22 червня 2017, 01:59

Инициатива закона о деоккупации и реинтеграции Донбасса. Почему сейчас

Одной из главных тем в публичном пространстве на предыдущей и текущей неделях стала инициатива закона о реинтеграции оккупированных территорий, а также возможный переход от АТО к другому формату защиты от агрессии РФ.

Тема, казалось бы, объединяющая. Потому что: 1. касается национальной безопасности; 2. в своем подходе соединяет все важнейшие позиции/инструменты (статус территорий как временно оккупированных, возможность для ВСУ более оперативно и адекватно реагировать на военную агрессию РФ, при сохранении политико-дипломатического пути возврата украинских территорий, конкретные предложения гуманитарного характера, касающиеся жителей Донбасса).

Но ряд политиков при этом почему-то пытаются не расширить контекст вопроса, а, наоборот, его сузить, свести исключительно к внутриполитической тематике – к якобы стремлению власти ввести военное положение с целью не проведения выборов (интересно, каких, кстати?), внутренним конфликтам и т.д. То есть, к трактовкам, которые, на мой субъективный взгляд, не имеют никакого отношения к сути инициатив. Странно также, порой, звучит внешнеполитическая позиция отдельных политиков. Скажем, выйти из Минских соглашений (и это на фоне того, что ЕС в ближайшее время должен принять решение об очередном продлении санкций против РФ), а не сочетать, скажем, с другими возможными форматами. Или – перенести переговоры в Вену (вообще фантастическое предложение, мотивированное его автором тем, что между Дональдом Трампом и Эммануэлем Макроном якобы есть непреодолимые противоречия). Не меньше домыслов возникает и вокруг того, почему такая инициатива появилась именно сейчас. Самый распространенный штапм – следующий: идея закона возникала после заявления Рекса Тиллерсона, что надо искать другие форматы вне Минска.

Ответ на вопрос "почему такая инициатива появилась именно сейчас?", на мой взгляд, автоматически разъяснит, во многом, и смысл самой инициативы. Потому что время, условия и обстоятельства как раз и стали определяющими. Я считаю, что такая инициатива появилась именно сейчас, исходя из трех факторов. 1. Усиления (военного, экономического) Украины и перехода от исключительно оборонительной тактики к тактике маневренной (в частности, иски против РФ в международных судах). 2. Благоприятной внешней конъюнктуры (России не удалось "гибридизировать" Европу и навязать США "Ялту-2"). 3. Смены тактики со стороны российской власти (неудачную попытку использовать "ЛДНР" в качестве инструмента военного шантажа Украины Кремль, судя по всему, меняет на ползучую аннексию Донбасса).

Ниже я попытаюсь более детально остановиться на этих факторах – для того, чтобы показать, что на разных этапах войны, которую российская власть вела и ведёт против Украины уже четвёртый год и которую уже можно периодизировать, были свои риски и возможности, влияющие на диапазон тактики и противодействия со стороны Украины. А стратегия возврата наших территорий в границы 1991 года, о которой так любят спрашивать у власти многие оппозиционные политики, остается неизменной. Это сочетание внутренних и внешних инструментов: усиление обороноспособности Украины, международная поддержка (санкции, резолюции), международные суды. И, надо сказать, что эти же политики на вопрос: "А чтобы делали они?" – озвучивают такой же подход, что и власть.

Первый этап. 2014-2015 годы. Этот период характеризовался самой высокой степенью рисков и неопределённости дальнейшего возможного развития ситуации. Риск полномасштабной агрессии в этот период, на фоне публичных заявлений о "Новороссии" и сухопутном коридоре России в Крым через территорию Украины, был значителен. Также был высок риск экономического краха Украины (с учётом российского шантажа газом, долга Януковича в 3 млрд.долл., ограничения транзита украинского экспорта в ряд стран СНГ и т.д.).

Запад не в меньшей степени, чем Украина, был ошеломлен наглостью Кремля в стремлении пересмотреть границы 1991 года, и какое-то время, даже когда уже были введены санкции, видимо, считал единственно правильной логику "не давать лишнего повода для раздражения агрессора". Затем эта логика трансформировалась в подход "найти выход из конфликта, позволяющий Путину сохранить лицо".

Для Украины этот период, несмотря на трагичные даты (Иловайск, Дебальцево, события под парламентом во время голосования за изменения в Конституцию в первом чтении 31 августа 2015 года), закончился локализацией военного конфликта, преодолением риска дефолта, существенным усилением обороноспособности Украины, переходом от добровольческих батальонов к регулярным Вооружённым силам. Запад, тем временем, стал наблюдать первые прецеденты "гибридизации" ситуации уже на пространстве стабильной Европы. Ну а Кремль все ещё был полон иллюзий перевести взлом ситуации в 2014 году и военное преимущество в войне против Украины в стратегический выигрыш и гео/политическую победу.

Второй этап. 2016 год. В этот период для Украины было важно если не победить, то удержать линию "въедания" России в "тело" Украины на уровне ОРДЛО. То есть, не допустить дальнейшего распространения агрессии РФ, "шифрующейся" под сепаратизм, в другие украинские области. Украине это удалось, в том числе и потому, что к 2016 году у нас появилась настоящая армия, сформированная уже на контрактной основе.

Кроме того, в 2016 году Украина добилась важнейшего промежуточного результата в противостоянии России – смогла убедить Запад в том, что подход, на котором настаивает Кремль (политические изменения под давлением военного шантажа) не приведет к миру, а, наоборот – к усилению войны. И только вариант "вначале безопасность", который априори будет лежать в качестве главных и первых условий в любых соглашениях, а не только Минских, – необходимое условие для мира. Постепенно акцент с изменений в Конституцию, если говорить о политической части Минских соглашений, сместился на тему выборов, а с темы выборов – на первые пункты по безопасности. И уже со второй половины 2016 года мантра Путина о федерализации как несбывшаяся мечта по ослаблению/обвалу Украинской государственности, как и любое упоминание Кремля о политической части Минска, заканчивались заявлениями о приоритетности выполнения пунктов по безопасности и напоминанием о том, что санкции с России будут сняты после выполнения ею обязательств в рамках Минска. Как только украинской власти удалось убедить в необходимости выполнения пунктов по безопасности Ангелу Меркель и Франсуа Олланда, Кремль тут же стал де-факто саботировать Минские соглашения и Нормандский формат.

В итоге, санкции по Крыму и Донбассу были не только продлены, но и расширены по отдельным направлениям. Украина завершила 2016 год принятием важнейшей резолюции по Крыму, а также расширением санкций против РФ по Крыму со стороны уходящей администрации Обамы.

В целом же, в 2016 году было много сложных событий – касающихся как непосредственно Украины, так и целостности внутри ЕС (референдум в Нидерландах, Брекзит в Великобритании). При этом на уровне ЕС и НАТО произошло осознание угроз со стороны РФ, что и было зафиксировано и отображено в пяти базовых пунктах выстраивания политики между ЕС и Россией, а также в решениях по итогам Саммита НАТО в июле 2016 года. Кремль, в свою очередь, занял выжидательную позицию. Вначале в ожидании результата выборов в США, затем, после победы Дональда Трампа, в ожидании пакта "Ялта-2" и выборов в странах ЕС. Параллельно российская власть активизировала свое присутствие в Сирии, видимо, рассчитывая на то, чтобы обменять свои уступки в этом регионе на уступки и согласие на "российский сценарий" по Украине со стороны администрации Трампа и новых политэлит ряда европейских стран.

Третий этип. 2017 год – март 2018 года. Уже первая половина 2017 года принесла ряд значимых событий для нас. Два иска Украины к России в Международный суд ООН. Получение безвизового режима Украины со странами Шенгена и окончательная ратификация Соглашения об ассоциации.

К реально значимым результатам можно отнести и визит президента Украины в США, во время которого: 1). Петру Порошенко удалось изложить американскому президенту реалистичную картинку происходящего на Востоке Украины накануне возможной встречи Дональда Трампа и Владимира Путина на саммите G20; 2). администрация Трампа признала факт агрессии России, заверила в своей позиции продолжения санкций и позиции политической поддержки Украины; 3). визит президента Украины в США имел широкое тематическое разнообразие (кроме встречи с Трампом, состоялись встречи с вице-президентом, госсекретарем, министрами энергетики и обороны).

По большему счету, евроинтеграционные результаты полностью обессмыслили и показали несостоятельность расчета Кремля на создание псевдообразований на Донбассе с целью шантажа Украины. И поскольку российская власть не может использовать "ЛДНР" как инструмент обездвиживания Украины, она перешла к тактике постепенной аннексии оккупированных территорий, признаки которой следующие: Россия ввела рубль, как платежную единицу на захваченной территории Донбасса; признала так называемые паспорта фейковых народных республик; конфисковала ряд украинских предприятий. Вопрос же незаконно удерживаемых украинских граждан, как на территории РФ, так и в ОРДЛО, перешел в стадию затягивания. Инициатива верификации изначально появилась из-за того, что Кремль и боевики не верили в то, что более 70 % задержанных сепаратистов и их пособников не хотят возвращаться на оккупированные территории, предпочитая оставаться в украинских тюрьмах (а те, кто освободились, так тем более не хотят уезжать в ОРДЛО), а затем перешла исключительно в плоскость затягивания.

В этом сиысле вполне логично, что Украина на фоне судебных исков в международные суды, внешне благоприятной конъюнктуры (пакта Трамп-Путин нет, выборы в Нидерландах и Франции закончились не тем результатом, на который рассчитывал Кремль), а также смены тактики РФ, иницирует на законодательном уровне смену АТО на другой формат, а также закон о деоккупации и реинтеграции регионов Донбасса. Главная цель законопроекта – усилить правовые возможности использования ВСУ для защиты от агрессии и создать правовые основания для реинтеграции оккупированных территорий Донбасса.

Изучив имеющуюся информацию относительно сути предлагаемого законопроекта о деоккупации и реинтеграции отдельных регионов Донбасса, могу выделить следующие позиции. Во-первых, предлагается изменить название и определение боевых действий. Вместо АТО – самооборона (будет сформулировано четкое название этих действий, согласно 54 статьи Устава ООН), направленная на восстановление территориальной целостности Украины. Во-вторых, в законопроекте будет указан субьект агрессии. В-третьих, предлагается создать единый Центр управления боевой ситуацией и регионами Донбасса, куда войдут представители Министерства по реинтеграции Донбасса, военных гражданских администраций, Вооруженных Сил Украины, СБУ, МВД. Определяется, в каких случаях в отдельных регионах Донбасса может быть введено чрезвычайное или военное положение. Президенту будут даны соответствующие полномочия как главнокомандующему управлять определенными военными операциями в случае необходимости. В-четвертых, подчеркивается, что решение этого конфликта должно происходить политико-дипломатическим путем. Это важно, чтобы снять возможные спекуляции России относительно обострения боевых действий. В-пятых, законопроект не противоречит Минским соглашениям. Предлагаемые изменения соответствуют соглашениям в том числе в части по безопасности: отвод вооружений, разминирование, освобождение заложников, разоружение сепаратистов, вывод за государственную границу Украины иностранных войск и группировок. Этот порядок предусматривает в том числе введение в перспективе полицейской миссии ОБСЕ или других миротворческих формирований. В данном случае фиксируется, что Украина не нарушает Минские соглашения, в отличие от России. В-шестых, предлагается порядок предоставления гражданскому населению социальных, медицинских и административных услуг. В этой инициативе, на мой взгляд, Украина расширяет возможности маневра и ответа на агрессию РФ.

Еще одна важная законодательная инициатива, которую Украине необходимо реализовать в 2017-2018 годах – это изменения в Конституцию о предоставлении крымским татарам национальной автономии.

Конечно, фактор президентских выборов в РФ в марте 2018 года является сдерживающим для Кремля в деоккупации Украины. Имею в виду то, что никакой позитивной повестки, ориентированной на внутреннее развитие, мы в России, скорее всего, не слышим до выборов – хвастаться нечем, поэтому вся публичная повестка строится на "врагах" по всему миру. Но так бывает, что выборы – это не решение проблемы, а только ее начало. С учетом того, что акцент на внешних "врагах" и война против Украины лишь отвлекают, но не снимают существующих проблем внутри РФ, и осознание ошибочности курса действующей российской власти на войну и "перспективный изоляционизм" как ее следствие – это вопрос времени, следующий риск для нас будет представлять не только агрессивная Россия. Но и неизвестная и непрогнозированная Россия. В том числе и для самой себя. Но "нам своє робить": усиливать обороноспособность, наполнять реальным содержанием Соглашение об ассоциации, проводить реформы, сочетать внутренние и внешние инструменты/площадки для восстановления территориальной целостности Украины.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...

Чи можна "заморозити" війну без руху до сталого миру

По суті, Олаф Щольц пропонує (маю на увазі його пропозиції, про які пише La Repubblika) варіант замороження війни. Мабуть, виходячи із того, що за умов крайніх позицій сторін можливо говорити про варіанти зменшення активності – і бажано не за рахунок країни, на яку здійснено напад, а за рахунок країни, яка цей напад здійснила...