22 грудня 2016, 19:55

О ''нидерландской ступеньке'' в ратификации Соглашения об ассоциации

В контексте профессионального праздника украинской дипломатии хотела бы напомнить о некоторых важнейших позитивных результатах нашего МИДа, ну и всех тех, кто причастен к этим решениям.

Продолжение санкций в отношении РФ. Начиная с 2014 года, несмотря на серьезное влияние России во многих странах ЕС и даже в США, 41 страна мира ввела санкции против РФ.

Принятие ряда международных документов, где зафиксирован статус России как агрессора и оккупанта. Это, в частности, две резолюции ПАСЕ, а также резолюция Генассамблеи ООН.

Запуск процесса либерализации визового режима c ЕС для украинских граждан. Несмотря на критику части политиков и экспертов относительно конкретных дат безвизового режима, которые не удалось реализовать, постановка и привязка к датам была важна по двум причинам: 1). стимул для украинских политиков принять те же 144 нормы, в том числе э-декларирование (иначе их никак не заставить принимать законы, ограничивающие их возможности); 2). переговорная позиция с европейскими партнерами (если нет даты – значит, безвиз не очень-то и нужен, и можно до бесконечности затягивать/растягивать этот процесс). Выполнив свою часть договоренностей, Украина сегодня ставит вопрос о скорейшем завершении этого процесса со стороны ЕС.

Реализация Соглашения об ассоциации, когда Украина не только отстояла наши позиции по этой фундаментальной договоренности с ЕС (вспомните, как Россия настаивала на перенесении вступления в действие зоны свободной торговли Украины с ЕС еще на один год), но и разблокировала процесс окончательной ратификации Соглашения, не уступив, при этом, ни в одной позиции в рамках политической ассоциации и экономической интеграции с Евросоюзом.

Именно на четвертом вопросе хотела бы более детально остановиться, поскольку: 1).эта ситуация окончательно ещё не разрешена; б). в силу своей стратегической важности требует подхода без "зради и перемоги", что я и попытаюсь сделать.

Как мы знаем, 15 декабря главы стран-членов Европейского Союза приняли решение (с учетом требований Нидерландов), которое открывает путь к ратификации Соглашения об ассоциации с Украиной. Контекст, содержание и по-прежнему существующие риски можно сформулировать в следующих позициях.

Во-первых. С момента консультативного референдума в Нидерландах 6 апреля 2016 Украина настойчиво продвигала свой интерес в вопросе скорейшей ратификации Соглашения об ассоциации, исходя из следующих подходов: никаких изменений в Соглашение; никаких новых переговоров по содержанию Соглашения; никакой повторной ратификации Соглашения всеми 28-ю государствами-членами ЕС. Все это время Украина находилась в постоянном диалоге с целью поиска приемлемого решения со всеми лидерами институтов ЕС и ключевыми государствами-членами Союза, в том числе с премьер-министром Нидерландов Марком Рютте. Надо отметить, что благодаря активным дипломатическим усилиям Украины и принципиальной позиции друзей Украины в ЕС 30 октября 2016 удалось избежать худшего сценария – на тот момент нидерландская сторона была готова вообще отозвать закон о ратификации.

Во-вторых. Решение лидеров ЕС стало вынужденным шагом навстречу премьер-министру Нидерландов Рютте. Большинство партнеров Украины не в восторге от такого решения, но все признают, что это единственный путь для ратификации Соглашения. Фактически, решение ЕС является ситуативной политической договоренностью с Рютте, с целью разблокирования процесса ратификации Соглашения об ассоциации. При этом важно отметить, что в решении ЕС ни одна из формулировок не подменяет Соглашение об ассоциации, а также учредительные договоры ЕС, и не отрицает цели углубления отношений ЕС и Украины на принципах политической ассоциации и экономической интеграции.

В-третьих. Решение ЕС содержит шесть позиций, в соответствии с перечнем замечаний, которые были высказаны нидерландским обществом в ходе референдума. Попытаюсь кратко изложить. Первый пункт – трудоустройство. Решение ЕС лишь констатирует, что вопрос права на проживание и свободное трудоустройство на территории ЕС для граждан Украины находится за пределами регулирования Соглашения (что правда) и традиционно решается на двустороннем уровне. Второй пункт – финансовая поддержка. В решении не содержится никаких запретов ни Нидерландам, ни ЕС в целом оказывать любую помощь Украине, включая финансовую, в поддержку реформ. Речь идет лишь о том, что Соглашение не требует дополнительной финансовой помощи от государств-членов, и не прописывает требования к объемам такой помощи. Поэтому ЕС вправе предоставлять столько помощи, сколько нужно, и Украина здесь целенаправленно отстаивала позицию, чтобы это положение решения ЕС соответствовало традиционному принципу предоставления ЕС финансовой помощи – принципу "больше за больше". Третий пункт – военная помощь. В решении ЕС говорится, что само по себе Соглашение не содержит варианта статьи 5 (вроде гарантий НАТО) и обязательства государств-членов оказывать Украине военную помощь и содействие. Поэтому в своем решении ЕС оставляет эту тему для двусторонних договоренностей. При этом важно напомнить, что поддержка со стороны ЕС независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины определена основополагающими позициями Соглашения. Четвертый и пятый пункты – борьба с коррупцией и верховенство права как основополагающие элементы Соглашения об ассоциации. В этом смысле решение ЕС только дополнительно акцентирует внимание на том, что эта позиция в Соглашении также существует. Шестой пункт – перспектива членства Украины в ЕС. Наиболее чувствительная тема и для ЕС, в том числе Нидерландов, и для Украины. Формула учета "оговорок" нидерландцев заключается в том, чтобы подчеркнуть, что Соглашение об ассоциации само по себе не предоставляет Украине статус страны-кандидата на членство в ЕС и не является основанием для рассмотрения такого вопроса в перспективе. При этом хочу напомнить, что в преамбуле Соглашения об ассоциации и так указано, что "это Соглашение не определяет заранее и оставляет открытым формат будущего развития отношений Украина-ЕС". В то же время, важно указать, что: решение ЕС от 15 декабря не ограничивает право Украины на членство в ЕС в соответствии с учредительными договорами ЕС (Лиссабонский договор); единственным основанием для предоставления стране статуса кандидата является официальная заявка на членство и положительный результат его рассмотрения Советом ЕС; в вопросе будущего членства в ЕС стоит ориентироваться на статью 49 Договора о ЕС, которая определяет четкие критерии и процедуру для такого шага; Лиссабонский договор и Соглашение об ассоциации имеют преимущество в юридической силе над решением Европейского Совета от 15 декабря.

В-четвертых. Решение от 15 декабря – это, по сути, компромисс с Нидерландами, позволяющий ратифицировать, но не меняющий содержания Соглашения об ассоциации ЕС с Украиной. Все оговорки, важные для Нидерландов, на самом деле касаются надуманных ситуаций, которые настоящее Соглашение и так не предусматривает и которые им и так не регулируются. При этом борьба за Соглашение еще не закончена. Имею в виду то, что это решение ЕС не является последним шагом на пути ратификации Соглашения Нидерландами. Для этого еще две палаты парламента должны его ратифицировать (предположительно в январе 2017 года), и это все на фоне подготовки к парламентским выборам в Нидерландах, только тогда на уровне ЕС состоится процедура заключения, свидетельствующая о том, что ЕС завершил все ратификационные процедуры.

В-пятых. Важно понимать, что оба варианта – и голосование Нидерландами за решение от 15 декабря, и срыв ратификации – будут использованы российской пропагандой, с трактовками в интересах официальной России. В этом смысле мы должны активно противостоять всем проявлениям российской пропаганды, направленной на подрыв консенсуса по обозначенному вопросу внутри политических сил Нидерландов, углубление внутриевропейских противоречий, ослабление солидарности ЕС с Украиной, разрушение доверия украинцев к Евросоюзу.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...

Чи можна "заморозити" війну без руху до сталого миру

По суті, Олаф Щольц пропонує (маю на увазі його пропозиції, про які пише La Repubblika) варіант замороження війни. Мабуть, виходячи із того, що за умов крайніх позицій сторін можливо говорити про варіанти зменшення активності – і бажано не за рахунок країни, на яку здійснено напад, а за рахунок країни, яка цей напад здійснила...