17 травня 2016, 07:48

Против популистов, которым комфортно в постсоветской Украине

Показательной была дискуссия на "Свободе слова" на ICTV, с участием сопредседателя группы стратегических советников по поддержке реформ в Украине Ивана Миклоша и разных представителей парламентских партий. Своего рода наглядный пример одного из тезисов, озвученных чуть больше недели назад Бальцеровичем и Миклошем на брифинге, о том, что "главный враг реформ – это популизм". Поскольку "зрадоманство" у некоторых политиков/политических сил становится единственной публичной политической позицией, хочу напомнить об основных выводах/задачах, сформулированных группой стратегических советников по поддержке реформ.

1.Экономическое падение в 2014-2015 годах было неизбежным. Его причины: военная агрессия РФ, милитарное, пропагандистское, экономическое давление на Украину; отсутствие реформ за все предыдущие годы; последствия разграбления режимом Януковича. По мнению советников, при любой экономической политике невозможно было избежать глубокой рецессии, роста инфляции и падения гривны.

2. В то же время, за 2 последние года Украина сделала больше, чем за все предыдущие 22, и в Украине уже начался экономический рост. Можно выделить следующие позитивы: преодоление газовой зависимости от России (с 40% до 0%); диверсификация экспорта (доля России упала до 20 %); предотвращение бюджетной катастрофы (за год дефицит бюджета сократился с 10 % до 2-2,5%, что уникально для мирового опыта); сохранение банковской системы, гривна хоть и существенно ослаблена, но без предпринятых мер (в частности, санации бюджета) она была бы еще слабее; Украина поднялась в рейтинге Doing Business на 40 позиций. Эти результаты, по мнению советников, были бы невозможны без политики, проводимой украинскими властями, это непопулярная политика, но необходимая.

3. Причина роста – реформы, которые начала осуществлять украинская власть. То, что рост начался так быстро, уникально для мирового опыта. Но Украине предстоит сделать еще больше, чем было сделано за 2 года. Советники выделили четыре направления модернизации страны: обеспечение макроэкономической стабильности (бюджет, банковская и финансовая сферы); дерегуляция; борьба с коррупцией; децентрализация (член группы Ежи Миллер является специалистом мирового уровня в вопросах децентрализации). В экономической сфере, по мнению экспертов, необходимо: снять привилегии для монополий и олигархов; увеличить колличество малых и средних предприятий; обеспечить справедливую конкуренцию; продолжать внедрять антикоррупционные меры.

4. Главный враг реформ – популизм. Для реформ важна поддержка и работа на результат всех ветвей власти. Особенно в условиях, когда граждане не вполне осознают важность макроэкономической стабилизации, без которой невозможны стабильность и экономический рост, а значит – улучшение качества и уровня жизни.

5. Экономический успех Украины для Европы может иметь характер win-win, то есть характер обоюдной выгоды (это к тезису о том, что "Украину в Европе" не ждут, на котором часто акцентируют в России, находящейся в глубокой рецессии). Советники напомнили, что в свое время Польша и Словакия успешно реформировались, и это привело к экономическому росту соседних с ними стран "старой" Европы. Приватизация через прозрачные международные тендеры, приход иностранных инвесторов, когда инвестор получает прибыль, а Украина – новые технологии, рабочие места и поступления в бюджет – один из примеров стратегии win-win.

Ну и, как мы знаем, на днях международные рейтинговые агентства Fitch и Bloomberg дали прогноз относительно роста ВВП Украины 2% при инфляции 15 % в текущем году.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Про переговори: публічні та непублічні цілі сторін

Переговори як процес тривають постійно (з окремих питань, гуманітарних, зокрема). Переговори ж саме як припинення війни (через небажання РФ) засвідчують різні цілі у сторін та учасників...

Стамбульский транзит

Щодо переговорів у Стамбулі. 1. Не можна не відзначити парадокс абсолютно різних делегацій з боку РФ – та, яка була на зустрічах з американцями, і та, яка заявлена зараз на переговорах у Стамбулі...

"Неміцні звʼязки" як характеристика міжнародної системи

У 2002 році був такий перформанс "Неміцні зв'язки" (Loose Associations): художник, пояснюючи у своїй лекції причини, що спонукали його до створення інсталяцій, одночасно і демонстративно звертався до літератури, дизайну, архітектури, політики...

Навіщо Кремль проштовхує прецедент легалізації окупації

От здавалося б, навіщо США вносять до обговорення тему Криму, якщо від України не вимагається юридичного визнання його російським, а таке визнання від себе, ніби, допускають США? (Ніби, бо варто відзначити, що багато чого про пропозиції США ми читаємо в ЗМІ...

Про розвилку для світової системи

Днями міністр оборони Великої Британії Джон Гілі сказав, що 2025 рік стане критичним, закликавши союзників посилити військову підтримку України...

Самовизначення триває: deal, гібридність, пробудження та ієрогліф

Ну що ж, активна дипломатія останніх місяців (маю на увазі очікування від ініціативи адміністрації Трампа) у супроводі не менш активних військових дій на російсько-українському фронті показала: знайти Атланта, який утримує на своїх плечах ситуацію, неможливо...