18 вересня 2016, 23:56

Бюджетный процесс-2017. Стартовые позиции

Традиционно бюджет – одна из главных тем политической осени. И поскольку вне сомнений, что вокруг бюджетного процесса будет много "зрады", хочется обозначить стартовые позиции бюджета-2017 до начала несомненно "эпической стадии обсуждения".

Во-первых, проект бюджета вовремя подан в Верховную Раду. Предыдущие правительства, как правило, тянули с разработкой проекта бюджета до последнего, и принимали его под угрозой срыва бюджета или в последние предновогодние дни/ночи работы сессии ВР, или вообще в следющем году. Рекордсменом по затягиванию стал государственный бюджет на 2010 год, разработанный правительством Тимошенко – его окончательно приняли только после прихода правительства Азарова 27 апреля 2010. Таким образом, 4 месяца страна жила без главного финансового документа.

Во-вторых, правительство впервые перешло на среднесрочное публичное планирование бюджета. Основные бюджетные параметры рассчитаны на ближайшие три года с прогнозом постепенного роста и восстановления экономики. Среднесрочное планирование создает позитивный фон для реализации долгосрочных проектов инвесторами в Украине. Так, по расчетам правительства, в 2018 и 2019 годах реальный ВВП ежегодно будет расти на 4%; в 2018 году инфляция составит 5,5%, в 2019 – 5,2% против роста экономики на 3% и инфляции 8,1%, которые запланированы на 2017 год.

В-третьих, реалистичный прогноз доходов, который отражает, какие поступления реально сможет обеспечить в следующем году экономика. Правительственный прогноз доходов бюджета был проверен и подтвержден независимыми экспертами и представителями гражданского общества. Такой подход позволит прекратить практику давления налоговиков на бизнес через завышенные планы сбора налогов, а также прекратить печатать деньги для финансирования завышенных расходов. Попытки политиков-популистов завышать бюджетные поступления за счет нереалистичных источников доходов, в итоге, могут обернуться нагативами – увеличением разрушительного налогового давления на бизнес и ростом инфляции через эмиссионное финансирование завышенных расходов.

В-четвертых, правительство нашло дополнительный финансовый ресурс, который позволяет увеличить расходную часть бюджета без повышения налогов и увеличения бюджетного дефицита. Это поступления от госпредприятий, которые должны вырасти на 60%. В качестве примера можно привести финансовые результаты за полугодие Укрзалізниці, которая после прихода нового гендиректора стала прибыльной и уплатила в бюджет страны налоги на сумму более 6 млрд. грн.

В-пятых, правительство увеличивает финансирование бюджета за счет вывода средств из тени. Два года назад Нафтогаз получал дотацию 170 млрд. на покрытие разницы в цене на газ, а в 2017 году на субсидии заложено 50 млрд. То есть, 120 млрд. грн – это деньги, которые выведены из тени/схем, которые можно будет направить на новые программы по энергосбережению.

В-шестых, бюджет поднимает социальные стандарты по мере возможностей экономики. Расходы на социальную сферу вырастут на 35 млрд грн., социальные стандарты – на 10,1%. Один из главных социальных расходов бюджета – образование. Зарплаты учителям вырастут в среднем на 33,5%. В образовательной субвенции учтены расходы на получение полного общего среднего образования в ПТУ (выделено 1,615 млрд.). Также учтены целевые расходы на предоставление государственной поддержки для получения профессионально-технического и высшего образования участникам боевых действий и их детям (184,6 млн грн.). Стипендиальный фонд вырастет на 576 млн грн.

В-седьмых, здравоохранение становится приоритетом бюджета-2017 – расходы на здравоохранение вырастут на 8,2 млрд грн. В проекте государственного бюджета на 2017 год может быть предусмотрена 100% оплата лекарств, которые государство должно предоставлять бесплатно. На закупку лекарств будет выделено на 2 млрд грн. больше, чем в текущем году (всего – 5,9 млрд грн). Зарплаты врачам поднимут в среднем на 20%.

В-восьмых, на оборону и безопасность выделено 5% ВВП – 129,2 млрд грн. или на 14,4 млрд грн. больше, чем в этом году. В том числе расходы на денежное обеспечение военных увеличатся на 9,6 млрд грн. Расходы на заработную сотрудникам силовых структур вырастут на 12.1 млрд грн.

В-девятых, правительство создает Фонд энергоэффективности, что позволит приблизиться к европейской модели потребления и учета энергоресурсов. Из государственного бюджета в Фонд будет направлено 800 млн. грн. Фонд будет аккумулировать средства МФО в объеме 3 млрд грн. Устойчивое финансирование мер по энергоэффективности позволит: а). уменьшить расходы на отопление жилья; б). снизить расходы на субсидии.

В-десятых, местные бюджеты получат больше возможностей для развития. В следующем году в Государственный фонд регионального развития заложено 6,2 млрд грн., что на 3,2 млрд грн.больше, чем в этом году. Расходы местных бюджетов составят 74,5% сводного бюджета. Финансовый ресурс местных бюджетов составит 389,8 млрд грн.или на 16% больше, чем в этом году.

То, что правительство вовремя подало бюджет в парламент, вовсе не означает, что основной финансовый документ будет вовремя принят. Но качество и сроки принятия бюджета-2017 не в меньшей степени зависят от Верховной Рады, а не только от Кабмина. Равно как и содержательность дискуссии в процессе обсуждения, а главное – насколько эта дискуссия будет мотивирована интересами страны и общества.

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...

Чи можна "заморозити" війну без руху до сталого миру

По суті, Олаф Щольц пропонує (маю на увазі його пропозиції, про які пише La Repubblika) варіант замороження війни. Мабуть, виходячи із того, що за умов крайніх позицій сторін можливо говорити про варіанти зменшення активності – і бажано не за рахунок країни, на яку здійснено напад, а за рахунок країни, яка цей напад здійснила...

Про "червоні лінії"

Взагалі, вираз "червоні лінії" трохи про епоху, що відходить. Про систему, що склалася після Другої Світової війни, де інструмент "червоних ліній" виконував, передусім, функцію запобігання...

Про заборону релігійних організацій, афілійованих з РПЦ

Рішення щодо заборони в Україні релігійних організацій (265 голосів за у другому читанні), що мають відношення до РПЦ, є закономірним. Підхід "ми проти агресії, але не називаємо агресора" (а були ж іще хресні ходи за мир, щоб показати, що ніби-то в Україні йде внутрішня війна), згадуємо Кирила (бо такі канони) і тд в умовах повномасштабного вторгнення є непрацюючим...

Курський бумеранг для Росії

Декілька висновків з прецеденту у Курській області. 1. Дії Сил оборони України у Курській області змінюють ситуацію військового статусу-кво (це зрозуміло, навіть, для невійськових) не стільки у кількісному, скільки у якісному вимірі...

Про таймінг

Є така робота Роберта Уітмена під назвою "Ущільнення". Її премʼєра відбулася у нью-йоркському кінотеатрі "Синематика кінематографіста" ще у 1965 році...