О политической коррупции, офшорном скандале, ТСК и всех-всех-всех
Тема офшорного скандала, с точки зрения процесса – долгоиграющая, зрелищная и политически дивидендная. Если же мы посмотрим на вопрос с точки зрения возможного результата, то здесь обозначатся совсем другие перспективы и коллизии.
Есть две главные причины, почему ТСК по расследованию политической коррупции до сих пор так и не создана в ВР. Эти причины сводятся практически к мировоззренческим противоречиям в отношении обсуждаемого вопроса со стороны разных политических субъектов – 1). масштабов расследования ТСК и 2). методов деофшоризации.
Проблема 1. Изучать весь офшорный список или выборочно. Если мы рассматриваем офшорный скандал в контексте разрешения проблемы политической коррупции в Украине, а не пиара, и если поставлена цель искоренения этой самой коррупции (а другой цели, по идее, не должно быть), то позиция на то, что принципиально необходимо проверить всех субъектов – логична, в отличие от выборочного подхода. Тем более что список как-никак – немаленький, 165 персон, являющихся собственниками офшоров в British Virgin Islands (BVI) и Панаме. Среди них есть спонсоры практически всех крупных политических партий в Украине, в том числе и тех, чьи представители больше всего обвиняют других в использовании офшоров.
Думаю, все согласятся, что несправедливо ограничивать расследование исключительно политиками из власти, которые сегодня не нравятся оппозиции. Во-первых, это лицемерно для принципиальных и ответственных политиков. Ведь если им нечего скрывать, то ТСК должна расследовать все офшоры и факты политической коррупции. Иначе эта тема еще долго, в зависимости от политической конъюнктуры, будет использоваться в качестве инструмента пиара. Во-вторых, сегодняшняя оппозиция завтра может стать властью и войти в правительство, поэтому неразумно исключать ее из поля зрения ТСК. В этом смысле стремление Юлии Тимошенко и Олега Ляшко сузить борьбу с офшорами исключительно к вопросу расследования не действующего офшора кампании Roshen говорит о страхе оппозиционеров, что их собственные офшоры/причастность к офшорам могут быть раскрыты.
2. Методы и подходы к деофшоризации. Как мы знаем, рабочая группа под руководством Нины Южаниной разрабатывает антиофшорное законодательство. Подход Южаниной строится на том, чтобы собственники офшорных капиталов могли вернуть средства в Украину, не боясь репрессий, и по минимальной ставке налогообложения (так называемая "нулевая декларация"). То есть, надо освободить/лишить бизнесменов и политиков офшорного страха. В будущем те же оппозиционные политики не должны бояться показать свои реальные доходы, которые позволяют им жить в доме в 500 квадратных метров, расположенном в элитном районе. Или дорогие автомобили, на которых их зафиксировали журналисты "Схем", но которых нет в декларации. У "Батькивщины" в вопросе закондательства по деофшоризации есть альтернативные предложения. Они строятся на запретительных подходах и на изымании. Тоже вариант. Но тогда его применение должно обсуждаться по отношению ко всем политикам, причастным к офшорам (сейчас или ранее), в том числе самой Тимошенко.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.