6 червня 2016, 07:49

''Геополитический блуд'' России

На днях глава Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко заявила, что Москва не хочет "спокойно взирать" на притеснение русских в республиках бывшего СССР.

Надо понимать, Россия ищет новую страну на постсоветском пространстве после Украины, куда надо "прийти с помощью" в виде "зеленых человечков" и разного рода вооружений? Схема обкатана: заявляете о "происках" США, НАТО, "госперевороте", "притеснении" русских и т.д.

При этом в самой РФ не понимают, что Кремль, нарушая и пересматривая двустороннюю договорную базу между Украиной и Россией, нарушает и пересматривает не только международное право (а Россия является участником Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров), но и свою собственную историю. Тем самым, делегитимируя геополитические достижения и ресурсы, которыми пользуется сама же Россия как правопреемница СССР. Несколько позиций навскидку.

1.Следуя логике РФ в отношении Украины (когда судьба политического режима переносится на государство в целом, то есть побег Януковича воспринимается как госпереворот, ну и дальше включается мантра Кремля "мы не с этим государством подписывали договора"), получается, если был ХХ съезд КПСС, разоблачаяющий культ Сталина – значит, Россия как правопреемница СССР должна отказаться от статуса постоянного члена СБ ООН, победителя во Второй Мировой войне, ядерного оружия. То есть, ресурсов/позиций, которые были получены/достигнуты именно при Виссарионовиче, да и вообще от всего наследия СССР (особенно, если Ленина таки вынесут из мавзолея). Хочу напомнить, что Украина приняла в 1991 году Закон "О правопреемстве Украины", зацитирую некоторые пункты. Статья 5. "Державний кордон Союзу РСР, що відмежовує територію України від інших держав, та кордон між Українською РСР і Білоруською РСР, РРФСР, Республікою Молдова за станом на 16 липня 1990 року є державним кордоном України". Статья 6. "Україна підтверджує свої зобов'язання за міжнародними договорами, укладеними Українською РСР до проголошення незалежності України". Статья 7. "Україна є правонаступником прав і обов'язків за міжнародними договорами Союзу РСР, які не суперечать Конституції України та інтересам республіки".

2. Если Генпрокуратура РФ пересматривает решения СССР (имею в виду вердикт Генпрокуратуры РФ от июня 2015 о том, что передача Крымской области из состава РСФСР в состав УССР в 1954 году, согласно решений Президиумов Верховных Советов РСФСР и СССР, является противоречащей Конституции РСФСР и СССР), тогда можно вообще все что угодно пересмотреть в обратном порядке. Во-первых, по аналогии тогда надо признать, что часть территорий других республик СССР, которые вошли в состав РСФСР, тоже должны теперь быть возвращены независимым государствам. Во-вторых, и в последней конституции СССР от 1977 года и в конституциях УССР и РСФСР от 1978 года Крым входил в состав Украины (поэтому непонятно, о каком несоответствии идет речь).

3. Если Владимир Путин пересматривает решения Бориса Ельцина (прежде всего, в части границ государств, образовавшихся после развала СССР), будучи его преемником, значит, он сам себя делегитимирует. Кроме "Большого договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве", между Украиной и Россией времен Леонида Кучмы и Бориса Ельцина была наработана большая законодательная база двусторонних отношений. И очень странно, что Владимир Путин как политик, который появился не вне пространства и времени, а в конкретное историческое время – в постсоветской России, и как согласованная фигура политэкономическимх групп из окружения Ельцина, теперь начинает "обнулять" решения эпохи Ельцина, то есть эпохи своего "политического роста".

4. Если Владимир Путин пересматривает даже свои собственные решения, возникает закономерный вопрос: "царь что, не настоящий"? Ведь, кроме заявлений как самого Путина, которые есть в открытом доступе, о том, что Крым украинский (заявление, сделанное после пятидневной августовской войны с Грузией в 2008 году), а также заявлений других представителей РФ, в апреле 2004 года был ратифицирован договор между РФ и Украиной о российско-украинской государственной границе. Этот договор определяет Крымский полуостров как часть Украины.

5. Если в самой Российской Федерации, пока ее власть занята насильственным навязыванием Украине сепаратизации/федерализации, за последние 10-15 лет произошло не только сужение пространства, прав и полномочий субъектов РФ, но и появились административно-территориальные единицы, противоречащие конституции, то это госпереворот, и российские власть и общество должны быть сильно озабочены восстановлением законных прав граждан РФ? Речь идет, во-первых, о сокращении автономных округов в период 2005-2008 годов за счёт их объединения с соседними субъектами – с десяти до четырех (с 1993 года по 2005 года количество автономных округов было статичным). Во-вторых, об отмене губернаторских выборов (в период с 2005 по 2011 годы субъекты РФ не избирались,а назначались), потом (с 2012 года) произошел возврат частичных выборов, с президентским фильтром на кандидатуры. В-третьих, о федеральных округах, которые были созданы в соответствии с указом Путина "О полномочном представителе президента РФ в федеральном округе" от 13 мая 2000 года, и которые, согласно конституции РФ, не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации, соответственно, их создание вступает в противоречие с субъектами РФ.

А общий итог таков: если у российской власти нет идеи (позволяющей открыто заявлять о своих целях, а не "шифроваться" в тылу у Украины), ресурсов (современной экономики) и элит (исповедующих ценности, отличные от Запада), то такая амбициозная цель как пересмотр территориальных границ – это всего лишь авантюра, с катастрофическими последствиями как для соседних государств, так и для самой РФ. Один из итогов этой авантюры на международном уровне – это переведение России из статуса стратегического партнера Германии в статус угрозы безопасности. На уровне ситуации внутри страны – все движется к слогану: "Денег нет. Держитесь, всего доброго!" и преданию "анафеме" бабушек, задавших вопрос Дмитрию Медведеву о пенсиях.

"Геополитический блуд", в который "впала" Россия в XXI веке, свернув в Крым и Донбасс, вместо дороги самоидентификации как постсоветского государства, переводит ее из XX века (по уровню экономики) в век XIX. А весь остальной мир, тем временем, развивается.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Про стратегічну не/визначеність та рух до неї

Все ж, є відчуття та певні передумови вважати, що адміністрація Дональда Трампа енергійно почне діяти у напрямку зупинки війни. Це також помітно і по рішеннях діючої адміністрації Джозефа Байдена, яка зараз задіює усі можливі ресурси, що важливо...

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...