14 квітня 2014, 18:09

32 мая Владимира Путина

"Потеря связи Владимира Путина с реальностью", о которой говорила Ангела Меркель в разговоре с Бараком Обамой в начале марта, набирает обороты.

Мы дожили до того момента, когда Госдума предложила завести уголовное дело на Михаила Горбачева за развал Советского Союза. Надо полагать, уже в ближайшей перспективе стоит ожидать единых учебников истории, обязательной единой школьной формы...и т.д. "Валдайского процесса" над Горбачевым, условно говоря, и в самом деле нельзя исключать.

Путин, очевидно, думает, что он всесилен и может ломать реальность. По масштабу отрыва от реалий – по принципу 32 мая от барона Мюнхаузена, только без позитива, бескорыстности и легкости бытия главного героя и обстановки.

При этом то, что происходит с ВВП на протяжении последних месяцев, – это не резкая трансформация, будь то из-за психического расстройства или многочисленных теорий заговоров. Проводимая Кремлем политика – это логика начавшегося процесса, продолжение событий, стартовавших гораздо раньше, чем Майдан-2013. Событий в самой России еще в конце 2011 года.

Тогда после всех фокусов с переодеванием в тандеме Путин-Медведев в Россию вернулась политика, хоть и на короткое время. Управляемая демократия в сочетании с авторитарно-патерналистской идеологией долгое время были стабильной формой политического режима и деполитизации общества. Сбой начал происходить, когда активное меньшинство поняло, что власть мотивирована, прежде всего, сохранением схемы своего группового привилегированного положения.

В каком-то смысле Болотная и Сахарова 2011-2012 стали неким этапом, развилкой в политической истории РФ: или модернизация, борьба с реальными проблемами, политические и экономически реформы; или укрепление режима, консервация проблем, поиск внешнего врага. Победила вторая тенденция. Путин включил патриотическую и "охранительную" риторику. Если кто помнит – на митинге в феврале 2012 года ВВП сравнил ситуацию в современной России чуть ли не с 1812 годом: "Позади только Москва".

Победа Путина на президентских выборах 2012 года с результатом за 60 % еще больше укрепила этот выбор, ограничив альтернативные варианты поведения. Такой высокий результат требовал: постоянной мобилизации и подтверждения наличия сторонников в 64 %; благодарности тем, кто обеспечил такую победу; постоянной идеологической подпитки "патриотической машины", которую сама же власть и привела в движение. "Слезы Путина" на Манежной площади 4 марта 2012 года и оборонительная лексика по всем законам жанра само собой подразумевали дальнейшее разворачивание путинского героического эпоса. Пауза в таких реалиях недопустима – она просто обессмысливает жизнь "охранителей".

Сегодня Путин старается бежать впереди паровоза "охранителей", боясь выпасть из эпохи. Это все та же стратегия поведения барона Мюнхаузена, молодеющего с каждым новым приключением и способного кардинально изменять ход событий. Путин, кажется, готов рассказывать о вишневых деревьях на голове оленя, сражаться с грифонами, летать на раскаленном ядре на Луну... то есть, каждый день по расписанию новый подвиг, чтобы удерживаться в нише лидера-героя. А ведь вице-премьер Дмитрий Рогозин уже говорит об освоении Луны, только вдумайтесь: "Луна – это не промежуточная стадия, а самостоятельная и самодостаточная цель. Совершить 10-20 полетов на Луну, а затем, бросив все, лететь на Марс или астероиды вряд ли будет целесообразно. У данного процесса есть начало, но нет конца: мы собираемся закрепиться на Луне навсегда".

В этом смысле Украина для Путина – это площадка, позволяющая демонстрировать подвиг. Хотя, конечно, содержательная сторона вопроса выглядит как полный абсурд. Не только в вопросе обоснования аннексии Крыма и дальнейших попыток развалить Украину. Но и в пересмотре истории самой России после 1991 года. Ведь если искать виновных в развале СССР, то тогда надо и Бориса Ельцина, который и привел ВВП к власти, к этой же группе причислять. Центробежные тенденции начались, прежде всего, в самом центре, лидеры национальных республик ориентировались на Москву, Ельцина, а не задавали тон процессам. А раз так – то тогда и Путин нелегитимен. Как лидер он возник не в СССР, Путин стал реален только в определенных обстоятельствах, на определенном этапе истории РФ, а не вообще как универсальный лидер вне пространства и времени.

Самое интересное, что Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский и прочие фигуры, которые в политике еще с начала 90-х, думаю, все это понимают. Да, они единогласно поддерживают действия Кремля. Да, они позволяют Путину доиграть свою партию. Но если ВВП начнет падать, они не станут ему помогать. Как Януковича в свое время подталкивали к сценарию, при котором ситуация приобрела необратимый характер, так и Путин сегодня сам себя добровольно загоняет в такие же реалии. Вместо геополитического масштаба, Владимир Владимирович, наоборот, все больше превращается в донецкого политика. В смысле регионального политика регионального государства.

Поэтому ждем продолжения сценария. Со всеми вытекающими. Для России, прежде всего. Но и для Украины, к сожалению, тоже.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Про переговори в Абу-Дабі

Судячи з усього, це лише старт реального переговорного процесу (якщо ми говоримо про участь РФ). Звісно, це не означає, що ми уже на шляху визначення часових рамок припинення військових дій, або що Росія сприйняла підхід, який передбачає компромісність, і не факт, що сприйме...

Дух Давосу

"Дух діалогу" – так була сформульована основна тема цьогорічного форуму у Давосі, присвяченого тому, "як зробити світ кращим". А ще, не так давно, зʼявилось формулювання "Дух Анкориджу", яке запустив Кремль після зустрічі лідерів США та РФ Дональда Трампа і Володимира Путіна на Алясці, як спробу усунути Європу/Україну від переговорного процесу...

Про дипломатичний фронт

Останні місяці – особливо активні у прояві всіх трьох складових війни та пошуку миру: фронт (інтенсивні бої), тил (атаки РФ по цивільній інфраструктурі), дипломатія (мирні переговори)...

Нові виклики для Європи

Події у Венесуелі (у контексті рамки автократії vs демократії) трактуються переважно у двох прямо протилежних підходах. Перший – це знак для всіх автократій, що їхня доля в будь-який момент може бути вирішена у спосіб, коли сильна демократична держава в обхід тривалих погоджень усіх з усіма може виявити рішучість...

Росія сприймає і переговори як СВО

Ісаак Ньютон якось сказав: "Досвід – це не те, що відбувається з вами; це те, що ви робите з тим, що відбувається з вами". Здавалося б, кожен новий захід на переговорне коло наочно демонструє/виявляє, що працює, а що ні; як і те, хто як використовує переговори та час...

"Тягомотина"

Парадокс. Усі у світі розуміють абсолютну безпричинність війни РФ проти України (у сенсі відсутності будь-яких реальних причин – немає ні етнічного, ні релігійного факторів, які часто означають непримиренність), а вихід з війни, як і раніше, наштовхується на ультиматуми Росії і "тягомотину", як сказав днями один із небагаточисленних союзників РФ...