23 травня 2016, 20:03

О политической коррупции, офшорном скандале, ТСК и всех-всех-всех

Тема офшорного скандала, с точки зрения процесса – долгоиграющая, зрелищная и политически дивидендная. Если же мы посмотрим на вопрос с точки зрения возможного результата, то здесь обозначатся совсем другие перспективы и коллизии.

Есть две главные причины, почему ТСК по расследованию политической коррупции до сих пор так и не создана в ВР. Эти причины сводятся практически к мировоззренческим противоречиям в отношении обсуждаемого вопроса со стороны разных политических субъектов – 1). масштабов расследования ТСК и 2). методов деофшоризации.

Проблема 1. Изучать весь офшорный список или выборочно. Если мы рассматриваем офшорный скандал в контексте разрешения проблемы политической коррупции в Украине, а не пиара, и если поставлена цель искоренения этой самой коррупции (а другой цели, по идее, не должно быть), то позиция на то, что принципиально необходимо проверить всех субъектов – логична, в отличие от выборочного подхода. Тем более что список как-никак – немаленький, 165 персон, являющихся собственниками офшоров в British Virgin Islands (BVI) и Панаме. Среди них есть спонсоры практически всех крупных политических партий в Украине, в том числе и тех, чьи представители больше всего обвиняют других в использовании офшоров.

Думаю, все согласятся, что несправедливо ограничивать расследование исключительно политиками из власти, которые сегодня не нравятся оппозиции. Во-первых, это лицемерно для принципиальных и ответственных политиков. Ведь если им нечего скрывать, то ТСК должна расследовать все офшоры и факты политической коррупции. Иначе эта тема еще долго, в зависимости от политической конъюнктуры, будет использоваться в качестве инструмента пиара. Во-вторых, сегодняшняя оппозиция завтра может стать властью и войти в правительство, поэтому неразумно исключать ее из поля зрения ТСК. В этом смысле стремление Юлии Тимошенко и Олега Ляшко сузить борьбу с офшорами исключительно к вопросу расследования не действующего офшора кампании Roshen говорит о страхе оппозиционеров, что их собственные офшоры/причастность к офшорам могут быть раскрыты.

2. Методы и подходы к деофшоризации. Как мы знаем, рабочая группа под руководством Нины Южаниной разрабатывает антиофшорное законодательство. Подход Южаниной строится на том, чтобы собственники офшорных капиталов могли вернуть средства в Украину, не боясь репрессий, и по минимальной ставке налогообложения (так называемая "нулевая декларация"). То есть, надо освободить/лишить бизнесменов и политиков офшорного страха. В будущем те же оппозиционные политики не должны бояться показать свои реальные доходы, которые позволяют им жить в доме в 500 квадратных метров, расположенном в элитном районе. Или дорогие автомобили, на которых их зафиксировали журналисты "Схем", но которых нет в декларации. У "Батькивщины" в вопросе закондательства по деофшоризации есть альтернативные предложения. Они строятся на запретительных подходах и на изымании. Тоже вариант. Но тогда его применение должно обсуждаться по отношению ко всем политикам, причастным к офшорам (сейчас или ранее), в том числе самой Тимошенко.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Про стратегічну не/визначеність та рух до неї

Все ж, є відчуття та певні передумови вважати, що адміністрація Дональда Трампа енергійно почне діяти у напрямку зупинки війни. Це також помітно і по рішеннях діючої адміністрації Джозефа Байдена, яка зараз задіює усі можливі ресурси, що важливо...

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...