2 вересня 2016, 01:31

К дискуссии о возможном референдуме по Донбассу

На днях в соцсетях актуализировалась тема самоопределения Украины в отношении оккупированной части Донбасса через референдум. У меня по этому поводу есть ряд вопросов для сторонников референдума.

1). Прекратятся ли военные действия со стороны РФ после референдума и снизит ли определенность в отношении Донбасса риск активизации военных действий?

2). Инициируя референдум, Украина, тем самым, решает задачу преодоления рисков от реинтеграции/нереинтеграции оккупированных территорий или задачу в рамках прекращения военных действий со стороны РФ?

3). Повлияют ли результаты референдума, сам факт референдума, на поддержку Украины западными партнерами и на санкции в отношении РФ?

4). Как результаты референдума могут сказаться на перспективе возврата Донбасса и Крыма? Означает ли формулировка "мы признаем ОРДЛО оккупированными территориями, полностью их отрезаем, но оставляем возможность когда-нибудь их вернуть", что де-факто, возврат этих территорий – это задача отдаленной перспективы?

5). Что если результат референдума будет не "за", а "против" изоляции ОРДЛО?

6). Насколько политики на уровне конструктивного/деструктивного поведения, которое, в свою очередь, влияет на самоопределение общества, готовы к проведению такого референдума? Не будет ли использован вопрос референдума отдельными политическими силами, выступающими за досрочные парламентские выборы, в качестве популистской темы?

7). Насколько разными, то есть будут отличаться решения/действия власти/политиков/общества, в зависимости от любого из возможных вариантов ответа? Сильно ли они будут отличаться?

Думаю, что повышение обороноспособности страны, экономические реформы, противостояние российской агрессии (военной, политической, экономической, информационной) – это то, что мы делаем и будем делать в ближайшей и среднесрочной перспективе, вне зависимости от не/постановки вопроса о самоопределении Украины по отношению к Донбассу. При этом референдум уже сегодня, в условиях "гибридной войны" – это сокращение маневра для нас же, определенная рамка, требующая последовательности действий. По факту – мы сегодня решаем, прежде всего, задачу противостояния российской агрессии, а не задачу работы с общественным мнением на оккупированных территориях (это следующий этап). Угроза "впаривания" ОРДЛО в варианте России, а, соответственно, – и проникновения "вируса ЛДНР" в "тело" Украины, сегодня существенно снизилась. В том смысле, что за последние полгода сформировалась целостная позиция Украины и Запада в отношении последовательности Минских соглашений – вначале безопасность, и только потом политика. Именно поэтому Россия отказывается от переговоров в "Нормандском формате" и заинтересована в срыве Минска. Менять Украине на этом этапе свою же тактику, когда речь идет об усилении санкции против РФ (как мы знаем, США сообщили о расширении санкционного списка в отношении 17 физических лиц и 20 кампаний), когда Украина настаивает на полицейской миссии ОБСЕ в привязке к Минским соглашениям и когда даже Китай уже озвучил позицию относительно территориальной целостности Украины, несколько нелогично.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Про переговори в Абу-Дабі

Судячи з усього, це лише старт реального переговорного процесу (якщо ми говоримо про участь РФ). Звісно, це не означає, що ми уже на шляху визначення часових рамок припинення військових дій, або що Росія сприйняла підхід, який передбачає компромісність, і не факт, що сприйме...

Дух Давосу

"Дух діалогу" – так була сформульована основна тема цьогорічного форуму у Давосі, присвяченого тому, "як зробити світ кращим". А ще, не так давно, зʼявилось формулювання "Дух Анкориджу", яке запустив Кремль після зустрічі лідерів США та РФ Дональда Трампа і Володимира Путіна на Алясці, як спробу усунути Європу/Україну від переговорного процесу...

Про дипломатичний фронт

Останні місяці – особливо активні у прояві всіх трьох складових війни та пошуку миру: фронт (інтенсивні бої), тил (атаки РФ по цивільній інфраструктурі), дипломатія (мирні переговори)...

Нові виклики для Європи

Події у Венесуелі (у контексті рамки автократії vs демократії) трактуються переважно у двох прямо протилежних підходах. Перший – це знак для всіх автократій, що їхня доля в будь-який момент може бути вирішена у спосіб, коли сильна демократична держава в обхід тривалих погоджень усіх з усіма може виявити рішучість...

Росія сприймає і переговори як СВО

Ісаак Ньютон якось сказав: "Досвід – це не те, що відбувається з вами; це те, що ви робите з тим, що відбувається з вами". Здавалося б, кожен новий захід на переговорне коло наочно демонструє/виявляє, що працює, а що ні; як і те, хто як використовує переговори та час...

"Тягомотина"

Парадокс. Усі у світі розуміють абсолютну безпричинність війни РФ проти України (у сенсі відсутності будь-яких реальних причин – немає ні етнічного, ні релігійного факторів, які часто означають непримиренність), а вихід з війни, як і раніше, наштовхується на ультиматуми Росії і "тягомотину", як сказав днями один із небагаточисленних союзників РФ...