18 лютого 2016, 03:41

Уволить нельзя оставить. Как разрешить парламентско-премьерский кризис

Постреволюционная конфигурация власти, как это часто бывает, на том или ином этапе претерпевает естественных трансформаций. Собственно, это единственное сходство сегодняшней ситуации с ситуацией 2005 года.

Напомню, что в сентябре 2005 года, параллельно с отставкой Кабмина активно обсуждалась тема возможного госпереворота с захватом властью Юлией Тимошенко. Хотя внутриэлитный переворот тогда уже де-факто произошел, в виде изменения фундамента легитимности тогдашней власти. Если в первый постреволюционный период (январь-сентябрь 2005 года) власть черпала свою легитимность, прежде всего в "нижней" (народной) политике, то после отставки Кабмина Тимошенко – в "верхней" (элитной) политике. Первое постмаймайданное правительство было сугубо политическим, то есть формировалось по политическим критериям. Власть после сентябрьских событий – это результат внутриэлитного соглашения.

Сейчас, несмотря на внешнюю схожесть, в смысле событий вокруг правительства, и даже заявления Михаила Саакашвили об олигархическом перевороте, ситуация совсем иная. Прежде всего, в виду факторов, влияющих на украинскую ситуацию (внешняя агрессия РФ, зависимость от международных финансовых структур, активная позиция гражданского общества). Схожая она только в том, как я написала выше, что так или иначе должно произойти частичное переформатирование властной конфигурации, причем не второе, а уже третье с момента Майдана 2013-2014. Украине нужен управленческий переворот.

Сегодня нет личностного конфликта между президентом и премьером, как это было в 2005 году между Ющенко и Тимошенко. Разногласия, конечно же, есть, но Порошенко и Яценюк не раз демонстрировали умение достигать компромиссных решений. Дело также не в "совместном договорняке", как многие написали после голосования 16 февраля депутатами БПП по отставке правительства. Во-первых, есть фактор международной поддержки Запада, для которого любые кадровые изменения рассматриваются как риск (вполне возможно, что Яценюк заручился поддержкой США). Во-вторых, среди политиков и политических сил коалиции, оценивших негатитивно работу правительства, есть разные мотивации. Если "Батькивщина" рассматривает досрочные выборы уже сейчас как один из приемлемых сценариев, то БПП – нет, "Самопомич" – под вопросом. В этом смысле, отставка ради отставки, а не отставка как возможность перезапуска совместной работы "коалиция-правительство", не имеет большого смысла.

Парламентско-правительственный кризис сегодня сопровождается следующими проблемами: а). низкий уровень доверия к этому правительству, и при этом бескомпромиссность премьера; б). нежелание отдельных фракций коалиции – "Самопомочи" и "Батькивщины" – находиться в составе коалиции, если все останется как есть на уровне Кабмина (собственно, "Батькивщина" уже анонсировала свой выход из коалиции); в). недостаточное количество голосов и для отставки правительства, и для вотума доверия, что обеспечило бы поддержку Кабмина на законодательном уровне. В итоге, мы имеем правительство, находящееся в полуфункциональном режиме работы, из-за отсутствия достаточного количества голосов в ВР. В этом смысле два противоположных риска – обездвиживание ситуации и активизация в направлении досрочных парламентских выборов по старым правилам – сегодня равноценны и равнодеструктивны.

Выход в переформатировании правительства и коалиции – вполне адекватен. И на уровне отдельных фигур, и, возможно, на уровне отдельных субъектов (фракций). При этом переформатирование должно привязываться, прежде всего, к тому, как сделать сотрудничество Кабмина и парламента эффективным.

Де-факто мы имеем исчерпаемость подхода к властной конфигурации, установившейся после Майдана 2013-2014, аннексии Крыма и военных действий на Донбассе.

Первый формат властной конфигурации (ноябрь 2014-сентябрь 2015) – это объединение совершенно разных политиков/управленцев вокруг двух тем: 1. консолидации вокруг европейского выбора Украины и необходимости реагирования на внешнюю агрессию РФ; 2. нежелании находиться в одной компании с Оппоблоком. При этом во власть пришли совершенно разные люди по уровню образования, профессионализма, опыта, поколенческого критерия, мотивации. Отсюда – разнонаправленность действий: кто-то пришел ради пиара, кто-то ради власти, кто-то ради коррупционных схем, кто-то – ради международной репутации и т.д. Разные мотивации и отсутствие внятной управленческой системы не позволяют выстроить эффективное сотрудничество между разными ветвями власти и единство на уровне целей – у каждого свои победы и поражения. В итоге, парламент сам по себе, и живет в логике политических рейтингов партий. Правительство – тоже само себе, и живет в логике обязательств перед МВФ. Граждане – тоже сами по себе, при этом сложное социально-экономическое положение усугубляется феерическим популизмом отдельных политиков/партий, поскольку еще больше уводит от понимания реальной ситуации. Правительство и парламент встречаются только тогда, когда уж совсем нельзя обойтись друг без друга, – принятие бюджета или законов, необходимых для соблюдения наших обязательств перед внешними партнерами. Поэтому и хромает зачастую качество законопроектов, как поданных правительством, так и депутатами. Общий же показатель "реформаторского потенциала" политического класса – это подход к той самой поправке об электронном декларировании. Последнее из событий в этой теме – это закон N3755, принятый на днях депутатами и раскритикованный Послом ЕС в Украине Томбинским, как не соответствующий антикоррупционным обязательствам Украины.

Второй формат властной конфигурации (с сентября 2015-действует сейчас) обусловлен концентрацией внимания на внутриполитической повестке. Те же Минские соглашения и предложенные изменения в Конституцию для отдельных политиков/политических сил стали предметом критики не столько с точки зрения безопасности страны или предложенной реформы как таковой (качественной или нет – это уже другой вопрос), сколько с точки зрения возможности зарабатывать рейтинги на очень чувствительной для общества теме. Это и есть незрелость политических элит. Постепенно вопрос коалиции и оппозиции, во многом, приобрел формальный характер. Большие процессы, в том числе коррупционные, все равно идут вне деления на коалицию и оппозицию. Из пяти фракций, создавших коалицию, Радикальная партия юридически вышла из коалиции. Две остальные – "Батькивщина" и "Самопомич" – будучи формально в коалиции, очень часто де-факто были в оппозиции к тем или иным решениям БПП и НФ. В итоге, у нас появилась широкая коалиция и широкая оппозиция, в зависимости от вопроса, выносимого на голосование. То есть такая realpolitik, когда в каждой отдельной ситуации стали возможны самые разнообразные союзы, исключительно из тактической выгоды. Местные выборы и то, какие коалиции там сформированы, очень хорошо отобразили именно эту тенденцию. Апофеозом такого подхода и стало голосование за отставку правительства 16 февраля, когда фактически стало понятно, что премьер-министр заручился поддержкой представителей крупного капитала. Частично такой поворот стал возможен из-за элемента кризиса доверия, в том числе между президентом и премьером. С одной стороны, в ряде ситуаций мы видели, что те или иные реформаторские законы (особенно в части безвизового режима) проходили, во многом благодаря инициативной позиции самого президента. А с другой – такое непопулярное в обществе решение как повышение тарифов обнулило рейтинг премьера и НФ, и Яценюк, видимо, считает несправедливым, что он "принес в жертву" свой рейтинг, но его все равно хотят отправить в отставку. И, тем не менее, разрешение парламентско-правительственного кризиса лежит не в области отношений президент-премьер. И не в области союза премьера и олигархов как гарантии, а в области нахождения взаимного компромисса. Компромисса, с учетом мнения общества (та же отставка генпрокурора Шокина мотивирована, во многом, тем, что уже не столько Шокин, сколько власть в целом стала объектом критики) и с учетом обеспечения совместной работы Кабмина и ВР. Логика обращения президента к правительству заключалась в переформатировании правительства в рамках существующей коалиции. Теперь же – все идет к ее распаду и уже потом к изменениям на уровне Кабмина.

Украине сегодня нужен третий формат властной конфигурации, выстроенный вокруг реформаторской повестки правительства и парламента. Не вследствие досрочных выборов, а уже сейчас. Кабмин и парламент должны начать, как минимум, с двух подходов – прекратить практику публичного шантажа, обессмысливая, тем самым, новосозданные органы по борьбе с коррупцией и формируя в обществе еще большее недоверие к институтам власти; сделать общество партнером в проведении реформ, в том числе через понятность и объяснение тех или иных решений. По большему счету, сегодня есть два варианта развития ситуации: 1. в правительстве проводятся кадровые изменения в привязке к мнению общества и правилам выстраивания работы между коалицией и Кабмином; 2. все обездвиживается. Оба варианта не отменяют досрочных парламентских выборов. Только в первом случае у депутатов есть время и стимул для принятия важнейших законов, в том числе нового закона о выборах в ВР, в режиме политического консенсуса. Второй вариант означает, что отдельные политические партии переходят в режим более острой критики, прежде всего, правительства, и, с учетом отсутствия необходимого количества голосов для принятия важнейших законов, перспектива досрочных выборов резко возрастает. В свою очередь, возрастает волна политического популизма и перспектива прихода популистов к власти, и Украина, соответственно, выпадает на период избирательной кампании из процесса принятия важнейших решений. Именно в этом самая большая угроза политического кризиса.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...

Чи можна "заморозити" війну без руху до сталого миру

По суті, Олаф Щольц пропонує (маю на увазі його пропозиції, про які пише La Repubblika) варіант замороження війни. Мабуть, виходячи із того, що за умов крайніх позицій сторін можливо говорити про варіанти зменшення активності – і бажано не за рахунок країни, на яку здійснено напад, а за рахунок країни, яка цей напад здійснила...