9 травня 2015, 15:49

История как пропаганда

9 мая в этом году – это определенный рубеж для украинской государственности.

Во-первых, Украина самоопределилась в отношении истории, имею в виду восприятие Второй мировой войны не только в советском контексте, то есть как Великая Отечественная война (1941-1945), а, прежде всего, в европейском контексте (1939-1945).

Во-вторых, впервые на политическом уровне произошло примирение с историческим прошлым. Есть

8 и 9 мая, а ветераны Красной армии и УПА уравнены в правах как воюющие стороны. Общий посыл следующий: все украинские ветераны, независимо от армий, боролись за Украину.

В-третьих, уже современная война, начавшаяся в 2013 году, отодвинула на второй план все конфликты из 90-х на второй план, и, собственно, принятие Верховной Радой закона о декомунизации и денацификации стало возможным, прежде всего, из-за того, что субъектов, которые бы представляли эти позиции, в украинской политике сегодня нет. КПУ долго спекулировала на левом поле, не будучи таковой, поэтому вполне естественно, что она не попала в парламент на выборах в 2014 году, а повестка дня партии "Свобода", тоже не прошедшей на выборах, – показала, что национализм в таком варианте не отображает реальных настроений в стране. Из-за внешней агрессии этнический национализм постепенно сменился надэтническим национализмом, даже больше – гражданским патриотизмом.

Такие радикальные шаги Украины стали возможны из-за пересмотра итогов Второй мировой войны самой же Россией. 9 мая для России – это государствообразующий праздник. В том смысле, что ниша победителя во Второй мировой войне давала Советскому Союзу, а затем и России как правопреемнице СССР, ряд преимуществ ресурсного характера, – членство в Совете безопасности ООН (в качестве одного из пяти постоянных членов), создание ядерного оружия, все то, что сегодня активно использует власть РФ. На уровне российских граждан и какой-то части граждан других постсоветских государств День победы – один из наиболее мобилизующих символов на массовом уровне, который в условиях отсутствия базовой идеологии ("суверенная демократия" уже в прошлом) сегодня Кремль активно использует для оправдания своих действий. Но ирония истории заключается в том, что Кремль, обвиняя весь мир в попытках пересмотреть итоги Второй мировой войны сам, по своей инициативе, запустил этот процесс пересмотра. В этом смысле объектом Комиссии при президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России должен стать сам Кремль.

Во-первых, Россия пересматривает эти итоги на уровне процессов внутри РФ. Обида за 1991 год, проигрыш в Холодной войне, вместе с навязыванием обществу терпимости к агрессии и ненависти на почве необходимости реванша напоминают Веймарскую республику, где-то 1926 года. В России идет фашизация.

Во-вторых, на уровне внешних действий. Политика и военная агрессия РФ по отношению к Украине переводят Россию из стороны, победившей нацизм, в субъекта-продолжателя нацизма. В том числе на уровне языка. Заявление Владимира Путина в 2010 году о том, что СССР выиграл бы войну и без Украины – это словесная невинность, по сравнению с сегодняшней риторикой. Сегодня украинцев, которые внесли очень значимый вклад в победу во Второй мировой войне и ее составляющей – Великой отечественной войне, Кремль называет "нацистами". Фактически, вследствие российской пропаганды появился язык "гибридной войны" – "нацисты", "укропы", "колорады", "ватники", "хунта" и т.д.

В-третьих, российская пропаганда активно использует отдельные атрибуты, ассоциирующиеся в сознании граждан РФ с имперскостью и победой, что, в итоге, полностью дискредитирует эту символику. Георгиевская ленточка, которую начали вытеснять даже в Беларуси и Казахстане, утратила свой позитивный исторический смысл и стала символом агрессии и вероломства. А страны Балтии, где есть значительная часть русскоговорящих, поняли, какой деструктив может принести российская пропаганда (этот вопрос обсуждался на конференции в Риге "9 мая. История. Политика. Пропаганда?").

В советское время история была не столько наукой, сколько частью идеологии. Наукой был, наверное, ВПК. История в России закончилась на споре между западниками и почвенниками. И когда Горбачев объявил перестройку, проблема отсутствия истории как науки, как мягкой силы, как зоны изучения общественных процессов и их отображения на уровне концептов, начавшаяся задолго до перестройки, стала очевидна в полной мере. Запрещенная западная литература заполняла вакуум собственных концептов. Перестройка никак не была отображена на уровне изучения процессов в обществе. Советский Союз рухнул в том числе и по причине отсутствия фундаментальных исследований, позволивших корректировать политику и экономику. История в современной России – это вообще пропаганда. Стирается даже память. Процессы в обществе не только не изучаются, но и прививается мысль, что все хорошо, типа "правильной дорогой идем товарищи", но дороги то российской нет. Дорога ведет в Донбасс и Крым.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...

Чи можна "заморозити" війну без руху до сталого миру

По суті, Олаф Щольц пропонує (маю на увазі його пропозиції, про які пише La Repubblika) варіант замороження війни. Мабуть, виходячи із того, що за умов крайніх позицій сторін можливо говорити про варіанти зменшення активності – і бажано не за рахунок країни, на яку здійснено напад, а за рахунок країни, яка цей напад здійснила...