2 червня 2017, 04:04

Уроки газового контракта-2009

Подозреваю, что сторонники Юлии Тимошенко в критике газового контракта, впрочем, как и в любой критике, традиционно будут усматривать некий "тайный умысел" конкурентов. Куда сложнее оперировать аргументами и реальными фактами. Между тем, газовый контракт от 2009 года, актуализировавшийся в контексте промежуточного, но важного, решения Стокгольмского арбитража, требует некоего экскурса в историю вопроса.

Я здесь умолчу о заявлении лидера "Батьківщини" о том, что "саме газовий контракт 2009 року дав можливість боротися в арбітражі і перемагати". На кого это заявление рассчитано – непонятно. Если с целью смягчения возможной критики в адрес Тимошенко, и критики справедливой, то лучше было бы вообще ничего не говорить. Признаюсь, я вначале подумала, что это заявление – это троллинг. Но напомнить о самом контексте подписания этого договора представляется важным. Как с точки зрения анализа прецедента, того, к чему приводит экономическая зависимость от РФ. Так и с точки зрения спекуляций на вопросе внутри Украины – имею в виду попытки значительной части политического класса, в том числе подписанта газового контакта, переложить всю ответственность за ситуацию, в которой Украина оказалась в сфере энергетики после начала военной агрессии РФ исключительно на действующую власть. Попытаюсь кратко и тезисно изложить суть причин, которые привели Украину в Стокгольмский арбитраж.

1.До момента военной агрессии РФ "газовый вопрос" был одним из важнейших системообразующих факторов внешней и внутренней политики Украины, и представлял микс разных пластов и интересов – личных, политических, корпоративно-бизнесовых, государственных. Газовая торговля всегда выходила за рамки бизнеса, газ был важным элементом не только экономического, но и политического капитала. Поэтому тот, кто контролировал газовый рынок, априори являлся значимым участником политического процесса. Ведь сама по себе сопричастность к решению серьезных вопросов (типа, поставок и цены на газ), работа с большими компаниями и огромными суммами автоматически повышала статус и влияние в Украине человека, монополизировавшего это направление.

2. До 2014 года украинская экономика была одной из самых энергоемких в мире. При этом все украинские президенты и премьеры, выбирая между двумя принципиально разными векторами энергополитики – снижать энергоемкость экономики или договариваться с Россией о скидке на газ – всегда выбирали второй вариант. Потому что первый вариант требовал развития энергосберегающих технологий, масштабной модернизации всей украинской промышленности вообще и, соответственно, больших инвестиций. В то время как второй подход не требовал особых усилий, но при этом консервировал существующие проблемы и выводил на первое место вопрос цены и условий поставок российского газа.

3. Став премьером в 2005 году, Юлия Тимошенко первой предложила пересмотреть газовый контакт. Мотивация ее была в следующем. А). Она хотела сама контролировать сферу газовой торговли (будучи премьером, она не раз лоббировала "Итеру", которая ранее уже была газовым посредником, а ее руководителя Игоря Макарова вносила в список официальных делегаций в газовых переговорах, с тем, чтобы "Итера" заменила РУЭ). Б). РУЭ и ее украинские бенефициары всегда занимали антитимошенковскую позицию (и в вопросе возможного союза БЮТ с ПР в 2007 году, и в постоянном конфликте премьера Тимошенко с президентом Ющенко).

Как мы помним, "газовая война" с Россией в конце 2005-начале 2006 года закончилась сохранением РУЭ как поставщика и ценой за газ в 95 долларов. Когда в 2006 году премьером стал Янукович, присутствие РУЭ и договор пролонгировали, хоть цена и стала в 130 дол. Придя снова в 2007 году на премьерский пост, Тимошенко с новой энергией бросилась в борьбу с РУЭ, и добилась успеха, в обмен на подписание газового контракта от 2009 года.

Судя по всему, Тимошенко тогда пошла на жесткие условия со стороны Кремля, и подписала заведомо невыгодный для Украины газовый контракт, (прежде всего, большие объемы газа, которые Украина обязалась потреблять, согласно этого договора; а также формула take or pay, когда Украина должна платить даже за тот газ, который она не потребляет; ну и высокая цена, заложенная в формуле контракта), поскольку была уверена, что победит на президентских выборах в 2010 году. Следовательно, с точки зрения политики, она хотела избавиться от того крыла Партии регионов (Левочкин-Фирташ), которое выступало противовесом Тимошенко в конкуреции Ющенко-Тимошенко. Второе крыло Партии регионов (в лице Клюева) – наоборот, выступало за союз с БЮТ, отстаивая идею ПРиБЮТ. С точки зрения бизнеса – невыгодные условия договора и в итоге высокая стоимость, которую Украина должна была платить за газ, видимо, компенсировались изъятыми у РУЭ 11 млрд. кубометрами газа, которые в сумме составляли более-менее приемлемую для Украины цену на тот момент.

Тимошенко была уверена, что победит в 2010 году на выборах и пересмотрит потом этот договор. Но победил Янукович. Фирташ в конце 2010 года отсудил у "Нефтегаза" через Стокгольмский арбитраж 11 млрд. кубометров газа. Янукович подписал "харьковские соглашения". Ну а дальше война, одним из элементов которой стал экономический шантаж, в том числе при помощи газового договора от 2009 года. То есть, тактический политический выиграш Тимошенко в 2009 году (выгнать пособников политических конкурентов с газового рынка в обмен на невыгодный для страны договор, чтобы стать президентом, и потом пересмотреть договор) создал для Украины ряд уязвимостей стратегического характера.

А мораль всей этой истории такова.

1.Политические цели, не связанные с интересами государства, и, соответственно, мнимые тактические победы над конкурентами, всегда заканчиваются стратегическим поражением.

2.Внутриполитические розборки, которые политики выносят на внешнеполитическую площадку, рано или поздно, сработают против страны в целом.

Ну а призывы отдельных политиков вернуться в 2013 год, особенно со стороны, кто в мирное время имел все возможности, но ничего не сделал для энергомодернизации, что позволило бы избежать резкого повышения тарифов в сжатый период времени, выглядят, по меньшей мере, безответственно.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Про стратегічну не/визначеність та рух до неї

Все ж, є відчуття та певні передумови вважати, що адміністрація Дональда Трампа енергійно почне діяти у напрямку зупинки війни. Це також помітно і по рішеннях діючої адміністрації Джозефа Байдена, яка зараз задіює усі можливі ресурси, що важливо...

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...