23 липня 2014, 20:59

Политическая семиология накануне второй ''перепродажи''. ''Крым – наш'' и ''Крымнаш''

В постмодернистскую эпоху все читается как текст. Украина, Восток, Славянск... Россия, Москва, станции метро "Славянский бульвар" и "Парк Победы"...

В свою очередь, любое словесное выражение – это сообщение, которое нельзя сводить исключительно к речевому акту.

Иногда идеология формирует площадку для риторики, тогда способы языкового выражения отождествляются с мировоззрением. То есть, устанавливается четкая причинно-следственная связь между идеологическим содержанием и риторическими формами. Условно говоря, вместо денотативного "страна" можно употреблять, в зависимости от идеологического окраса, конотативные "нация" или "отечество".

А иногда наоборот – риторика заменяет/замещает идеологию, язык, по сути, предшествует идеологии, даже, учреждает ее. При этом, перехода от мира языка к миру смысла может и не быть, и тогда сам язык одновременно работает как идеологическая основа.

***

"Крым наш" – общая популистская конструкция для Украины и для России. Я не об исторических, политических, экономических обоснованиях, или обоснованиях с точки зрения международного права.

А о том, что обе стороны демонстрируют какой-то беспредметный оптимизм. Россия думает, что тактическая победа станет стратегической, и Крым навсегда останется в составе РФ. А Украина – что легко удастся вернуть Крым, и в этом смысле классический пример такого подхода – заявление министра обороны Валерия Гелетея о том, "что Украина победит, и проведет парад победы в Севастополе".

В то же время, позиция Украины – стратегически более перспективна, чем России. Просто мы по старой привычке очень много говорим о силе РФ и вообще ничего о слабых местах, хотя таковые есть. По старой – потому что украинцам долгое время было свойственно жаловаться, преувеличивать свои проблемы и отдавать предпочтение пессимистическому видению будущего. Россияне же наоборот – всегда были склонны преувеличивать свои достижения и успехи, прежде всего, на внешнеполитическом фронте. Но, как это ни странно, теперь, по инициативе самого же Кремля, ломающего границы 1991 года, мы будем наблюдать прямо обратный процесс: Украина – не так слаба, как казалось, а РФ – далеко не так сильна, как хочется казаться. В этом смысле быть, а не казаться – важно не только для Украины, но и для России.

***

В украинском варианте "Крым наш" звучит как "Крым – наш". То есть, на уровне языка это означает осознанное стремление вернуть аннексированную территорию, и вообще защитить страну, отстоять право на суверенность. Здесь важно, насколько масштаб мобилизации (военной, политической, экономической, культурной) будет опережать масштаб разрушений от войны.

В российском же варианте "Крым наш" – это "Крымнаш". "Крымнаш" – это мем, отсутствующая в плане содержания структура, без-основность позиции. Если с "зелеными человечками" у РФ все получилось (в том смысле, что они стали символом "неагрессии"), то "Крымнаш" стал символом кражи, зыбкости, неустойчивости положения. Другое дело, что успешность воспроизводства мемов зависит не только от носителя-распространителя, но и от культурной среды. Если бы в Украине кто-нибудь когда-нибудь проводил гуманитарную политику, то не было бы такой подверженности внешнему влиянию (успешность внешней пропаганды напрямую зависит от уровня невежества). Думаю, Кремль сам не верит в окончательность ситуации по Крыму. Иначе Лавров не делал бы истеричные заявления относительно использования ядерного оружия в случае чего. У России есть несколько слабых позиций.

Во-первых, российская власть сама не верит в то, что провозглашает официально. Россия хочет показать, что украинская идентичность ничтожна, в то время как российская – перспективна. Но непонятно, что строит Кремль. На первое место выходят ястребы допотопной формации с идеей репроимпериализации. Между тем, если Россия строит империю на основе титульной нации (а "поход" на Украину Кремль объявил под защитой русскоговорящих), то непонятно, с какими русскими якобы воссоединились русские Крыма. Ведь Крым официально вошел в Южный военный округ РФ (Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Северная Осетия, Чечня, Краснодарский, Ставропольский край, Волгоградская и Ростовская области). Да и вообще, кто бы мог подумать, что на каком-то этапе национальную идеологию РФ будут защищать чеченцы в Донецке.

Во-вторых, нет четкого обоснования действий (то угроза НАТО, то "Русская весна", то еще что-то), а значит – нет стратегии. Когда есть стратегия, то есть понимание причин действий. Истерика не может быть частью стратегии. А раз нет стратегии, значит – нет и осмысленной перспективы. Владимир Путин поставил в дурацкое положение всю страну и в очень трудное – значительную часть элит. Стратегия РФ сегодня – это "перспективный изоляционизм". То есть, от модернизации Кремль пришел к изоляционизму.

В-третьих, управляемый хаос на Востоке превращается в неуправляемый. В России сохраняется состояние непринятого решения, а экспромт является способом принятия решений: условно говоря, поджечь дом, чтобы потом, в итоге, забрать деньги в тумбочке. У Путина, российских военных и террористов разные задачи. Сбитый Боинг-777 только подтверждает хаотичность поведения, когда правая рука уже не знает, что делает левая. Постепенно Кремль сможет удержать контроль только над тем, что контролируется через СМИ. То есть, виртуальность, а не реальность. В этом смысле, нельзя исключать, что "украинский вопрос", в который ввязался Кремль, запустит конфедеративные процессы в самой РФ.

***

Вопрос Крыма делает невозможными какие-либо договоренности между Украиной и Россией. И, тем не менее, он никуда не исчезнет с украинской повестки дня. Крым стал частью программы всех украинских политиков, президента прежде всего. Горячей фазы вокруг Крыма, судя по всему, не удастся избежать. И Порошенко, и Путин – заложники своего рейтинга. Порошенко не пойдет на компромиссы по поводу статуса АРК (как вариант – совместное управление Украины и РФ) – у него рейтинг и завышенные ожидания общества. А Путин не сможет – национал-шовинистское большинство и так бежит впереди ВВП, у него тоже рейтинг. Мирной формы возвращения Крыма (учитывая аннексию Крыма через конституционной процесс РФ) нет.

Впереди нас ожидает вторая "перепродажа" Крыма, промежуточная фаза от существующего статуса. Каким этот статус будет в итоге, неизвестно. Также надо понимать, что в любом случае это будет уже другой Крым.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...

Чи можна "заморозити" війну без руху до сталого миру

По суті, Олаф Щольц пропонує (маю на увазі його пропозиції, про які пише La Repubblika) варіант замороження війни. Мабуть, виходячи із того, що за умов крайніх позицій сторін можливо говорити про варіанти зменшення активності – і бажано не за рахунок країни, на яку здійснено напад, а за рахунок країни, яка цей напад здійснила...