Олеся Яхно Політичний експерт

Инициатива закона о деоккупации и реинтеграции Донбасса. Почему сейчас

22 червня 2017, 00:59

Одной из главных тем в публичном пространстве на предыдущей и текущей неделях стала инициатива закона о реинтеграции оккупированных территорий, а также возможный переход от АТО к другому формату защиты от агрессии РФ.

Тема, казалось бы, объединяющая. Потому что: 1. касается национальной безопасности; 2. в своем подходе соединяет все важнейшие позиции/инструменты (статус территорий как временно оккупированных, возможность для ВСУ более оперативно и адекватно реагировать на военную агрессию РФ, при сохранении политико-дипломатического пути возврата украинских территорий, конкретные предложения гуманитарного характера, касающиеся жителей Донбасса).

Но ряд политиков при этом почему-то пытаются не расширить контекст вопроса, а, наоборот, его сузить, свести исключительно к внутриполитической тематике – к якобы стремлению власти ввести военное положение с целью не проведения выборов (интересно, каких, кстати?), внутренним конфликтам и т.д. То есть, к трактовкам, которые, на мой субъективный взгляд, не имеют никакого отношения к сути инициатив. Странно также, порой, звучит внешнеполитическая позиция отдельных политиков. Скажем, выйти из Минских соглашений (и это на фоне того, что ЕС в ближайшее время должен принять решение об очередном продлении санкций против РФ), а не сочетать, скажем, с другими возможными форматами. Или – перенести переговоры в Вену (вообще фантастическое предложение, мотивированное его автором тем, что между Дональдом Трампом и Эммануэлем Макроном якобы есть непреодолимые противоречия). Не меньше домыслов возникает и вокруг того, почему такая инициатива появилась именно сейчас. Самый распространенный штапм – следующий: идея закона возникала после заявления Рекса Тиллерсона, что надо искать другие форматы вне Минска.

Ответ на вопрос "почему такая инициатива появилась именно сейчас?", на мой взгляд, автоматически разъяснит, во многом, и смысл самой инициативы. Потому что время, условия и обстоятельства как раз и стали определяющими. Я считаю, что такая инициатива появилась именно сейчас, исходя из трех факторов. 1. Усиления (военного, экономического) Украины и перехода от исключительно оборонительной тактики к тактике маневренной (в частности, иски против РФ в международных судах). 2. Благоприятной внешней конъюнктуры (России не удалось "гибридизировать" Европу и навязать США "Ялту-2"). 3. Смены тактики со стороны российской власти (неудачную попытку использовать "ЛДНР" в качестве инструмента военного шантажа Украины Кремль, судя по всему, меняет на ползучую аннексию Донбасса).

Ниже я попытаюсь более детально остановиться на этих факторах – для того, чтобы показать, что на разных этапах войны, которую российская власть вела и ведёт против Украины уже четвёртый год и которую уже можно периодизировать, были свои риски и возможности, влияющие на диапазон тактики и противодействия со стороны Украины. А стратегия возврата наших территорий в границы 1991 года, о которой так любят спрашивать у власти многие оппозиционные политики, остается неизменной. Это сочетание внутренних и внешних инструментов: усиление обороноспособности Украины, международная поддержка (санкции, резолюции), международные суды. И, надо сказать, что эти же политики на вопрос: "А чтобы делали они?" – озвучивают такой же подход, что и власть.

Первый этап. 2014-2015 годы. Этот период характеризовался самой высокой степенью рисков и неопределённости дальнейшего возможного развития ситуации. Риск полномасштабной агрессии в этот период, на фоне публичных заявлений о "Новороссии" и сухопутном коридоре России в Крым через территорию Украины, был значителен. Также был высок риск экономического краха Украины (с учётом российского шантажа газом, долга Януковича в 3 млрд.долл., ограничения транзита украинского экспорта в ряд стран СНГ и т.д.).

Запад не в меньшей степени, чем Украина, был ошеломлен наглостью Кремля в стремлении пересмотреть границы 1991 года, и какое-то время, даже когда уже были введены санкции, видимо, считал единственно правильной логику "не давать лишнего повода для раздражения агрессора". Затем эта логика трансформировалась в подход "найти выход из конфликта, позволяющий Путину сохранить лицо".

Для Украины этот период, несмотря на трагичные даты (Иловайск, Дебальцево, события под парламентом во время голосования за изменения в Конституцию в первом чтении 31 августа 2015 года), закончился локализацией военного конфликта, преодолением риска дефолта, существенным усилением обороноспособности Украины, переходом от добровольческих батальонов к регулярным Вооружённым силам. Запад, тем временем, стал наблюдать первые прецеденты "гибридизации" ситуации уже на пространстве стабильной Европы. Ну а Кремль все ещё был полон иллюзий перевести взлом ситуации в 2014 году и военное преимущество в войне против Украины в стратегический выигрыш и гео/политическую победу.

Второй этап. 2016 год. В этот период для Украины было важно если не победить, то удержать линию "въедания" России в "тело" Украины на уровне ОРДЛО. То есть, не допустить дальнейшего распространения агрессии РФ, "шифрующейся" под сепаратизм, в другие украинские области. Украине это удалось, в том числе и потому, что к 2016 году у нас появилась настоящая армия, сформированная уже на контрактной основе.

Кроме того, в 2016 году Украина добилась важнейшего промежуточного результата в противостоянии России – смогла убедить Запад в том, что подход, на котором настаивает Кремль (политические изменения под давлением военного шантажа) не приведет к миру, а, наоборот – к усилению войны. И только вариант "вначале безопасность", который априори будет лежать в качестве главных и первых условий в любых соглашениях, а не только Минских, – необходимое условие для мира. Постепенно акцент с изменений в Конституцию, если говорить о политической части Минских соглашений, сместился на тему выборов, а с темы выборов – на первые пункты по безопасности. И уже со второй половины 2016 года мантра Путина о федерализации как несбывшаяся мечта по ослаблению/обвалу Украинской государственности, как и любое упоминание Кремля о политической части Минска, заканчивались заявлениями о приоритетности выполнения пунктов по безопасности и напоминанием о том, что санкции с России будут сняты после выполнения ею обязательств в рамках Минска. Как только украинской власти удалось убедить в необходимости выполнения пунктов по безопасности Ангелу Меркель и Франсуа Олланда, Кремль тут же стал де-факто саботировать Минские соглашения и Нормандский формат.

В итоге, санкции по Крыму и Донбассу были не только продлены, но и расширены по отдельным направлениям. Украина завершила 2016 год принятием важнейшей резолюции по Крыму, а также расширением санкций против РФ по Крыму со стороны уходящей администрации Обамы.

В целом же, в 2016 году было много сложных событий – касающихся как непосредственно Украины, так и целостности внутри ЕС (референдум в Нидерландах, Брекзит в Великобритании). При этом на уровне ЕС и НАТО произошло осознание угроз со стороны РФ, что и было зафиксировано и отображено в пяти базовых пунктах выстраивания политики между ЕС и Россией, а также в решениях по итогам Саммита НАТО в июле 2016 года. Кремль, в свою очередь, занял выжидательную позицию. Вначале в ожидании результата выборов в США, затем, после победы Дональда Трампа, в ожидании пакта "Ялта-2" и выборов в странах ЕС. Параллельно российская власть активизировала свое присутствие в Сирии, видимо, рассчитывая на то, чтобы обменять свои уступки в этом регионе на уступки и согласие на "российский сценарий" по Украине со стороны администрации Трампа и новых политэлит ряда европейских стран.

Третий этип. 2017 год – март 2018 года. Уже первая половина 2017 года принесла ряд значимых событий для нас. Два иска Украины к России в Международный суд ООН. Получение безвизового режима Украины со странами Шенгена и окончательная ратификация Соглашения об ассоциации.

К реально значимым результатам можно отнести и визит президента Украины в США, во время которого: 1). Петру Порошенко удалось изложить американскому президенту реалистичную картинку происходящего на Востоке Украины накануне возможной встречи Дональда Трампа и Владимира Путина на саммите G20; 2). администрация Трампа признала факт агрессии России, заверила в своей позиции продолжения санкций и позиции политической поддержки Украины; 3). визит президента Украины в США имел широкое тематическое разнообразие (кроме встречи с Трампом, состоялись встречи с вице-президентом, госсекретарем, министрами энергетики и обороны).

По большему счету, евроинтеграционные результаты полностью обессмыслили и показали несостоятельность расчета Кремля на создание псевдообразований на Донбассе с целью шантажа Украины. И поскольку российская власть не может использовать "ЛДНР" как инструмент обездвиживания Украины, она перешла к тактике постепенной аннексии оккупированных территорий, признаки которой следующие: Россия ввела рубль, как платежную единицу на захваченной территории Донбасса; признала так называемые паспорта фейковых народных республик; конфисковала ряд украинских предприятий. Вопрос же незаконно удерживаемых украинских граждан, как на территории РФ, так и в ОРДЛО, перешел в стадию затягивания. Инициатива верификации изначально появилась из-за того, что Кремль и боевики не верили в то, что более 70 % задержанных сепаратистов и их пособников не хотят возвращаться на оккупированные территории, предпочитая оставаться в украинских тюрьмах (а те, кто освободились, так тем более не хотят уезжать в ОРДЛО), а затем перешла исключительно в плоскость затягивания.

В этом сиысле вполне логично, что Украина на фоне судебных исков в международные суды, внешне благоприятной конъюнктуры (пакта Трамп-Путин нет, выборы в Нидерландах и Франции закончились не тем результатом, на который рассчитывал Кремль), а также смены тактики РФ, иницирует на законодательном уровне смену АТО на другой формат, а также закон о деоккупации и реинтеграции регионов Донбасса. Главная цель законопроекта – усилить правовые возможности использования ВСУ для защиты от агрессии и создать правовые основания для реинтеграции оккупированных территорий Донбасса.

Изучив имеющуюся информацию относительно сути предлагаемого законопроекта о деоккупации и реинтеграции отдельных регионов Донбасса, могу выделить следующие позиции. Во-первых, предлагается изменить название и определение боевых действий. Вместо АТО – самооборона (будет сформулировано четкое название этих действий, согласно 54 статьи Устава ООН), направленная на восстановление территориальной целостности Украины. Во-вторых, в законопроекте будет указан субьект агрессии. В-третьих, предлагается создать единый Центр управления боевой ситуацией и регионами Донбасса, куда войдут представители Министерства по реинтеграции Донбасса, военных гражданских администраций, Вооруженных Сил Украины, СБУ, МВД. Определяется, в каких случаях в отдельных регионах Донбасса может быть введено чрезвычайное или военное положение. Президенту будут даны соответствующие полномочия как главнокомандующему управлять определенными военными операциями в случае необходимости. В-четвертых, подчеркивается, что решение этого конфликта должно происходить политико-дипломатическим путем. Это важно, чтобы снять возможные спекуляции России относительно обострения боевых действий. В-пятых, законопроект не противоречит Минским соглашениям. Предлагаемые изменения соответствуют соглашениям в том числе в части по безопасности: отвод вооружений, разминирование, освобождение заложников, разоружение сепаратистов, вывод за государственную границу Украины иностранных войск и группировок. Этот порядок предусматривает в том числе введение в перспективе полицейской миссии ОБСЕ или других миротворческих формирований. В данном случае фиксируется, что Украина не нарушает Минские соглашения, в отличие от России. В-шестых, предлагается порядок предоставления гражданскому населению социальных, медицинских и административных услуг. В этой инициативе, на мой взгляд, Украина расширяет возможности маневра и ответа на агрессию РФ.

Еще одна важная законодательная инициатива, которую Украине необходимо реализовать в 2017-2018 годах – это изменения в Конституцию о предоставлении крымским татарам национальной автономии.

Конечно, фактор президентских выборов в РФ в марте 2018 года является сдерживающим для Кремля в деоккупации Украины. Имею в виду то, что никакой позитивной повестки, ориентированной на внутреннее развитие, мы в России, скорее всего, не слышим до выборов – хвастаться нечем, поэтому вся публичная повестка строится на "врагах" по всему миру. Но так бывает, что выборы – это не решение проблемы, а только ее начало. С учетом того, что акцент на внешних "врагах" и война против Украины лишь отвлекают, но не снимают существующих проблем внутри РФ, и осознание ошибочности курса действующей российской власти на войну и "перспективный изоляционизм" как ее следствие – это вопрос времени, следующий риск для нас будет представлять не только агрессивная Россия. Но и неизвестная и непрогнозированная Россия. В том числе и для самой себя. Но "нам своє робить": усиливать обороноспособность, наполнять реальным содержанием Соглашение об ассоциации, проводить реформы, сочетать внутренние и внешние инструменты/площадки для восстановления территориальной целостности Украины.

powered by lun.ua
Коментарі — 33
Олег Чирва _ 26.06.2017 21:02
IP: 37.229.133.---
Сергей Ченцов:
Извините не читал всю статью, автор известная дворцовая прислуга. Ещё 14 месяцев назад назвала меня кремлёвским прихвостнем, на мои критические комментарии в адрес руководства страны. Я помню Яхно
предрекала Гройсман премьер видимое улучшения в рехформах, в борьбе с коррупцией, улучшение на порядок экономики. Считаю. что после прожитого периода геноцида украинского народа Олеся, должна постричься в монашки.
А Белковский – против!
Logic2009 _ 24.06.2017 16:09
IP: 91.196.178.---
Сергей Ченцов:
назвала меня кремлёвским прихвостнем.
Судячи з Вашої риторики, небезпідставно.
Ви таким і є.
Сергей Ченцов _ 23.06.2017 16:32
IP: 104.155.4.---
Извините не читал всю статью, автор известная дворцовая прислуга. Ещё 14 месяцев назад назвала меня кремлёвским прихвостнем, на мои критические комментарии в адрес руководства страны. Я помню Яхно
предрекала Гройсман премьер видимое улучшения в рехформах, в борьбе с коррупцией, улучшение на порядок экономики. Считаю. что после прожитого периода геноцида украинского народа Олеся, должна постричься в монашки.
Sergey Bilochenko _ 23.06.2017 10:32
IP: 104.155.11.---
БезМОЗГ
Ua Gall _ 23.06.2017 09:02
IP: 91.200.113.---
Redford Garfield:
... например безвиз, то что им воспольз. 0,5 населения укр, НО то что это НАМБА ВАН, хоть обычным людям это все равно, Это точно, Потому уверен что в ближайшие 15 лет путин с донбаса не уйдет, незнаю но даже 2,3% военые? или совки? поддержки это тот монолит, за который держаца крепко будут, хоть обычным людям все...
А у нас -безгаз,безвиз и безВас!

Так плачь Россия,
Ликуй Европа!
Без нас Россия-
Большая **опа!
Redford Garfield _ 23.06.2017 01:11
IP: 91.211.175.---
... например безвиз, то что им воспольз. 0,5 населения укр, НО то что это НАМБА ВАН, хоть обычным людям это все равно, Это точно, Потому уверен что в ближайшие 15 лет путин с донбаса не уйдет, незнаю но даже 2,3% военые? или совки? поддержки это тот монолит, за который держаца крепко будут, хоть обычным людям все...
Yaroslav Yurkiv _ 22.06.2017 22:22
IP: 104.155.35.---
Orest Jj:
Yaroslav Yurkiv:

А теперь вопрос – каким образом собираются военным путем освобождать город – миллионник, который в случае боевых действий будет как заложник и действия боевиков будут подобны ИГИловцам?
Второй вопрос – вы действительно думаете что в луга/н/доне одни идиоты и они с радостью перейдут мирно под "крыло" нынешней власти мародеров?
=======
Як тільки кацапське військо покине терени України, в горадє-мілліоннікє не залишиться навіть сепаратиського смороду.
товарисч, не несите пургу. Мирную или военную деокупацию в луга/н/доне ждут максимум 15% населения. Остальнім – и на) (рен не нужно це шоколадное кубло мародеров – с ним больше проблем.
Добавьте суда тісяч 30 вооруженніх до зубов бандюков, которім и в Мордор дорога закріта и на материк – крові по макушку.
Поєнтому они будут отстреливаться до последнего патрона и что бі взять донецк – его нужно превратить в алеппо.
А ві, таварісч, в які праценти входітє?
Orest Jj _ 22.06.2017 21:50
IP: 77.52.89.---
Yaroslav Yurkiv:
Orest Jj:
А теперь вопрос – каким образом собираются военным путем освобождать город – миллионник, который в случае боевых действий будет как заложник и действия боевиков будут подобны ИГИловцам?
Второй вопрос – вы действительно думаете что в луга/н/доне одни идиоты и они с радостью перейдут мирно под "крыло" нынешней власти мародеров?
=======
Як тільки кацапське військо покине терени України, в горадє-мілліоннікє не залишиться навіть сепаратиського смороду.
товарисч, не несите пургу. Мирную или военную деокупацию в луга/н/доне ждут максимум 15% населения. Остальнім – и на) (рен не нужно це шоколадное кубло мародеров – с ним больше проблем.
Добавьте суда тісяч 30 вооруженніх до зубов бандюков, которім и в Мордор дорога закріта и на материк – крові по макушку.
Поєнтому они будут отстреливаться до последнего патрона и что бі взять донецк – его нужно превратить в алеппо.
Yaroslav Yurkiv _ 22.06.2017 21:29
IP: 130.211.63.---
Yaroslav Yurkiv:
Олександр Перший:
Пані Олесі респект. Дуже добрий аналіз: інформативний і обґрунтований.
По суті – так.
По бютосуті – ні.
Yaroslav Yurkiv _ 22.06.2017 21:27
IP: 35.187.34.---
Олександр Перший:
Пані Олесі респект. Дуже добрий аналіз: інформативний і обґрунтований.
По суті – так.
Yaroslav Yurkiv _ 22.06.2017 21:26
IP: 104.155.66.---
Orest Jj:
А теперь вопрос – каким образом собираются военным путем освобождать город – миллионник, который в случае боевых действий будет как заложник и действия боевиков будут подобны ИГИловцам?
Второй вопрос – вы действительно думаете что в луга/н/доне одни идиоты и они с радостью перейдут мирно под "крыло" нынешней власти мародеров?
=======
Як тільки кацапське військо покине терени України, в горадє-мілліоннікє не залишиться навіть сепаратиського смороду.
Orest Jj _ 22.06.2017 19:32
IP: 77.52.89.---
Олександр Перший:
1. Ви багато по чьому "не володіетє інформаціею". Особливо – з нашого краю.
2. Нинішня влада захмарно коштуе для суспільства а "вихлопу" – мізер. І "вихлом" все більш та більш зменшуеться а кошторис на утримку ціеї влади усе збільшуеться.
Олександр Перший _ 22.06.2017 19:18
IP: 188.163.12.---
Orest Jj:
Со Славянска выпустили (подчеркиваю – именно ВЫПУСТИЛИ) Гиркина и около двух тысяч вооруженных бандюков мотивирую тем, что нельзя штурмовать 70 тысячный город...
Що до Славянська не володію інформацією. Тому не можу сказати, що це було: зрада, дурість, мудрість чи невиправдана довірливість, яку продемонстрували наші військові при виходу з Іловайська, повіривши ворогу на слово.
Щодо волонтера Касьянова, краще б він сказав, як зробити більше. Про нього самого можна завжди сказати, що він зробив не достатньо (війна ж не виграна). Але треба виходити з можливого, а не з бажаного, тим більш бажаного людьми, які не володіють необхідним об'ємом інформації.
Orest Jj _ 22.06.2017 18:10
IP: 77.52.89.---
мдя, Олеся, урожайность на ветке ниже плинтуса хотя и тема типа архистратегическая – " Мы стоим по-колена в грязи на пороге космической эры"...Как и публичный рейтинг облизуемого...
"Аннушка не только купила масло, но уже и разлила"

"...Зик транзит глория мунди. Шизофрения"
Orest Jj _ 22.06.2017 14:33
IP: 77.52.89.---
Юрий Касьянов. Волонтер, публицист.
Победа Рошен
Вот скажите мне, любители сладкого, в чём глубокий смысл помпезного (и дорогостоящего) вояжа за океан нашего дражайшего президента?... Ну, пожал руку Трампу, перекинулся парой дежурных слов в рамках протокола, пофоткался, переговорил со вторыми людьми в Белом доме, дал интервью американскому каналу... Победа где?... На фотографии?... В словах Трампа, сказавшего, что он поддерживает Украину?... Так это он и раньше говорил, и Обама говорил, все это говорят...
Но оружие где?.За все годы войны с Россией американцы не продали нам даже ржавой двухстволки.
-Израиль получит от США военной помощи минимум на 38 миллиардов долларов
- Египет постоянно получает оружие и снаряжение на 1 миллиард в год.
-курды. Вообще не страна – 500 млн долларов на оружие и боеприпасы.

...Победа есть. Она в каждой новой шоколадке "Рошен"
Orest Jj _ 22.06.2017 13:46
IP: 77.52.89.---
Олександр Перший:
Пані Олесі респект. Дуже добрий аналіз: інформативний і обґрунтований.
точна. Тока все упирается в одну маленькую детальку, которая напрочь перечеркивает всю мармеладную мивину,щедро развешуемую нынешними миротворцами.
Со Славянска выпустили (подчеркиваю – именно ВЫПУСТИЛИ) Гиркина и около двух тысяч вооруженных бандюков мотивирую тем, что нельзя штурмовать 70 тысячный город. Казалось – миротворчество так и прэ, НО – миротворцы выпустили бандитов в город МИЛЛИОННИК!!!!, качественно усилив таким способом местных бандитов уже квалифицированными боевиками.
А теперь вопрос – каким образом собираются военным путем освобождать город – миллионник, который в случае боевых действий будет как заложник и действия боевиков будут подобны ИГИловцам?
Второй вопрос – вы действительно думаете что в луга/н/доне одни идиоты и они с радостью перейдут мирно под "крыло" нынешней власти мародеров?
Александр Воронин _ 22.06.2017 12:48
IP: 93.74.131.---
Олеся, а не в курсе- какие там настроенияв депутатском корпусе – чтобы принять донбасский законпроект? Он как-то коррелируется с проектами деокупации Оксаны Сыроид и альтернативные ми проекту от Найема и Веселовой?
Олександр Перший _ 22.06.2017 12:40
IP: 188.163.12.---
Пані Олесі респект. Дуже добрий аналіз: інформативний і обґрунтований.
Олександр Перший _ 22.06.2017 12:37
IP: 188.163.12.---
Vladimir Khotenko:
Проверил на сайте госдепартамента. Извините, он действительно врал.
whitehouse.gov/the-press-office/2017/06/20/remarks-president-trump-and-president-poroshenko-ukraine

Тайминг 11:09... 11.11 т.е.3 минуты.
Вы, скорее всего, приводите время официальных приветствий перед журналистами для фото, которое длилось 2 минуты. А переговоры (без прессы) длились более 20 мин. (есть такая информация, не знаю насколько она достоверная). Впрочем, длительность встречи тут вообще не главное. Главное – личная встреча с президентом Украины произошла раньше встречи с Путиным. Вот эта картинка с рукопожатиями, с демонстрацией взаимного уважения и намерения сообща решать проблемы, очень важна для Украины и очень огорчительна для российских политиков.
Logic2009 _ 22.06.2017 12:20
IP: 91.196.177.---
Vladimir Khotenko:
Ещё раз мои извинения за неточность...
Врать тоже нужно уметь.
О таких как Вы писал Маршак.
"Что ни делает...".
valsh01 _ 22.06.2017 09:27
IP: 176.119.99.---
Andrey Kononenko:
valsh01:
что мы должны обсуждать? Мудрость Петра Алексеевича и администрации президента
==
Именно этого хочет Яхно.
Чего хочет Яхно – мне понятно. А хотим ли и мы этого? Если нет, то зачем тут, под ее словонасыщенным и пустым блогом, пишем и дискутируем? Я, например, высказав свое мнение, сваливаю отсюда. Чего и Вам желаю)) Ну, нету тут предмета для дискуссии)) Нечего тут обсуждать))
Sergey Bilochenko _ 22.06.2017 09:23
IP: 104.155.35.---
Andrey Kononenko:
Не "хочет" а обязана отрабатывать гранты
Andrey Kononenko _ 22.06.2017 09:17
IP: 188.163.73.---
valsh01:
что мы должны обсуждать? Мудрость Петра Алексеевича и администрации президента
Именно этого хочет Яхно.
Vladimir Khotenko _ 22.06.2017 09:09
IP: 104.155.35.---
Logic2009:
Секундометрист, отремонтируйте свой секундомер, он врёт.
Проверил на сайте госдепартамента. Извините, он действительно врал.
whitehouse.gov/the-press-office/2017/06/20/remarks-president-trump-and-president-poroshenko-ukraine

Тайминг 11:09... 11.11 т.е.3 минуты.
Ещё раз мои извинения за неточность. Виновные расстреляны, непричастные награждены.
Sergey Bilochenko _ 22.06.2017 09:00
IP: 35.189.213.---
Визит к Трампу длился менее чем ушло времени на написание напыщенной оды об этом.
Корупція1374 Aтака Путіна1254 Свобода слова572 Зеленський44 Україна та Європа1105
ОСТАННІ ЗАПИСИ
АВТОРИЗАЦІЯ І ВХІД ДЛЯ АВТОРІВ


УвійтиСкасувати
Якщо ви новий читач, будь ласка, зареєструйтесь
Забули пароль?
Ви можете увійти під своїм акаунтом у соціальних мережах:
Facebook   Twitter