19 жовтня 2016, 00:37

О ''геополитической мимике'' накануне встречи ''нормандской четверки''

Владимир Путин, думаю, очень не хотел соглашаться на встречу в "нормандском формате" 19 октября. По понятным причинам.

Во-первых, две резолюции ПАСЕ, где Россия фактически названа субъектом агрессии.

Во-вторых, деструктивное поведение России в Сирии, характеризующее Кремль в глазах США и Европы как недоговороспособного субъекта.

В-третьих, официальный отчет международной следственной группы о сбитом Боинге MH-17, где указана причастность России ("Бук", из которого сбили Боинг, был привезен из РФ, туда же обратно и отвезен). У следствия есть данные примерно на 100 человек, причастных к доставке "Бука", но эти данные пока не озвучиваются.

В-четвертых, и это главное, расчет России на "продавливание" политической части Минских соглашений без выполнения пунктов по безопасности не нашел своего отклика у остальных участников переговоров.

Киеву понадобились время и усилия, чтобы убедить западных партнеров в том, что главная цель такой логики Кремля – спровоцировать политический кризис в Украине. Не говоря уже о том, что постоянное апеллирование к политической части Минска и претензии к украинской власти как раз и говорят о нежелании России выполнять военную часть Минска, то есть, реально прекращать войну и демилитаризировать регион. Именно поэтому Путин неоднократно отказывался от встреч "нормандской четверки". Последняя такая отговорка со стороны РФ была накануне G20, якобы из-за "украинских диверсантов" в Крыму. Официальная российская пропаганда пыталась тогда выдать двусторонние встречи Путина с Ангелой Меркель и Франсуа Олландом как якобы переговоры "четверки", только без Украины.

Но отказаться и в этот раз от встречи в "нормандском формате" Путин, видимо, уже не мог. Особенно, когда на следующий день после встречи должен состояться Европейский Совет, где Меркель может поставить вопрос о продлении санкций/новых санкциях в отношении РФ.

Для Украины же "нормандская встреча" важна, с точки зрения принуждения Кремля выполнять Минские соглашения. Имею в виду согласование "дорожной карты" – последовательности выполнения пунктов Минска, которая предусматривает приоритет вопросов безопасности перед политическими вопросами.

Но, даже, если переговоры и не дадут конкретных прикладных результатов, сам по себе настрой субъектов, точнее России как субъекта конфликта, может стать точкой отсчета для ужесточения позиции остальных, скажем, в виде санкций. Мы ведь помним такую фразу, как необходимость поиска варианта выхода из войны на Донбассе с "сохранением лица" для Путина. За два прошедших года, начиная с аннексии Крыма и агрессии на Донбассе, Европа и США предлагали российской власти много вариантов выхода из ситуации с "сохранением лица". Но Путин все время выбирал вариант "без лица", в Сирии в том числе. В итоге стартовая позиция "хорошая мина" при "плохой игре" (стратегическая ошибка – это априори плохая игра) переходит к позиции "плохая мина" при "плохой игре". Если Кремль хочет "сохранить лицо", то ему самому надо поработать над своей собственной "геополитической мимикой". На одной "калинке-малинке" долго не продержишься. И начать надо с реальной демилитаризации Донбасса, а не видимости таковой, требуя взамен от Киева выполнения политической части Минска.

Ну а что касается Украины, то здесь опасность для "мимики" представляют политики, привыкшие спекулировать даже на вопросах безопасности. Минские соглашения не идеальны, но в их срыве сегодня заинтересована именно российская власть. Минск, возможно, и не приведет к окончательному миру, но на этом этапе он выполняет функцию локализации псевдосепаратистских образований (а на самом деле инструментов Кремля по обвалу Украины), сдерживает активные боевые действия на Донбассе и дает нам возможность укреплять армию по всем направлениям. Отказ от соглашений означает риск перехода конфликта в горячую стадию и потери Украиной союзников (санкции и способ дисциплинирования России через переговорный процесс привязаны к Минску). В этом смысле политики, критикующие Минские соглашения, должны эту критику подкрепить личным контрактом о службе в армии.

Чи можна "заморозити" війну без руху до сталого миру

По суті, Олаф Щольц пропонує (маю на увазі його пропозиції, про які пише La Repubblika) варіант замороження війни. Мабуть, виходячи із того, що за умов крайніх позицій сторін можливо говорити про варіанти зменшення активності – і бажано не за рахунок країни, на яку здійснено напад, а за рахунок країни, яка цей напад здійснила...

Про "червоні лінії"

Взагалі, вираз "червоні лінії" трохи про епоху, що відходить. Про систему, що склалася після Другої Світової війни, де інструмент "червоних ліній" виконував, передусім, функцію запобігання...

Про заборону релігійних організацій, афілійованих з РПЦ

Рішення щодо заборони в Україні релігійних організацій (265 голосів за у другому читанні), що мають відношення до РПЦ, є закономірним. Підхід "ми проти агресії, але не називаємо агресора" (а були ж іще хресні ходи за мир, щоб показати, що ніби-то в Україні йде внутрішня війна), згадуємо Кирила (бо такі канони) і тд в умовах повномасштабного вторгнення є непрацюючим...

Курський бумеранг для Росії

Декілька висновків з прецеденту у Курській області. 1. Дії Сил оборони України у Курській області змінюють ситуацію військового статусу-кво (це зрозуміло, навіть, для невійськових) не стільки у кількісному, скільки у якісному вимірі...

Про таймінг

Є така робота Роберта Уітмена під назвою "Ущільнення". Її премʼєра відбулася у нью-йоркському кінотеатрі "Синематика кінематографіста" ще у 1965 році...

Ready-made

Художник і скульптор Марсель Дюшан якось сказав, що одна з його ідей полягала у тому, "щоб вкласти мізки туди, де завжди були лише очі". Щось подібне, в плані трансформацій (які десь уже почались, а десь лише визрівають), переживає зараз на рівні процесів міжнародна система взаємовідносин...