части – удалось.
Однако это вызвало вопросы не только у автора этих строк, но и у Международного валютного фонда, среди "маяков" которого – независимость Национального банка как регулятора. Уже не первый месяц между Фондом и украинской властью ведется странный диалог, в котором Офис президента, после того, как снял предыдущего главу НБУ, клянется "обеспечить независимость нового". Что как бы само по себе уже оксюморон: снять действительно не имеющего к тебе отношения человека, поставить своего кандидата и обещать, мол, "я прослежу, чтобы он от меня не зависел".
Чтобы снять вопросы "почему глава НБУ замкнул на себе сразу много полномочий", на днях в НБУ произошло еще одно перераспределение. Часть полномочий вернули заместителям – Дмитрию Сологубу отошел Департамент методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений, а Катерине Рожковой – финансово-административный и операционный блоки. Но ключевое направление, пруденциальный надзор (то есть надзор за деятельностью других банков, осуществляемый НБУ как национальным регулятором) Кирилл Шевченко де-факто оставил за собой.
То есть не то, чтобы оставил – формально его разделили на два блока, "Пруденциальный надзор" и "Общий блок". "Общий блок" остался за Шевченко, а пруденциальный надзор отошел его заместителю Ярославу Матузке. Однако Матузка – кандидатура от самого Шевченко, так что тут реформа свелась к "перекладыванию между карманами".
Похоже, именно это направление действующему руководству НБУ не хочется упускать – и ровно настолько, что можно и пойти на риск ухудшения и без того непростых отношений с Международным валютным фондом.
Какими бы не были мотивы, на выходе опять получается не очень хорошо. Представьте себя на месте чиновника МВФ, который просто пытается убедить оппонентов играть по цивилизованным правилам и которому буквально на каждом шагу предлагают закрыть глаза на тот или иной от них отход. Рано или поздно иссякнет терпение даже у святого, и даже закалка, приобретенная экспертами и руководством Фонда при работе с латиноамериканскими странами. И это не будет выгодно ни для страны, ни для НБУ, ни даже для Офиса президента.
Но пока – маємо те, що маємо.