25 грудня 2013, 02:47

Экономические гиганты и политические карлики

Внешнеполитические метания и внутриполитический кризис в Украине, а главное – многосложность ситуации (в отличие от 2004 года, когда ситуация оценивалась четко в категориях "добро-зло"), позволяют говорить о том, что простого выхода точно не будет.

Давать прогнозы относительно того, как будут складываться и развиваться события в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах, – довольно сложно. Слишком много факторов сегодня наслаивается и влияет на ситуацию. Слишком много акторов, внутриполитических и внешнеполитических, пытаются заявить и обозначить свою роль. Но сделать несколько промежуточных выводов, максимально неэмоциональных и обозначающих базовые тенденции предстоящего периода, попытаться можно.

Во-первых, украинские политики воспринимают геополитику как географию (будь то Европа или Россия), внутреннюю политику – как постмодернистский процесс и игру, а экономику – как бизнес. Политический мета-язык выстраивается в обосновании географической приоритетности, стилистике конца 1990-х – начала 2000-х и бизнесовой, даже, не экономической, терминологии.

Во-вторых, и власть, и оппозиция – скорее, коммерсанты, а не политики. Базовая мотивация – это выгода, причем в краткосрочной перспективе, здесь и сейчас, если точнее, на выборах 2015 года. Вот, скажем, оппозиция, полностью в русле действий "радикального крыла во власти", настаивала на необходимости введения санкций против отдельных представителей украинской власти со стороны Запада. Хотя понятно, что это решение автоматически заморозило бы любой процесс переговоров с Украиной относительно ЕС до каких-то "лучших времен" (никто никаких переговоров с людьми, против которых введены санкции, не стал бы вести). Равно как и украинская власть, радуясь скидке на газ и кредиту от Кремля, имеет все шансы в очередной раз получить "эффект харьковских соглашений". Россия, правда, тоже (если в Украине считается что Кремль в 2010 "кинул" Украину, то в РФ – прямо наоборот, что это РФ тогда "влетела на бабло"). Анализ формата отказа от Соглашения с ЕС анализировать нет смысла, много сказана и слишком все очевидно, как в цитате: "Я гналась за вами три дня, чтобы сказать, как вы мне безразличны".

В-третьих, Украина будет находиться во внешнеполитическом одиночестве, даже будучи вовлечена в те или иные интеграционные проекты. У Европы нет денег, она сама в кризисе, а Таможенный союз – в принципе нефункционален на сегодня. Как бы Россия не критиковала такое понятие, как "европейские ценности", ее элита является полным их приверженцем, что полностью подтверждает западная география отдыха, хранения капиталов, обучения детей и реализации прочих житейских насущных потребностей значительной части российский элиты. Попытки же сделать православие важной частью, скрепой политического режима в России, – бесперспективны. России нужна не только экономическая, но и политическая модернизация, в том числе в вопросе проведения политики многонационального государства. Церковь же, понятно, – консервативный и в принципе нереформируемый институт. Что касается экономических интересов внутри ТС, то союза с неравноправными партнерами не может быть. Евросоюз создавали равноправные по потенциалу государства, с тем, чтобы защитить свои интересы. Таможенный союз состоит из сырьевой империи России и прочих стран без экономики. Выгода заключается в следующем: Россия повышает внешнеполитический вес в мире за счет регионального лидерства, плюс получает более веские аргументы для торга в тех или иных вопросах в Западом; другие постсоветские страны-члены ТС зарабатывают на перепродаже сырья. В итоге – мотива реформироваться, политически и экономически, нет ни у кого.

Мой дальнейший прогноз для Украины таков.

Во внутренней политике: между основными кандидатами на выборах 2015 года начнется торг за Конституцию 2004 года. Кандидат, который будет понимать, что проигрывает, вместе с олигархами и не кандидатами на президентский пост, все активней начнет отрабатывать в публичном пространстве риторику о необходимости возврата к парламентско-президентской форме правления. Кандидат же, который будет иметь наибольше шансов на победу, прямо наоборот: естественно, захочет себе оставить действующие президентские полномочия, говоря при этом о морали, принципах, высокой нравственности. И при этом украинские политики будут пытаться настойчиво доказать обществу, что власть и оппозиция таки отличаются между собой.

Во внешней политике: Украина имеет шанс подписать в 2014-м году Соглашение об ассоциации с ЕС, но только при соблюдении следующих условий. Европа и Россия согласуют свои интересы. Россия не будет воспрепятствовать украинской Ассоциации в обмен на сохранение/получение контроля над отдельными отраслями украинской экономики (возможно, контроля над созданном в перспективе газовым консорциумом), а также при условии не форсирования наполнения и реализации Соглашения с ЕС. Украина здесь, скорее, является объектом. Интересы США не учитываются вообще.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...

Чи можна "заморозити" війну без руху до сталого миру

По суті, Олаф Щольц пропонує (маю на увазі його пропозиції, про які пише La Repubblika) варіант замороження війни. Мабуть, виходячи із того, що за умов крайніх позицій сторін можливо говорити про варіанти зменшення активності – і бажано не за рахунок країни, на яку здійснено напад, а за рахунок країни, яка цей напад здійснила...