30 грудня 2016, 23:49

О призывах к компромиссу с Россией

Последние несколько дней обсуждаются самые разные инициативы по поводу необходимости компромисса с Россией, в частности, на почве не вступления Украины в ЕС и НАТО. Компромисса вокруг откладывания вопроса Крыма на 15 лет и урегулирования ситуации на Донбассе через проведение выборов в существующих условиях в ОРДЛО (что де-факто означало бы капитуляцию Украины). Несколько позиций по этому поводу, которые показывает несостоятельность такой логики.

Во-первых, на момент аннексии Крыма и агрессии России на Донбассе у Украины был внеблоковый статус – никакой угрозы НАТО для РФ из Крыма или из какого-либо другого региона Украины для России не было.

Во-вторых, Соглашение об ассоциации с ЕС не запрещает, но и не предусматривает вступления Украины в ЕС. Подписанное Соглашение – это не план по вступлению в ЕС, как это было в случае с другими странами Восточной Европы. В случае Украины – это план о всеобъемлющем сотрудничестве. В НАТО Украина тоже сегодня не вступает.

В-третьих, две зоны свободной торговли – действующая с СНГ и с ЕС, к которой Украина стремилась в 2013 году и которая вступила в силу с 2015 года после подписания Соглашения – это и была своеобразная модель Украины как "моста" между Западом и Россией (это я о недавней статье Генри Киссинджера). Более того, в 2013 году Украина предлагала России формат участия в Таможенном союзе "3+1". Но российская власть всячески воспрепятствовала этому сценарию (сокращение товарооборота между Украиной и Россией началось еще в 2013 году, когда Кремль начал шантажировать Украину не подписанием ассоциации), в итоге, развязав войну против Украины.

В-четвертых, разрешение ситуации вокруг Донбасса не носит исключительно локальный характер. Соответственно, возможные уступки по Донбассу, о которых говорит Виктор Пинчук (в частности, проведение выборов в текущих условиях, что означает легализацию боевиков и легализацию контроля РФ над украинской границей), имеют общеукраинское значение. Дело не только в 10 тысячах погибших за время агрессии РФ, но и в том, что России не нужна сильная самодостаточная Украина.

В-пятых, перенести вопрос Крыма на 15 лет, с тем, чтобы подобно ГДР, он когда-либо вернулся в состав Украины – это "мед в уши". Это значит согласиться с обнулением вообще всей двусторонней договорной базы, признать и принять нарушения международного права. И если кто-нибудь когда-нибудь, скажем через 15 лет, захочет пересмотреть статус Крыма, к этому моменту Россия поменяет демографическую структуру полуострова, чтобы в случае проведения повторного, уже законного референдума, результат был на стороне РФ. Аресты крымских татар, запугивание, подавление даже потенциальной нелояльности работают именно в таком направлении.

В-шестых, от регионального лидерства отказался сам Кремль. Россию никто не лишал лидерства ни в 2013 году, ни ранее. Запад, скорее, ожидал понятности со стороны России, в том смысле, какую модель экономики она собирается строить. Вместо этого, российская власть: 1). де-факто отказалась от политической и экономической модернизации страны; 2). развязала войну против Украины, чтобы переключить внимание собственных граждан от архаичной экономики на ура-патриотизм; 3). де-факто работает на развал европейский институций, чтобы скрыть собственную неконкурентоспособность.

В-седьмых, после 2014 года ситуация в некоторых сферах стала необратимой. В частности, произошло обнуление каких-либо проектов на постсоветском пространстве. Стало понятно, что никакие правила не действуют, а любые реалии могут быть про- и переинтерпретированы как угодно. Да что там правила – Кремль пересматривает сегодня не только постсоветскую историю, но даже и советский период. Кроме того, началась потеря доверия даже со стороны союзников. В итоге, позиции, где Путин, возможно, хотел бы выглядеть серьезно, кажутся несерьезными. То есть, теряется денотативное исходное значение любого поступка и события. Помните заявление Владимира Путина о том, что до Нурсултана Назарбаева у Казахстана не было государственности. Возможно, Путин тогда хотел сделать комплимент (дескать, не было революций, бессменный президент, стабильность и т.д., то есть легитимация государства носит личностный характер), а получилось наоборот – оскорбил Казахстан. С Беларусью все еще сложнее. Заявления со стороны российских политиков и экспертов (а этих заявлений становится все больше) о том, что в Беларуси есть якобы "русофобские" учебники, да и вообще есть риск майдана, не могут не настораживать. Не говоря уже о внутрироссийской ситуации – изоляционизм вместе с не решаемыми внутренними проблемами – это тупик. В 2014 году российская власть сделала ставку на консервацию, а не разрешение системных проблем, и на отвлекающий маневр в виде "внешнего врага".

Поэтому проблема даже не в возможных уступках со стороны Украины, а в том, что Кремль, что с уступками, что без них, не станет менее агрессивным. Задача Украины – перейти от постсоветского к современному самодостаточному государству, развивающему партнерские и взаимовыгодные отношения, в том числе с соседями. Задача России?

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Вглиб переговорного процесу (напередодні Женеви)

Є чотири можливих переговорних напрямки, розвиток чи не/розвиток яких напряму залежить від позиції РФ. 1. Безкінечне забалаболювання процесу, на що в значній мірі була орієнтована делегація на чолі з Владіміром Мединським...

Декілька висновків/спостережень щодо Мюнхенської конференції

1. На відміну від попередніх років до 2022 року (навіть, уже після 2014-го), ця конференція проходила під знаком обговорення не окремих деталей та протиріч в рамках існуючого світопорядку, а з розумінням того, що колишніх правил немає, і формуються нові...

Якою може бути відповідь Європи на "стан руйнування" (у контексті Мюнхенської конференції)

Ну, що ж, дискусія "Так/Ні" всередині Європи, яка активізувалась після Давосу (Гренландії, "Ради миру" Трампа та збереження ризику Росії) щодо стилістики взаємодії із США, матиме продовження і на Мюнхенській конференції...

Про нормалізацію ненормального

У поета Квінта Гораціо Флакка є такий вислів "Нічому не дивуватися" (Nil admirari). Ця фраза, що спочатку позначала стан незворушності (ні поганим, ні хорошим), характерний для стоїків та епікурійців (така собі нірвана), згодом у літературній традиції стала використовуватися для опису аристократичної стриманості, а то й часом снобізму...

Трохи realpolitik

За минулий рік відомий розрахунок Кремля щодо Європи "пересидіти Захід" набув явно-очевидно не тільки характеру ставок на внутрішньополітичні та внутрішньоекономічні процеси в окремих країнах західних альянсів...

Про переговори в Абу-Дабі

Судячи з усього, це лише старт реального переговорного процесу (якщо ми говоримо про участь РФ). Звісно, це не означає, що ми уже на шляху визначення часових рамок припинення військових дій, або що Росія сприйняла підхід, який передбачає компромісність, і не факт, що сприйме...