Экономические гиганты и политические карлики
Внешнеполитические метания и внутриполитический кризис в Украине, а главное – многосложность ситуации (в отличие от 2004 года, когда ситуация оценивалась четко в категориях "добро-зло"), позволяют говорить о том, что простого выхода точно не будет.
Давать прогнозы относительно того, как будут складываться и развиваться события в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах, – довольно сложно. Слишком много факторов сегодня наслаивается и влияет на ситуацию. Слишком много акторов, внутриполитических и внешнеполитических, пытаются заявить и обозначить свою роль. Но сделать несколько промежуточных выводов, максимально неэмоциональных и обозначающих базовые тенденции предстоящего периода, попытаться можно.
Во-первых, украинские политики воспринимают геополитику как географию (будь то Европа или Россия), внутреннюю политику – как постмодернистский процесс и игру, а экономику – как бизнес. Политический мета-язык выстраивается в обосновании географической приоритетности, стилистике конца 1990-х – начала 2000-х и бизнесовой, даже, не экономической, терминологии.
Во-вторых, и власть, и оппозиция – скорее, коммерсанты, а не политики. Базовая мотивация – это выгода, причем в краткосрочной перспективе, здесь и сейчас, если точнее, на выборах 2015 года. Вот, скажем, оппозиция, полностью в русле действий "радикального крыла во власти", настаивала на необходимости введения санкций против отдельных представителей украинской власти со стороны Запада. Хотя понятно, что это решение автоматически заморозило бы любой процесс переговоров с Украиной относительно ЕС до каких-то "лучших времен" (никто никаких переговоров с людьми, против которых введены санкции, не стал бы вести). Равно как и украинская власть, радуясь скидке на газ и кредиту от Кремля, имеет все шансы в очередной раз получить "эффект харьковских соглашений". Россия, правда, тоже (если в Украине считается что Кремль в 2010 "кинул" Украину, то в РФ – прямо наоборот, что это РФ тогда "влетела на бабло"). Анализ формата отказа от Соглашения с ЕС анализировать нет смысла, много сказана и слишком все очевидно, как в цитате: "Я гналась за вами три дня, чтобы сказать, как вы мне безразличны".
В-третьих, Украина будет находиться во внешнеполитическом одиночестве, даже будучи вовлечена в те или иные интеграционные проекты. У Европы нет денег, она сама в кризисе, а Таможенный союз – в принципе нефункционален на сегодня. Как бы Россия не критиковала такое понятие, как "европейские ценности", ее элита является полным их приверженцем, что полностью подтверждает западная география отдыха, хранения капиталов, обучения детей и реализации прочих житейских насущных потребностей значительной части российский элиты. Попытки же сделать православие важной частью, скрепой политического режима в России, – бесперспективны. России нужна не только экономическая, но и политическая модернизация, в том числе в вопросе проведения политики многонационального государства. Церковь же, понятно, – консервативный и в принципе нереформируемый институт. Что касается экономических интересов внутри ТС, то союза с неравноправными партнерами не может быть. Евросоюз создавали равноправные по потенциалу государства, с тем, чтобы защитить свои интересы. Таможенный союз состоит из сырьевой империи России и прочих стран без экономики. Выгода заключается в следующем: Россия повышает внешнеполитический вес в мире за счет регионального лидерства, плюс получает более веские аргументы для торга в тех или иных вопросах в Западом; другие постсоветские страны-члены ТС зарабатывают на перепродаже сырья. В итоге – мотива реформироваться, политически и экономически, нет ни у кого.
Мой дальнейший прогноз для Украины таков.
Во внутренней политике: между основными кандидатами на выборах 2015 года начнется торг за Конституцию 2004 года. Кандидат, который будет понимать, что проигрывает, вместе с олигархами и не кандидатами на президентский пост, все активней начнет отрабатывать в публичном пространстве риторику о необходимости возврата к парламентско-президентской форме правления. Кандидат же, который будет иметь наибольше шансов на победу, прямо наоборот: естественно, захочет себе оставить действующие президентские полномочия, говоря при этом о морали, принципах, высокой нравственности. И при этом украинские политики будут пытаться настойчиво доказать обществу, что власть и оппозиция таки отличаются между собой.
Во внешней политике: Украина имеет шанс подписать в 2014-м году Соглашение об ассоциации с ЕС, но только при соблюдении следующих условий. Европа и Россия согласуют свои интересы. Россия не будет воспрепятствовать украинской Ассоциации в обмен на сохранение/получение контроля над отдельными отраслями украинской экономики (возможно, контроля над созданном в перспективе газовым консорциумом), а также при условии не форсирования наполнения и реализации Соглашения с ЕС. Украина здесь, скорее, является объектом. Интересы США не учитываются вообще.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.